Ник. Горькавый

Создатели времён

ПОСВЯЩЕНИЕ

Книга посвящается друзьям по аэрокосмическому дому:

Саше Василькову,

Саше Кашлинскому,

Сергею Марченко

и другим учёным, коллегам по космосу, а также Ому и Саре, построившим этот дом


...

Мы живем, почти ничего не понимая в устройстве мира. Не задумываемся над тем, какой механизм порождает солнечный свет, который обеспечивает наше существование, не думаем о гравитации, которая удерживает нас на Земле, не давая ей сбросить нас в пространство. Нас не интересуют атомы, из которых мы состоим и от устойчивости которых мы сами существенным образом зависим. За исключением детей (которые ещё слишком мало знают, чтобы не задавать такие серьёзные вопросы), мало кто ломает голову над тем, почему природа такова, какова она есть, откуда появился космос и не существовал ли он всегда, не может ли время однажды повернуть вспять, так что следствие будет предшествовать причине, есть ли непреодолимый предел человеческого познания? Бывают даже такие дети (я их встречал), которым хочется знать, как выглядит чёрная дыра, какова самая маленькая частичка вещества, почему мы помним прошлое и не помним будущего, если раньше и правда был хаос, то как получилось, что теперь установился видимый порядок и почему Вселенная вообще существует?

Стивен Хокинг. От большого взрыва до чёрных дыр. Краткая история времени

Автор искренне благодарит учёных, которые помогли ему довести эти истории до нужной степени научности и сказочности.

Научные консультанты:

Андрей Вилхович Каява, кандидат биологических наук;

Александр Сергеевич Сигеев, кандидат химических наук;

Владислав Вячеславович Сыщенко, доктор физико-математических наук;

Татьяна Александровна Тайдакова, астроном, кандидат физико-математических наук;

Евгений Леонидович Ченцов, астроном, доктор физико-математических наук;

Алексей Борисович Шипунов, кандидат биологических наук

Отдельную благодарность автор выражает Владу Сыщенко, который внес существенный вклад в истории про Максвелла и природный ядерный реактор в Окло.

Предисловие

Автор — астроном. Он свободно перемещается внутри Солнечной системы и знает каждый её уголок, а также заглядывает в планетные системы других звёзд — бета Пикторис, эпсилон Эридана и голубой Веги.

Однажды автору захотелось заглянуть в будущее. Причем так остро, что стало очевидно — с этим надо что-то делать. Но машину времени ещё не изобрели. И вряд ли изобретут, потому что будущее, в которое хочется слетать, ещё не сбылось. А если добраться до этого будущего медленным ходом — как все, кто не имеет машины времени, — окажется, что возвращаться некуда — прошлого, в котором жил когда-то, уже нет.

Поэтому автор решил написать книгу про наиболее вероятное будущее, чтобы, читая её, можно было очутиться в этом будущем вместе с героями книги. Конечно, это лишь вероятное будущее, но оно ничем не хуже другого, потому что любое будущее, пока не реализовалось, балансирует на острие вероятности, подчиняясь воле людей. Каким оно будет, зависит только от нас.

Автор написал книгу о будущем, и она вышла под названием «Астровитянка». В книге рассказывается о мире XXIII века, в котором люди летают на удобных и быстрых космических кораблях, беседуют по душам с умными компьютерами, создают города на Марсе и обсерватории на Обероне.

Дети XXIII века, которые хотят стать учёными, инженерами или писателями, мечтают попасть в знаменитую школу-интернат имени Эйнштейна на Луне. Они готовятся к вступительному экзамену с раннего детства — нередко родители даже читают им на ночь не обычные волшебные сказки, а совершенно необычные научные.

Одна из героинь книги, принцесса Дзинтара, рассказывала своим детям истории из толстой книги «Сто научных сказок», и читатели «Астровитянки» смогли прочесть одну из них.


...

«Вечер был тревожным. Дети ощущали наэлектризованность домашней атмосферы и никак не засыпали. И Дзинтара согласилась посидеть с ними.

Трёхлетняя Галатея сразу запросила:

— Мама, расскажи сказку про жучиного доктора!

У пятилетнего Андрея глаза тоже засветились. Дети очень любили эту историю — уже сто раз Дзинтара её им рассказывала, а они снова просят. Принцессе не нужно было даже открывать книжку „Сто научных сказок“, потому что историю про доктора Борнемиссу она уже знала наизусть.

Дзинтара посмотрела на часы и согласилась:

— Хорошо, расскажу про доктора, победителя мух и повелителя жуков, но потом немедленно спать.

Галатея оживлённо заворочалась в кровати, устраиваясь поудобнее и положив ладонь под румяную щёку.

— Жил-был в одной маленькой европейской стране доктор Борнемисса. Он был энтомологом и изучал разных насекомых. Кто думает, что насекомых изучать — смешное занятие, тот просто мало думает…»

(«Возвращение астровитянки», начало главы «День, когда Дзинтару должны убить»)

Когда «Астровитянку» напечатали, от читателей посыпались вопросы: где можно купить «Сто научных сказок»? Ответ был простой — нигде, потому что эта книга не существует. Но такие простые ответы не приносят счастья.

Автор задумался и пообещал читателям написать такую книгу, материализовать хотя бы малую часть описанного в «Астровитянке» будущего. Почему бы не осуществить реальность, в которой хочется очутиться?

Первый сборник научных сказок «Звездный витамин» вышел в 2012 году, второй — «Небесные механики» — в 2013-м. Читатели хорошо приняли обе книги. И вот перед вами третий сборник научных сказок, повествующий о создателях времён и людях, которые творили будущее, несмотря на то что они часто жили в далёком прошлом.

Всего эти три книги содержат 50 научных сказок, и автор полон решимости выполнить своё обещание: довести их количество до 100.

Сказка о гениальном учёном г Архимеде, который стоил целой армии

Сицилия, большой остров в Средиземном море, отличался мягким климатом и пышной растительностью. Море у сицилийских берегов было полно рыбы, а на плодородных землях вызревали инжир и виноград. Древние греки, создатели великой европейской культуры, поселились на Сицилии почти три тысячи лет назад — в восьмом веке до нашей эры. В городе Сиракузы были свои философы и учёные, поэты и ораторы.

Каменные дома горожан обступали дворец царя Сиракуз, высокие стены защищали город от врагов, а на стадионах и в банях жители отдыхали, смотрели состязания бегунов и метателей диска, обменивались новостями.

В банях на главной площади Сиракуз, вымощенной большими квадратными плитами, сегодня шумно: раздаются смех, крики, плеск воды. Молодежь плавает в бассейне, а почтенные старцы, крепко держась за серебряные кубки с вином, ведут неспешную беседу на удобных ложах. Солнце заглядывает во внутренний портик бань и освещает дверной проём, ведущий в отдельную комнату. Там, в совсем маленьком бассейне в одиночестве сидит человек, которые ведёт себя не так, как другие. Его глаза прикрыты, но по едва уловимым признакам заметно, что человек не спит, а напряженно размышляет. Пальцы его рук шевелятся, словно ощупывая что-то невидимое; рот иногда кривится в лёгкой усмешке.


За последние недели человек, которого зовут Архимед, настолько углубился в свои мысли, что забывает про еду. Домашним приходится следить, чтобы он не остался голодным.

Началось всё с того, что царь Сиракуз пригласил Архимеда к себе, налил ему лучшего вина, спросил про здоровье родных, а потом показал красивую золотую корону, которую изготовил придворный ювелир.

— Я не разбираюсь в ювелирном деле, но разбираюсь в людях, — сказал правитель. — И я думаю, что мой ювелир меня обманывает.

Царь взял со стола слиток золота.

— Я дал ювелиру для изготовления короны такой же слиток золота. Вес у короны и слитка одинаков, мой слуга это проверил, но не подмешано ли в корону дешёвое и лёгкое серебро? Архимед, ты — самый великий учёный Сиракуз. Можешь ли ты проверить, не ломая корону, есть ли в ней серебро? Если правитель Сиракуз будет носить фальшивую корону, над ним станут смеяться даже уличные мальчишки…

И царь протянул корону и слиток Архимеду.

— Если найдёшь ответ, оставишь золотой слиток себе, но я всё равно буду твоим должником.

Архимед взял корону и слиток, вышел из мраморного царского дворца и с тех пор потерял покой и сон. Как можно отказаться от такого задания? Он действительно был самым известным учёным Сиракуз, учился в Александрии, где дружил с Эратосфеном и другими великими мыслителями. Если он не решит эту задачу, то никто не сможет.

Дома Архимед положил на чаши весов свои проблемы. Учёный поднял весы за середину и убедился, что слиток и корона имеют равный вес: чаши покачивались на одном уровне. Но какова плотность короны, то есть вес, делённый на объём? Серебро легче золота, и, значит, если в короне есть серебро, она имеет меньшую плотность, чем чистое золото. Веса короны и слитка совпадают, следовательно, объём фальшивой короны должен быть больше, чем объём золотого слитка. Объём золотого слитка измерить можно, но как определить объём короны, в которой столько сложных зубцов и деталей? Из-за этой проблемы учёный и потерял покой.