Ник Трентон

Как перестать заморачиваться

Глава 1. Заморачиваться — это не просто слишком много думать

Представьте себе молодого человека по имени Джеймс. Джеймс добрый, умный и сознательный — пожалуй, даже слишком сознательный. Он всегда о чем-нибудь переживает: сегодня, например, его беспокоит собственное здоровье, потому что его внимание случайно привлек небольшой прыщик. Молодой человек решает почитать о нем в интернете и чем больше узнает, тем сильнее тревожится о возможных последствиях. Но вдруг парень останавливается и задумывается: «Наверное, я накручиваю себя».

Итак, Джеймс перестает тревожиться о своем здоровье и начинает переживать по поводу возникающих мыслей относительно собственного здоровья. Возможно, ему действительно стоит обратиться к врачу. Но к какому? Мысли молодого человека устремляются в этом направлении, и вскоре он уже обдумывает подходящие варианты, спорит с собой, защищает и бичует самого себя, перебирает в сознании различные воспоминания, предположения и страхи. Но вдруг Джеймс снова останавливается и спрашивает себя: «Не это ли состояние называется повышенной тревожностью? Или это паническая атака? А может, у меня шизофрения, а я даже не догадываюсь об этом?» Парня преследует мысль о том, что другие не забивают себе голову подобными вещами, но тут же вспоминает миллионы примеров критики в свой адрес.

Джеймс начинает пристально и скрупулезно изучать собственные изъяны и прокручивать каждый из них в своем сознании, гадая, почему он не такой, как все, и страдая от того, что не может просто «отпустить ситуацию». Через час молодой человек с отчаянием осознает, что ни на йоту не продвинулся в решении вопроса относительно своего здоровья, и тут же расстраивается, погружаясь в негативный внутренний диалог: «Вот так всегда…/вечно ты…/невротик…»

Да уж! Кто бы мог подумать, что все эти метания и муки начались со странного прыщика, который Джеймс заметил у себя на плече!

Все мы живем в архисложном мире, требующем от нас чрезмерного нервного, психического и умственного напряжения. В результате наш мозг постоянно перегружен. Мысли выходят из-под контроля, доводя нас до изнеможения. Мы не перестаем анализировать свою жизнь и себя и все больше заморачиваемся. Если обычные, здоровые рассуждения помогают решать проблемы и лучше понимать происходящее, то непрерывные, интенсивные и назойливые дают противоположный результат.

Как бы вы ни называли неустанную мыслительную деятельность — беспокойством, тревожностью, стрессом, руминацией или даже наваждением, — по сути, она приводит лишь к сплошной головной боли и от нее нет никакого толку. Классический пример — замкнутый круг навязчивых мыслей.

Чрезмерное мышление — крайне вредная ментальная активность, будь то анализ, суждения, умозаключения, оценка, контроль либо переживания или все вместе, как в случае с Джеймсом!

У вас есть проблемы в этом отношении, если вы:


• постоянно осознаете собственные мысли;

• занимаетесь метамыслительной деятельностью, то есть думаете о своих мыслях;

• стараетесь контролировать собственные мысли или управлять их движением;

• не приветствуете спонтанные мысли, которые зачастую выбивают вас из колеи;

• время от времени погружаетесь в мучительные размышления либо раздумья;

• нередко подвергаете свои мысли сомнению, анализу, критике или осуждению;

• в кризисные моменты, как правило, источником проблемы видите себя и собственные мысли;

• склонны к самокопанию;

• с трудом принимаете решения и часто сомневаетесь в своем выборе;

• беспокоитесь о многих вещах;

• зацикливаетесь на негативных мыслительных паттернах;

• не можете избавиться от какой-нибудь мысли, даже если она касается прошлого и уже не имеет никакого значения.


Вы можете заметить, что некоторые из перечисленных черт личности мы относим к положительным. В самом деле, разве мы не хотим быть более осознанными и рассудительными? Разве плохо анализировать собственное поведение и задаваться вопросами при принятии решений? Но при этом мы не должны проявлять чрезмерную ментальную активность. Все хорошо в меру.

Мышление — замечательный дар. Способность рассуждать, анализировать и делать выводы — это то, что отличает человека от других живых существ. Мысль — не враг. Наш мозг — невероятно полезный инструмент, но, когда мы слишком много думаем, эффективность его работы снижается.

Причины захламления и беспокойства разума

Если мозг — очень полезный инструмент, а мышление — замечательный дар, тогда почему сплошь и рядом злоупотребляют ими? На этот счет выдвигаются разные теории. Кто-то считает склонность к чрезмерным размышлениям привычкой, кто-то — чертой характера, а кто-то — психическим заболеванием, требующим медикаментозного лечения. На самом деле причины, по которым люди слишком много думают и анализируют, являются излюбленным предметом исследования тех, кто сам слишком много думает и анализирует. «Почему, почему, почему я такой/такая?»

Если вы купили данную книгу, то, скорее всего, не совсем довольны состоянием своего сознания. Однако проблема решаема, так как существуют способы выхода из состояния стресса и хаоса в более чистые, ясные воды. Для начала отметим один важный момент: причины усиленной мыслительной деятельности редко оказываются в центре внимания усиленной мыслительной деятельности. Что это значит? В случае с Джеймсом его чрезмерное мышление не имело никакого отношения к пугающему прыщу на плече. Его мысли скакали с выбора психолога на критику столетней давности и оценку собственной личности.

Подобные мысли — результат неустанной ментальной активности. Когда мы погружаемся в руминацию, или эмоциональную жвачку, нам кажется, что проблема кроется в мыслях. Мы говорим себе: «Если бы я мог/могла разобраться с этой головной болью, мне сразу полегчало бы и все было бы прекрасно». Но вслед за одной «головной болью», даже если удалось разобраться с ней, появляется вторая, а потом и третья. А все потому, что это результат чрезмерного мышления.

Чтобы избавиться от привычки слишком много думать и анализировать, нужно абстрагироваться от своих мыслей и взглянуть на проблему со стороны, а не пытаться решить ее очередным «пережевыванием». Далее в данной книге повествование будет строиться исходя из предположения, что чрезмерная ментальная активность подразумевает тревожность. Многие люди заморачиваются, не имея официального диагноза «невроз» или «тревожное расстройство», однако мы с вами удостоверимся в том, что основной причиной тревожности является чрезмерная ментальная активность. Итак, почему возникает беспокойство?

Дело в вас?

Тревожность является объектом постоянного пристального изучения. Одни исследователи считают ее индивидуальной психологической особенностью, другие — чертой характера, унаследованной от столь же беспокойных родителей. Тревожность зачастую сочетается с другими расстройствами — как ментальными (например, депрессией), так и физическими (в частности, синдромом раздраженного кишечника). Кроме того, было выявлено, что ей больше подвержены определенные группы населения, особенно женщины, и что такие факторы, как диета, стресс, психологические травмы в прошлом и даже национальные особенности, тоже играют свою роль.

Люди беспокоятся о деньгах, работе, семье, отношениях, волнующих жизненных событиях, о том, что становятся старше. Однако возникает вопрос: являются ли эти переживания причиной тревожности и чрезмерной ментальной активности или это их следствие? В конце концов, многие из нас сталкиваются с серьезными финансовыми проблемами или семейными неурядицами, но не зацикливаются на тревожных мыслях и переживаниях, однако некоторые беспокоятся даже тогда, когда для этого нет никаких объективных оснований.

Чтобы попытаться разобраться в многочисленных теориях на данную тему, будем исходить из того, что все они имеют место быть и что тревожность мультифакторна, то есть возникает в силу разных причин и их комбинаций. К числу основных из них можно отнести «природную» часть вопроса: «природа против воспитания». Другими словами, источниками повышенной тревожности, которую мы подчас даже не осознаем, могут являться индивидуальные внутренние факторы.

Давайте начнем с общепринятого объяснения возникновения тревожности — генетики. На сегодняшний день никому из экспертов не удалось точно установить основной источник тревожности. Однако исследователи обнаружили его генетический компонент. В частности, в одном из научных докладов по молекулярной психиатрии за 2019 год утверждалось, что 9-я хромосома несет гены, способствующие появлению тревожности. Вместе с тем их наличие не означает, что у человека обязательно будет наблюдаться повышенный уровень тревожности.

По данным авторов доклада, этот показатель составляет 26 процентов, то есть в 26 процентах случаев тревожные расстройства объясняются генетикой. Это относительно небольшая часть, а что насчет остальных 74 процентов? В данных случаях тревожность обусловлена влиянием окружающей среды, фамильной историей, прошлым опытом и образом жизни. Исследование подобного рода — дело нелегкое, потому что «унаследовать» тревожность от родителей можно двумя способами: генетически и через воспитание. А отделить генетические факторы от поведенческих крайне сложно.