Николай Николаев

Антиманипулятор

Как построить общество, свободное от манипуляций чиновников

Зачем эта книга?

Идея этой книги зародилась, когда я начал коллекционировать манипуляции, которые используют многочисленные любители повлиять на нас ради достижения собственных целей.

Я собирал эту коллекцию на протяжении нескольких лет. Сначала я вел блог, который так и назывался — #АНТИМАНИПУЛЯТОР. В то время я возглавлял фонд «Народная экспертиза»: он занимался организацией общественного контроля и подготовкой аналитических заключений для Общероссийского народного фронта.

Перейдя работать в Государственную думу, я не прекратил коллекционирование (благо возможностей для этого стало еще больше), но все чаще размышлял о том, в силах ли мы противостоять многочисленным манипуляциям, каковы их причины и что может стать противоядием, иначе говоря, в чем заключается антиманипуляция.

Я не претендую на создание стройной теории открытости власти или общественного контроля, скорее, я собрал свои наблюдения и мысли, которые, надеюсь, будут полезны всем, кому небезразлично, в каком обществе мы живем и к какому будущему стремимся.

Книга состоит из пяти частей.

Первая часть посвящена основе любых манипуляций и возможностей удержания власти — информационной асимметрии. «Кто больше знает — тому легче обмануть другого» — это правило хорошо известно чиновникам, мошенникам и участковым врачам. Неплохо бы, чтобы его помнили все.

Вторая часть книги — непосредственно моя коллекция манипуляций. Надо сказать, что авторы некоторых из них — весьма ушлый народ, а потому для их разоблачения пришлось разбираться в многочисленных деталях, в которых, как известно, и обитает дьявол. Так что заранее прошу прощения за множество деталей и нюансов — их будет немало.

Манипуляторам посвящена третья часть. И речь здесь не только о чиновниках — о них и так много говорится в этой книге, — но и о лоббистах, профессиональных объединениях, политических экологах и настоящих волках в шкуре общественников. Мы должны знать подобных манипуляторов в лицо, чтобы не плясать под их дудку.

Четвертая часть посвящена манипуляциям в стиле субоптимизации. Именно это явление автор теории управления качеством Эдвардс Деминг использовал, описывая усилия для достижения результата без изменения существующей системы. Зачем что-то менять, если достаточно сделать пару громких заявлений, объявить тотальную проверку всего без последующих выводов или просто заткнуть проблему денежным мешком?

И, наконец, пятая часть: в ней я попытался представить, что именно может стать для нашего общества антиманипулятором — средством, благодаря которому мы сможем противостоять манипуляциям чиновничьих корпораций, добиться эффективности власти и восстановления значимости каждого члена общества.

Почему это важно? Я уверен, что именно от этого зависит будущее нашей страны и общества. Будущее, в котором станет жить моя семья: мы с женой и трое наших детей. Надеюсь, они не отстанут от нас и порадуют многочисленными внуками. Эту книгу я посвящаю им.

Благодарности

Спасибо тем, благодаря кому мой опыт в общественном контроле и политике стал возможен: Вячеславу Викторовичу Володину и Александру Бречалову. Александре Юрьевне Левицкой — за мудрость и науку.

Всей команде «Народной экспертизы», благодаря которой множество манипуляций стали предметом гласности. Вместе нам удалось собрать более 18 000 народных экспертов — людей, способных в течение нескольких дней проверить фактическое состояние дел в любой точке России. Особое спасибо моим помощникам и единомышленникам: Виктору Рожкову, Татьяне Мироновой, Евгении Осиповой, Анастасии Трофимовой, Алексею Петрову и Дмитрию Стацюку.

Отдельное спасибо моему другу и помощнику, человеку, который на всех этапах написания книги не только помогал с подбором материалов, но и был честным критиком и советчиком, — Вечеславу Козлицкому.

Часть I

Асимметричный мир

Глава 1

О чем мечтает источник власти

Вожди и начальники

Людям свойственно объединяться. Вокруг идей и интересов, чтобы добиться от других групп дополнительных прав или преференций, новых правил или нового отношения.

Когда-то люди объединялись, чтобы защититься от диких зверей и обеспечить себе запасы пропитания, при случае завалив мамонта. Объединялись, чтобы отвоевать красивых и сильных женщин, «несправедливо» доставшихся соседнему племени. Объединялись в деревни и города, чтобы скрыться за их стенами от врагов и иметь возможность заработка.

Люди объединяются вокруг Будды Шакьямуни, Иисуса Христа и Магомета, чтобы найти путь в послесмертии и не исчезнуть вместе с последним вздохом.

Объединяются вокруг тиранов, чтобы почувствовать себя частичкой великого народа перед тем, как погибнуть по воле своих кумиров.

Мы объединяемся в партии, общественные организации, профессиональные гильдии и союзы. Формы объединений и мотивации со временем меняются и совершенствуются, но суть остается неизменной: мы объединяемся, чтобы жить лучше. Стремление к лучшей доле бесконечно, так как человеческая природа готова дать нам все, кроме удовлетворения собственной жизнью.

Мы объединяемся не потому, что сильны. Наоборот. В одиночестве человек слаб и чувствует себя беззащитным. И мы с готовностью делегируем часть своих прав тому, кто оказался чуть смелее или безрассуднее и взялся отстаивать наши интересы перед остальной частью человечества.

Любое объединение подразумевает наличие лидера, который в идеале выступает от имени и в интересах всех участников. Так функционируют небольшие группы, например жители одного подъезда, выбирающие «старшего». Так функционируют и миллионные объединения людей, которые проживают на одной территории и называются государством, периодически выбирая себе подходящего правителя.

Лидерам посвящаются книги, на различных учениях о лидерстве строятся корпорации и воздвигаются государства.

Лидер может повести вперед, воодушевить на свершения и преобразования. А может буквально заворожить свою паству и повести ее к погибели, как в известной сказке мальчик с помощью чудесной флейты утопил полчище крыс. Лидером может быть не только исполин с громовым голосом и волевым подбородком, но и хрупкая тихая монахиня или самый щуплый ученик в классе. Истории лидерства имеют нескончаемое количество вариантов, но в любом случае это истории доверия, когда к одному человеку все обращают свои чаяния и надежды, доверяют ему свои права и свою волю в обмен на будущее разрешение проблем и даже исполнение желаний. Именно эти собранные воедино права и воля дают лидеру власть. А источник власти — народ! Этот принцип закреплен в основных законах многих государств, и в России он выражен в статье 3 Конституции.

Когда власть передается неформальному лидеру, то в случае разочарования мы можем просто отвернуться от него: «Ты не оправдал наших надежд! Мы не почувствовали улучшений в жизни — значит, ты не достоин быть нашим лидером!»

Такое лидерство требует постоянного подтверждения. Требует коммуникаций, убеждения, ежеминутной проверки и доказательств.

Что, если бы вождь первобытного племени не участвовал в охоте на мамонта? Что, если бы Моисей дожидался весточки об обустройстве евреев на Земле обетованной, сидя во дворце фараона? Что, если бы Алексей Стаханов не показывал чудеса трудового героизма в угольной шахте, а стоял на выходе в чистом костюме и подсчитывал вагонетки, отправляемые «стахановцами» из глубин шахты? Все они не стали бы лидерами. Неформальный лидер должен быть очевидно лучшим. Лучшим на практике, а не в теории.

Адмирал Павел Степанович Нахимов, совершивший кругосветное плавание и разбивший турецкий флот под Синопом, заслужил уважение своих подчиненных, лично объезжая передовые позиции при обороне Севастополя. Он на деле придерживался собственного принципа: «Из трех способов действовать на подчиненных: наградами, страхом и примером — последний есть вернейший».

Иное дело, когда власть закреплена законом. Когда никто просто так отвернуться или отмахнуться от власти уже не может, поскольку неподчинение повлечет за собой наказание. Если неформальному лидеру приходится ежедневно доказывать, что он достоин своего статуса, то в случае закрепленной законом власти уже люди часто вынуждены доказывать, что заслуживают достойного лидера.

Тут лидер становится начальником, а его статус — должностью.

Большому или маленькому начальнику нет необходимости ежедневно подтверждать свои качества и соответствие занимаемой должности. Увы, мало кто способен соблюсти тот уровень аскезы, которого обычно придерживается неформальный лидер. «Корень всех бед — сребролюбие», — писал апостол Павел, и многие (конечно — не все!), получая в свои руки защищенную во времени власть, не в силах сопротивляться искушению воспользоваться ею для достижения благополучия и обогащения.

Защита своего властного статуса становится для таких людей равной защите личного благополучия, дома, безопасности и семьи. И, как мы понимаем, человек, защищающий собственные интересы, на многое способен.