В 2000 году в одном медицинском журнале сообщалось о 69-летнем пациенте. Ранее он работал мясником. Пациенту была проведена плановая операция на предстательной железе под наркозом с использованием закиси азота. В течение первых двух недель после операции его походка стала неустойчивой, а ноги начали неметь. Из-за проблем с желчным пузырем в последующие недели ему пришлось сделать еще одну операцию под наркозом с закисью азота. Несмотря на симптомы после первой операции тест на B12 не проводился. После второй анестезии он очнулся в спутанном сознании, а первоначальное легкое онемение ног усиливалось с каждой неделей. В течение следующих четырех месяцев онемение усилилось до такой степени, что это привело к полному параличу ниже пояса. Он стал страдать недержанием мочи, забывчивостью. В итоге у него проявились первые признаки начальной стадии деменции. Наконец, спустя еще три месяца мучений ему поставили диагноз «острый дефицит B12», который отчасти был вызван действием анестезии. Несмотря на прием больших доз витамина и активную физиотерапию, из-за слишком долгого периода дефицита B12 последствия не удалось устранить полностью, поэтому даже более чем через год пациент был способен самостоятельно передвигаться лишь на небольшие расстояния [109].

История 47-летней пациентки, бывшей балерины, которая во время косметической операции в течение восьми часов находилась под действием закиси азота, закончилась довольно удачно. В последующие недели она быстро восстановилась после операции. Однако примерно через шесть недель у нее начались проблемы с равновесием, она ощущала странное онемение конечностей и сильную слабость в теле. После того как она упала из-за неустойчивой походки и прошла обследование, у нее диагностировали острый дефицит B12, вызванный закисью азота. В качестве лечения врачи немедленно назначили инъекции высоких доз витамина. К счастью, в этом случае дефицит был выявлен достаточно рано. После 16 недель лечения из всех симптомов осталась только легкая усталость [110].

...

Эти и другие документально подтвержденные случаи пациентов, многие из которых не были вегетарианцами или веганами, показывают, насколько важно адекватное потребление витамина В12.

Примеры четко дают понять, что дефицит этого витамина может стать проблемой и для людей на смешанном питании, особенно если они и не подозревают о своем расстройстве всасывания или других нарушениях усвоения витамина.

Правильный тест для перестраховки

Существует четыре потенциальных биомаркера, с помощью которых можно определить уровень B12 в организме. Для лучшего понимания наиболее распространенных способов измерения необходимо знать несколько основных моментов. Как уже упоминалось ранее, в крови существует только один транспортный белок для B12, который фактически доставляет витамин в клетку, тем самым делая его биодоступным. Этот белок называется транскобаламин II (TКII), а его комплекс с B12 — голотранскобаламин II (голо-ТК). Он является единственной формой B12, которая усваивается клетками организма, производящими ДНК, поэтому его называют активным B12 [111].

...

Однако около 80 % циркулирующего в крови витамина не являются голотранскобаламином и, следовательно, биологически не активны [112].

Поэтому способы измерения, не учитывающие это важное различие, подходят для оценки запасов B12 лишь в очень ограниченной степени.

Определение концентрации витамина B12 в сыворотке крови (общий уровень витамина B12): если врач проводит анализ на концентрацию B12 без особых назначений, то, скорее всего, необходимо просто определить общий уровень витамина в крови. Это наиболее оптимальный и распространенный вид анализа на содержание витамина B12. Основная проблема заключается в том, что определяемое общее количество витамина B12 в сыворотке крови — это сумма активного голотранскобаламина II и неактивного, а, следовательно, неэффективного B12. Хотя общий уровень витамина B12 может служить приблизительным ориентиром, при неправильной интерпретации результаты могут ввести в заблуждение. Кроме того, при недостаточном поступлении в организм концентрация B12 в сыворотке падает гораздо медленнее, чем другие показатели. Поэтому этот вид анализа не позволяет выявить ранние стадии дефицита витамина B12 [113].

Голотранскобаламин II (голо-ТК): анализ на голотранскобаламин обеспечивает более точные результаты, чем тест на общий B12, поскольку с его помощью определяют только ту часть B12, которая связана с транспортным белком транскобаламином II и, следовательно, является активной. Если результаты определения уровня B12 в сыворотке крови весьма размыты, следует проводить именно этот анализ. Однако целесообразнее проводить его сразу вместо теста на общий витамин B12 или вместе с ним [114]. При недостаточном поступлении в организм витамина B12 уровень голотранскобаламина падает быстрее, чем общий уровень B12, что делает его лучшим маркером для ранней диагностики дефицита [115]. Однако лабораторный тест на голотранскобаламин можно проводить и с другой целью. Он быстро сигнализирует не только о недостаточном, но и о повышенном потреблении витамина. Поэтому у людей с адекватным всасыванием витамина его уровень может быстро увеличиться с началом приема добавок. Если этого не происходит, то можно говорить о мальабсорбции B12 [116].

Метилмалоновая кислота (ММК): поскольку при дефиците B12 скапливается метилмалоновая кислота (ММА), ее выведение с мочой может использоваться в качестве косвенного маркера недостаточного поступления B12. В отличие от общего анализа на B12 и анализа на голотранскобаламин, где высокие значения свидетельствуют об оптимальном поступлении витамина в организм, достаточность витамина B12 подтверждает пониженный уровень ММК. Анализ на уровень ММК представляется наилучшим способом определения количества B12 в клетках организма [117]. Однако с его помощью дефицит можно выявить уже на поздних стадиях, поэтому он не подходит в качестве профилактического маркера для ранней диагностики нехватки витамина. В одном исследовании у 30 испытуемых наблюдался очень низкий общий уровень B12, что свидетельствовало о явном дефиците витамина. Однако у них не было обнаружено повышенного уровня метилмалоновой кислоты [118]. Если бы дефицит можно было установить только на основе метилмалоновой кислоты и определенных симптомов, то было бы невозможно сделать это на ранней стадии. Однако по сравнению с гомоцистеином метилмалоновая кислота имеет то преимущество, что она не зависит от потенциального дефицита других витаминов. Поэтому повышенное значение метилмалоновой кислоты в анализе мочи почти наверняка указывает на дефицит именно B12 [119]. Метилмалоновую кислоту можно также измерить в сыворотке крови, однако анализ мочи является более показательным [120].

Гомоцистеин: гомоцистеин — это аминокислота, которая вырабатывается в организме из незаменимой аминокислоты метионина. В физиологических дозах гомоцистеин безвреден для нашего организма, однако в повышенных концентрациях он может оказывать токсическое воздействие на нервные клетки и сосуды. B12 участвует в расщеплении или превращении гомоцистеина обратно в метионин. Повышенный уровень гомоцистеина может указывать на дефицит B12. Поскольку в расщеплении гомоцистеина помимо B12 участвуют также фолиевая кислота (B9) и пиридоксин (B6), повышенный уровень гомоцистеина в принципе может указывать и на дефицит одного из этих двух других витаминов [121]. Определение гомоцистеина в крови проводят натощак [122]. Однако, как и ММК, гомоцистеин поздно реагирует на недостаток поступления витамина в организм и поэтому не подходит в качестве профилактического маркера для ранней диагностики [123]. Как и в случае с метилмалоновой кислотой, необходимо поддерживать низкий уровень гомоцистеина. Это важно для здоровья человека в целом, поскольку его повышенный уровень является независимым фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний. Метаанализ 18 исследований показал, что каждое повышение уровня гомоцистеина на 5 мкмоль/л увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний в среднем на 20 % [124]. Поэтому если исследования показывают, что веганы страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями чаще ожидаемого, то это, среди прочего, можно объяснить увеличением уровня гомоцистеина в результате дефицита B12. В рамках исследования веганов в Германии (DVS) участники, придерживающиеся исключительно растительной диеты, демонстрировали более высокий уровень гомоцистеина, чем те, кто включал в свой рацион небольшое количество молока и яиц [125]. Однако это не значит, что молоко и яйца необходимы сами по себе. Это лишь показывает, что они обеспечивали хотя бы часть необходимого B12, который веганы должны были получать через пищевые добавки.

Если вы решите пройти один или несколько из вышеперечисленных анализов, то можете всегда оценить результаты с помощью референсных значений, приведенных в таблице 5.


Табл. 5: Референсные значения для анализа крови на содержание B12 [126, 127]
...

Показатель крови — Референсное значение


Сыворотка крови (общий уровень витамина В12) — от 400 нг/л (нанограмм/литр)

Голотранскобаламин (голо-ТК) — от 50 пмоль/л (пикомоль/литр)

Метилмалоновая кислота — не более 271 нмоль/л (наномоль/литр)

Гомоцистеин — не более 12 мкмоль/л (микромоль/литр)


Дефицит B12 можно разделить на четыре стадии. В первой и второй стадии концентрация активного витамина B12 падает, что приводит к снижению уровня голотранскобаламина. Это, в свою очередь, должно рассматриваться как первый важный сигнал раннего предупреждения и призыв к действию. Однако большинство людей не замечают дефицита на этих этапах. На третьей стадии концентрации гомоцистеина и метилмалоновой кислоты постепенно увеличиваются. Как правило, также отсутствует явная симптоматика, хотя в этот период необходимо срочно ввести в рацион пищевые добавки в целях предотвращения последствий. Только на четвертой, заключительной стадии, когда запасы витамина B12 в организме уже сильно истощены, у большинства людей появляются некоторые из симптомов дефицита, о которых говорилось в предыдущем подразделе [128].