Николай Мирошниченко

Бизнес-династия: 5 семейных ценностей, создающих капитал

Вступление

Моему другу Александру Неговоре. Без тебя этой книги не было бы!

Июль 2018 года… Я и моя жена Любовь отдыхаем в Марианских Лазнях, в Чехии. Путевку на годовщину свадьбы подарили нам дочери, Катя и Вера. Так совпало, что под конец путешествия в Праге был запланирован международный съезд представительств нашей компании «E.Mi». Это был уже шестой съезд, и впервые его организовали за границей. К этому времени мы с женой уже отошли от оперативного управления бизнесом. Теперь младшая дочь Вера руководила всем, что касалось России и стран Таможенного союза, а ее муж Максим возглавлял чешское предприятие, работающее с представителями нашей торговой марки в дальнем зарубежье. Поэтому мы решили посетить только третий, заключительный, день съезда. Выехали накануне, чтобы отдохнуть и с утра привести себя в праздничный вид.

Таксистом оказался русскоговорящий парень, бывший наш соотечественник. Узнав название отеля, куда нас надо было доставить, он сразу поинтересовался:

— А вы забронировали номер? Свободных мест там нет третьи сутки. У них проводится какое-то большое международное мероприятие. Позавчера я привозил туда молодую пару из Туниса, еле объяснился с ними на английском.

Мы переглянулись:

— Мы на этот съезд и едем, номер для нас уже забронирован на двое суток.

— Тогда вы поздно выехали, — продолжал таксист. — Не успеете на экскурсию. Для них в нашей транспортной компании заказаны три больших автобуса.

— Мы знаем об этом, но на экскурсию не собирались. За шесть лет частого пребывания в Праге все основные достопримечательности этого красивейшего города Европы посетили не по одному разу.

Так за разговорами и приехали в отель. Разместились, вечером к нам заглянула Вера.

— Ну как, дочка, прошли два дня? — задал я вопрос, видя ее возбужденное состояние.

— Всё хорошо. Спасибо Максиму и его пражской команде — всё без сбоев. Да и сам съезд организован впервые в форме бизнес-конференции. Наши иностранные партнеры это оценили. Так что отдел маркетинга не зря ест свой хлеб. Завтра сами увидите. Да, вечером всех ждет сюрприз! Не буду рассказывать, — на этом она нас быстро покинула.

На следующий день за утренним кофе-брейком собрались представители из пятидесяти восьми регионов России — от Калининграда до Владивостока, от Москвы до Сочи и Владикавказа, и двадцати восьми стран СНГ и Балтии, Восточной и Западной Европы. Не обошлось и без экзотики: прибыли наши давние партнеры из Южной Кореи и новенькие из Южно-Африканской Республики и Туниса.

Все общались, делились своими впечатлениями об услышанном и увиденном. Разговаривали в основном на русском и на английском. С переводом помогали чешские менеджеры, владеющие как минимум тремя языками: чешским, английским и русским. Интересно было наблюдать, как общались на ломаном английском с добавлением выразительных жестов итальянцы с французами. Но профессионалы всегда поймут друг друга.

В заключение бизнес-конференции традиционно наметили планы на следующий год. Катя рассказала о будущих трендах, о подготовленных коллекциях к сезону «осень-зима». Вера сделала подробный обзор новинок продукции и аксессуаров. Максим поделился планами по освоению новых рынков. Мы сидели с Любой в сторонке: могло показаться, что всё наше внимание приковано к выступающим, но мои мысли были далеки от происходящего.

Как незаметно выросли наши дети! На сцене сидели состоявшиеся руководители, каждый в своей области добился отличных результатов. И хотя здесь не было старшего зятя Алексея, но он незримо присутствовал. Это благодаря ему, прекрасному строителю, возведены все здания компании: бьюти-комплекса, производства и красавица девятиэтажка головного офиса. И сейчас он не приехал сюда из-за строительства нового завода.

Пришли на память события того же года: Сочинский экономический форум, куда меня пригласили спикером на встречу за «круглым столом» о семейном бизнесе. Выступавший передо мной замгубернатора Калужской области рассказал: в дореволюционной России более восьмидесяти процентов всех предприятий были семейными и составляли основу ее экономики. После мероприятия ко мне стали подходить люди и интересоваться, как нужно воспитывать детей, чтобы твое дело стало для них семейным. Позже аналогичные вопросы задавали мне на форуме семейных предприятий «Успешная семья — успешная Россия», организованном в Москве Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Там стало известно об инициативе палаты узаконить понятие семейного бизнеса в современной России.

Мои размышления о секретах успеха семейного бизнеса не прекращались и во время обещанного Верой вечернего сюрприза. Заключительный гала-ужин по инициативе Максима был организован в одном из красивейших дворцов семнадцатого века. Он расположен на острове реки Влтава в самом центре Праги. Потрясающий пейзаж вокруг дворца, музыканты в строгих фраках играют классику, а чопорные официанты встречают гостей бокалом шампанского. Традиционное общее фото с квадрокоптера. В просторном зале на стенах висели картины эпохи Возрождения. В прошлые века здесь принимали коронованных особ, а сегодня наши гости восседали по-семейному за большими круглыми столами. Подведение итогов «капиталистического соревнования», награждение победителей и их искренняя благодарность в адрес нашей семьи… И я решил еще раз изучить историю нашего рода и постараться объяснить мою судьбу и все знаковые события в нашей почти сорокалетней совместной жизни с Любой.

Эта книга о том, как маленькое предприятие выросло до огромных масштабов, почему в нем нашли себя наши дочери и зятья, как они успешную карьеру совмещают с воспитанием детей (в их семьях по четверо детей). А всего у нас с Любой тринадцать внуков.

Глава 1. Как отцы и деды научили распоряжаться заработанным

Наверное, Бог создал на Земле матерей, чтобы легче было оберегать детей от бед. Когда я представляю свое генеалогическое дерево, то в самом его центре вижу маму.

Благодарен ей бесконечно за всё то, что она делала для меня и моего брата. Мама всегда безумно любила нас обоих. Помню ее ежедневные молитвы о нашем благополучии. Неистовые и искренние…

А силу маминой молитвы я смог оценить, когда мамы уже не стало. После ее смерти из-под моих ног будто бы ушла твердь земная, а надо мной разверзлись небеса: на меня обрушились мыслимые и немыслимые беды. В моей судьбе появились людская зависть, клевета, недоверие руководителей. По сфабрикованному уголовному делу меня, как последнего преступника, объявили во всесоюзный розыск. Крупные и мелкие неприятности сыпались на мою голову со всех сторон. Тогда пришлось пройти через многое. Но самое обидное в том, что меня обвиняли в грехах, которых я не совершал. Для доказательства своей невиновности мне понадобились многие годы.

Моя мама, Прасковья Алексеевна Мирошниченко (в девичестве Хиврич), была по-настоящему добрым человеком. Один пример из 1947 года. На Кубани — голод. Мой отец работал шофером грузовика, и ему иногда удавалось принести домой немного кукурузы. Буквально несколько зерен. Мама, смолов их на крупорушке, добавив лебеды, выпекала небольшие лепешечки. Их было немного. Но даже из этого она бо́льшую часть относила соседям, которым нечем было кормить детей. Такое не забывается. Все соседские дети выжили и до сих пор с благодарностью вспоминают свою спасительницу.

Причина маминой доброты кроется в ее биографии. В маминой жизни были ситуации, когда приходилось буквально выживать, и это после счастливого детства.

Она росла в большой дружной семье, которая, пережив тяжелые времена Гражданской войны, уже при НЭПе получила по числу едоков пять гектаров земли. Это Полтавская область, одна из житниц Украины. В 1924 году семья объединяла три поколения: мамины дедушка с бабушкой, ее родители, старший брат с женой, средние брат и две сестры.

На мой взгляд, их семья была образцом семейного дела. Обязанности членов семьи были разумно распределены.

Основная работа в поле лежала на мамином отце и старшем брате, жена которого всегда была на подхвате. Огород и бахча — на старшем поколении. За рабочей животиной (лошадьми и волами) ухаживал другой брат. Дом содержала моя бабушка, а мама с сестрами осуществляли связь (как сейчас говорят — логистику) между домом, полем и огородом. Труд был нелегким, но все работали в радость. Фактически для каждого его занятие было любимым делом.

И все это вспоминали как самое счастливое время. И результаты были хорошие: хозяйство росло. Знаменательным событием была продажа урожая. Все участвовали в распределении заработанного.

Вкладывать часть дохода в покупку новой земли, техники и лошадей было неизменным правилом.

К 1929 году семья владела уже тридцатью двумя гектарами пахотной земли. Были плуг и сеялка, конная косилка и даже племенной жеребец.

Именно тогда моя мама узнала первые уроки доброты. В добровольную обязанность ее отца входила помощь соседям, у которых с Гражданской войны не вернулись мужья. Этим семьям он пахал, помогал сеять и скашивать урожай.

Такая доброта и бескорыстная помощь впоследствии принесли свои плоды: одна из соседок предупредила маминого отца о планируемом покушении на его убийство, другая первое время прятала его от расправы. Эти люди рисковали своими жизнями, но не могли поступить иначе. Добрые дела всегда возвращаются. Это происходило накануне высылки всех зажиточных крестьян из Украины в Архангельскую область.

Трагедия коснулась всей маминой семьи. Уже на месте, в пересыльной тюрьме тех самых печально известных Соловков, разобрались, что моей маме всего 15 лет и она не подлежит заключению. Дали время и поставили условие, что если в течение месяца девочку не заберут родственники, то ее отправят в детский дом для детей репрессированных.


Конец ознакомительного фрагмента.

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.