...

Факторы, которые могут повлиять на переживание стресса как в лучшую, так и в худшую сторону

1. Семейные сценарии. Дети неизбежно являются свидетелями того, как родители либо другие значимые взрослые реагируют на стресс. У кого-то близкие люди спокойно анализировали обстановку и начинали решать проблемы. У кого-то заламывали руки и вкусно, с удовольствием рыдали, только потом начиная разруливать ситуацию. У кого-то — уходили в запой. А у кого-то — просто замирали и ничего не предпринимали в надежде, что оно «само рассосется». Ребенку может нравиться или не нравиться происходящее, но он подсознательно впитывает и копирует сценарий, который во взрослой жизни может запускаться автоматически: человек еще не успел подумать, а рука уже тянется к пачке сигарет, и он сам не замечает, как выкуривает одну за другой, как делал папа. Или вроде бы и не хотела впадать в лишнюю эмоциональность, а стоит появиться малейшему стрессовому фактору, и отыгрывается сценарий «упасть лицом в подушку и громко рыдать», как делала мама при любых неприятностях. И выйти из этого порочного круга получится, только если человек осознает, что его поведение в стрессовой ситуации непродуктивно, и будет готов осознанно менять сценарий. (Мы, естественно, не рассматриваем сценарий, который предлагает максимально продуктивную и «энергосберегающую» стратегию. Но там обычно и не встает вопрос о смене сценария, человеку и так комфортно, и вопросы решаются, и дела делаются, и нервная система страдает не больше, чем позволяет современный мир.) Что с этим сделать? Когда кризис минует, подумать, не напоминает ли ваша реакция в стрессовой ситуации кого-то смутно (или вполне осознанно) знакомого? Если напоминает и вам это не нравится — стоит посетить психолога либо заняться тщательным самоанализом.

2. Личностные особенности. Уже давно отмечено, что стрессы и злоключения гораздо легче переживают оптимисты, которые позитивно настроены к жизни и миру в целом, а также люди с чувством юмора. Определенно, если мы говорим о психически здоровых людях, у каждого время от времени случаются ситуации, смеяться над которыми не позволяет даже самое изощренное чувство юмора. Но даже если ситуация не позволяет найти в ней ничего смешного, оптимисты выходят из стресса быстрее и восстанавливаются раньше. Ничего удивительного в этом нет: если жизнь в целом один огромный затянувшийся стресс (шумные соседи за стеной, отдавивший ногу в метро молодой хам, повышение цен на гречку в магазине, нестабильная международная обстановка), что-то, что наваливается сверх этого, рискует обрушить окончательно и так неустойчивую пирамиду. Что делать? Как бы банально ни звучал этот совет — менять мироощущение, учиться радоваться мелочам и видеть светлые стороны, даже когда мир упорно катится не туда, — опять же самостоятельно или при помощи психолога. Это однозначно того стоит, ведь известно, что даже в хронических и длительных заболеваниях (онкологические заболевания, астма, сахарный диабет и т. д.) оптимисты быстрее выходят в ремиссию, которая может стать и пожизненной.

3. Уровень самооценки. Люди с хорошей самооценкой переносят стрессы легче, чем те, у кого она занижена. Наверняка вы наблюдали такую ситуацию: человек, который не любит себя, словно притягивает неприятности. Его чаще толкают, обсчитывают в магазине, перед его носом закрывают двери, его отвергают значимые люди. Все вокруг словно убеждает человека, что он прав: этот мир не создан для него, и его, такого неправильного, некрасивого, ужасного, не за что любить, а все плюшки в этом мире предусмотрены для кого-то другого. Не любящий себя человек вздыхает и покорно подставляет шею под новый ушат неприятностей. И люди, которые любят себя, уверены в себе, как будто легко добиваются всего, чего хотят: от внимания объектов симпатии до повышения в должности. Почему это происходит? На самом деле человек просто не сосредотачивается на обломах и превратностях судьбы: ведь он хорош уже по факту рождения, и как может мир ему чего-то недодать? Мир — удивительно хорошее место, которого он достоин изначально, и если под одним кустом пусто или совсем не то, что он искал, — нужно просто идти дальше и внимательно смотреть по сторонам: лучшее точно где-то рядом! То есть высокая самооценка — опять же про умение спокойно (или после незначительного периода турбулентности) посмотреть вокруг и сосредоточиться на позитивном и нужном. По принципу лисы в винограднике из всем известной басни. У нас лису часто осуждают за «самообман» и недостаточную мотивацию, а у нее многому можно научиться в плане переживания стрессов. Кроме того, люди с высокой самооценкой обычно слишком любят себя для того, чтобы позволить стрессу долго отравлять их мозг и тело. Так что нередко установка, которую транслируют окружающие, что «любить себя стыдно и неправильно», мешает нормально, здорóво переживать стресс. Любить себя — это практически как вести здоровый образ жизни: правильно и полезно. Только соблюдая гигиену не только тела, но и нервной системы в целом. Так что если не хотите, чтобы стресс разрушал вас, — пересматривайте самооценку. В конце концов, никто не осуждает человека за то, что он лечится у стоматолога, если у него заболел зуб. Помните, выше мы говорили о том, как много систем затрагивает стресс? Работаете над самооценкой — делаете вклад в оздоровление всех них: и эндокринной системы, и сердечно-сосудистой, и прочего, прочего. Видите, как полезно для здоровья любить себя в самом прямом смысле этого слова?

4. Установки и ценности человека. Статистика говорит, что верующие легче переносят стресс. Дело не в религиозности как таковой. Моральные ценности служат дополнительной опорой в моменты, когда штормит и все вокруг рушится. И верить вы можете во все, что угодно: Христа, Будду, пророка, семейные ценности или что добро побеждает зло. Да, убежденность в том, что существуют высшие ценности, служит дополнительной эмоциональной подпиткой и опорой в периоды нестабильности (если мы берем в качестве примера религию — человек в стрессовой ситуации идет в храм, где его выслушают и утешат). Верно также и то, что, когда человек точно знает, что черное, а что белое, ему проще ориентироваться в состоянии стресса, а значит, правильно оценивать обстановку и выбирать наиболее эффективные стратегии выхода из стрессовой ситуации. Так что еще «на берегу», вне критичных ситуаций, сформировать и сформулировать то, что станет персональными скрепами, которые формируют и держат целостную картину личного мира, будет неплохо.

5. Социальная среда, в которой живет человек. И здесь речь пойдет не только об условиях труда и отдыха (т. е. вашем домашнем гнезде), но и людях, которые вас окружают. С условиями работы и жизни все достаточно просто: и то и другое должно быть комфортно лично для вас. Нелюбимая работа, особенно «на износ», еще и в окружении нелюбимых коллег, — благодатная почва для стресса, который в таких условиях достаточно быстро становится хроническим и дальше растет и ветвится по уже известной вам схеме. Условия жизни также должны вписываться в вашу систему ценностей, позволять расслабиться и почувствовать себя в безопасности. Кому-то будет хорошо только в огромной квартире с роскошным ремонтом, а кто-то прекрасно себя чувствует в общежитии, где в лицо и по шуму узнаешь не только каждого соседа, но и каждого таракана. Определитесь, что будет по-настоящему вашим вариантом, и ориентируйтесь только на свой комфорт, а не на то, что транслирует социум. У кого-то проживание в условном дворце само по себе вызывает стресс. То, что касается окружения, несколько сложнее. Например, количество. По статистике, легче стресс переносят те, у кого окружение многочисленное. Но это тоже фактор индивидуальный. И если вы интроверт, для комфорта вам будет достаточно двух-трех человек, а толпа вокруг будет только выматывать. Так что я бы переформулировала эту установку: рядом должно быть столько людей, сколько вам удобно (и в плане числа, и в плане времени общения). Действительно, близкие люди рядом — дополнительная моральная опора, помогающая вам справиться со стрессом. Но только если общение с ними действительно продуктивное, они принимают вас в любом состоянии, а не просто присутствуют, занимая ваши время и пространство, пока вы силитесь соответствовать их ожиданиям. Что касается качественного состава окружения, совет однозначный: избавляйтесь от тех, кто, как нынче модно говорить, токсичен, кто подрывает вашу веру в себя, постоянно жалуется (ну только если вы не из тех, кто от жалоб подзаряжается), транслирует мрачный взгляд на жизнь и т. д. В общем, от всех тех, кто вызывает у вас раздражение либо неприятные эмоции (в том числе по отношению к самому себе).

6. Детский опыт. Считается, что особенно влияют на переносимость стрессов психологические травмы, полученные до семи лет, когда ребенок еще беспомощен как перед миром в целом, так и перед взрослыми людьми. Можно возразить, особенно в свете современных модных тенденций, что травмы есть у любого человека. Конечно, это так. Вся социализация, основанная на воспитании, — сплошная психологическая травма и источник стресса. Но мы сейчас говорим о настоящих травмах, а не о запрете на поедание мороженого раньше супа. Таких как серьезное насилие (физическое, эмоциональное, сексуальное), смерть близкого взрослого, пережитые социальные катаклизмы (войны, революции и т. д.), эмоциональная депривация при нахождении в детском доме и т. д. Нередко, если стресс был сильным, подсознание «замораживает» реакцию на него в том виде, в котором она сформировалась в детстве. И любая похожая ситуация запускает именно эту эмоциональную и поведенческую реакцию. Например, если ребенок был беззащитен перед побоями со стороны взрослого (некуда было уйти, некому пожаловаться, никто не вступался), единственное, что он мог предпринять, — просто сжаться в углу и перетерпеть угрозу (реакция «замри»). Столкнувшись с насилием во взрослом возрасте, если реакция не была изменена (подросток, повзрослев, дал отпор агрессору) либо проработана с психотерапевтом, уже не ребенок, а взрослый будет реагировать точно так же: замирать и переживать стресс внутри. Вот почему часто живущие с абьюзерами не могут уйти: в детстве был получен и закреплен именно такой опыт, и то, что он может быть другим, даже в голову не приходит! Подсознание — коварная штука. Часто то, что «прошилось» в него, с трудом поддается анализу. Что делать? Опять-таки — работать с психологом. Либо, глядя на окружающих, у которых другой тип реакций на похожую ситуацию, спрашивать себя: «Хотел бы я поступить так же? А почему не делаю, что мне мешает?» Понять как минимум, что реакции на одинаковые ситуации могут быть разными, и попытаться понять, что вам ближе, — уже приличный шаг вперед.