Но что делать, когда война закончена? Восстанавливать страну и поднимать промышленность. И теперь именно эта задача становится новым объединяющим предназначением для каждого жителя страны.

А когда случаются наводнения, пандемии, землетрясения, экономические кризисы? Что является тем самым «внешним заказом» в сложные ситуации?

И что происходит, когда всё спокойно и страна живёт в своём нормальном ритме? Частенько люди жалуются на застой и требуют перемен. Что вполне логично. Ведь если нет ощущения личной динамики, нет чувства позитивной внутренней трансформации, нет откровений и радости, человек начинает требовать внешних перемен, чтобы ощутить хоть какое-то движение жизни. А потом ностальгирует по «старым добрым временам».


Мы живём в мире множественных ролей и меняющихся задач.

На нас постоянно оказывают влияние трансформирующая сила времени, социальные задачи, культурная среда, сложные жизненные ситуации, окружающие нас люди, наши позитивные личные качества и наши слабости. Наше самоопределение зависит от множества факторов. И для каждого из нас набор этих факторов уникален.

Погружённые в разбор бесконечных задач и житейских хлопот, мы порой не способны обнаружить самих себя настоящих. И потому при всей нашей внешней занятости испытываем внутреннюю пустоту и печаль.

...

Наш мир — планета бездумных мечтателей, которые всю жизнь гоняются за миражами, созданными чужеродными призраками, а их истинная сущность парализована и пребывает в глубоком одиночестве, печали и бессилии.

Дарио Салас Соммэр «Мораль XXI века»

Вопрос «Кто я?» поднимает важнейшую тему самоидентификации. Которая, в свою очередь, помогает осознать наше предназначение, а с ним и поиск смысла нашего пребывания в этом мире.

Эта книга посвящена изучению природы личности и исследованию феномена предназначения. Мы будем рассматривать человека с разных точек зрения: возраста и жизненных кризисов, врождённых талантов и склонностей, социальных ролей и задач, широты и образа мышления, отношения к жизненным ценностям.

Данная книга получилась более объёмной, чем я планировал изначально. И случилось это по причине огромного спектра всевозможных исследовательских задач, которые пробуждает тема предназначения. Поэтому, дорогой читатель, по мере чтения книги отслеживай, какие темы тебе будут казаться наиболее актуальными и требующими повышенного внимания. Отмечай их и по возможности исследуй.

В процессе консультационной практики мне приходилось общаться с людьми самых разных возрастов — от маленьких детишек, которых приводили родители, до людей преклонного возраста, разменявших девятый десяток.

Очень многие из них поднимали вопросы о поиске себя, о предназначении и смысле жизни. Звучали эти вопросы по-разному: «Как мне найти своё призвание?», «Что мне нужно делать, чтобы мне стало спокойно на душе?», «Почему я испытываю сожаление за свою жизнь?», «Зачем я пришёл в этот мир?», «А со мной всё в порядке?», «Как мне понять себя?», «Где мне лучше работать?», «Могу ли я уволиться и больше не быть наёмным работником?» и так далее.

Когда подобные вопросы задают люди молодые на заре своего жизненного пути или когда они звучат из уст родителя относительно малыша, что сидит у него на коленях, то воспринимаются они совершенно естественно и органично.

Но когда человек, который перевалил за четвертый, пятый, а то и шестой десяток лет, спрашивает: «А в чём моё предназначение?» или «Расскажите мне обо мне», лично я не могу удержаться и задаю ему встречный вопрос: «Чем вы занимались всю свою жизнь, что, будучи уже взрослым человеком, так и не поняли ни своей природы, ни своего предназначения?»

Очень ярко помню одну особенную консультацию. Пришла женщина, которой на тот момент было около семидесяти лет. Она долго не могла сформулировать свой запрос и задачу, которую хотела обсудить. Её словно бы что-то терзало, и потому она ходила вокруг да около. В процессе беседы она рассказала, что с самого детства у неё была естественная склонность к музыке, что привело её в музыкальную школу по классу фортепиано, которую она закончила с отличием. Её педагоги прочили ей успешное будущее и советовали поступать в консерваторию. Она и сама очень хотела туда попасть, чтобы посвятить жизнь музыкальной карьере.

Но родители, несмотря на её успехи, были категорически против «ненадежной» карьеры музыканта и потому заставили её поступить в институт, чтобы она училась бухгалтерскому делу. Послушавшись родителей, она так и сделала. В результате получила соответствующее образование, после пошла работать экономистом, вышла замуж, родила двоих детей, и о музыке ей, погружённой в повседневные хлопоты, пришлось забыть. Она сделала неплохую профессиональную карьеру, дойдя до старшего бухгалтера в крупном государственном учреждении, была, по её словам, верной и любящей супругой и матерью. Всё как у людей, что называется. Но вот пришёл срок, и её супруг умер, дети выросли и покинули отчий дом, и она, в конце концов, осталась одна.

Одна с прожитой жизнью и тоской по той девочке-музыканту, которая оставила свою игру на фортепиано. Она прекрасно исполнила свою роль мамы, жены, профессионала-бухгалтера, но она так и не реализовала себя как талантливый музыкант. О чём не забывала ни на минуту.

И вот, оставшись одна, она ощутила горечь и внутреннюю пустоту, печалясь о своём нераскрытом природном даре. Хотя все её обязанности были реализованы в полной мере, именно её музыкальный талант, приносивший ей наибольшее ощущение полноты и удовлетворения, был полностью вычеркнут из жизни, пусть даже во имя некой высшей цели, о которой ей твердили все подряд. И она боялась себе признаться в том, что играла навязанные извне роли, тем самым предавая саму себя. Боялась всю свою жизнь, пряча своё неудовлетворение за маской «хорошей девочки» и неотложными делами. И в какой-то момент ей стало невмоготу прятать от самой себя этот обман и боль потери.

Выслушав её рассказ, я задал ей вопрос: «Правильно ли я вас понимаю — вы хотите услышать от меня подтверждение, что вы сделали верный выбор, бросив занятия музыкой? И что ваши роли хорошей жены, мамы и профессионала должны компенсировать то, что вы не состоялись как музыкант?»

Она задумалась и после кивнула, соглашаясь, что ждала от меня подтверждения правильно прожитой жизни и что ей сейчас не стоит ни о чём жалеть. Потом сказала: «Да кого я обманываю? Я же так всю жизнь себе в этом боялась признаться!» и разрыдалась.

...

Я добровольно придал себя одиночеству в океане и загубил свой талант художника. Стал поистине нелюдим, сердце ожесточилось. Грехи мешают идти дорогой творчества. Темы картин рассеялись по дорогам моих странствий. Руки потеряли способность держать кисти и писать по холсту. Талант, дарованный мне Господом, я расточил в путешествиях. А свои художественные принадлежности (кисти, краски, мольберт) зарыл в землю как нечто презренное.

Фёдор Конюхов «Сила веры. 160 дней и ночей наедине с Тихим океаном»

Скажи, читатель, сколько нас таких ходит по свету: тех, кто отказывается от своего таланта из-за страха перед родителями и общественного мнения; тех, кто боится проявить себя, потому что думает, что это никому не нужно; тех, кто занят «более важными делами» по добыванию денег; тех, кто ждёт пенсии и свободного времени; тех, кто просто не верит в свои силы и возможности?

Сколько в этом мире ненаписанных романов, несыгранных пьес, непостроенных зданий, ненарисованных картин, несделанных научных открытий, несказанных слов, непройденных дорог и неисполненных мечтаний?

Сколько в нашей с тобой жизни, дорогой читатель, потраченного впустую времени и возможностей?

Сколько в этом мире непроявленной жизни?

Сколько в этом мире несостоявшихся судеб?

Сколько от этого печали и неудовлетворённости?

Одна из самых больших бед человека — прожить жизнь, так и не встретившись с самим собой.

Поэтому, дорогой читатель, на протяжении всей этой книги мы с тобой будем исследовать природу личности человека, будем изучать самих себя и свои жизненные задачи. Будем искать, чтобы увидеть самих себя. Настоящих. Живых. Счастливых. Мы с тобой будем искать внутренний ресурс и истоки вдохновения, которые помогут нам прийти к лучшей версии самих себя.