Смерть в публичном доме?!

Но помимо войны с немцами Михаил Скобелев предчувствовал и собственную скорую гибель. После очередной успешной военной экспедиции в Средней Азии Скобелева произвели в генералы от инфантерии. Заслужив высокий чин всего в 38 лет, он внезапно заговорил о смерти и даже заказал себе склеп в своем имении в Рязанской губернии. Историки считают, что это не случайность: военная реформа, которая планировалась Скобелевым, практически нейтрализовывала Германию на европейском театре военных действий. По мнению экспертов, Скобелеву могли угрожать. Но кто и почему?

Скобелев надеялся на встречу с Александром Третьим. По пути в Петербург генерал остановился в Москве, где был приглашен на обед к барону Розену — командиру одного из своих полков. Удивительно, но после званого приема никогда не замечавшийся в сомнительных амурных похождениях Скобелев внезапно отправился в гостиницу «Англия». Там жила известная немецкая куртизанка Шарлотта Альтенроз.

Поздно ночью Шарлотта прибежала к дворнику и сказала, что у нее в номере скоропостижно умер офицер. Это был Скобелев. Врачи поставили диагноз — паралич сердца. Чтобы избежать скандала, полицейские перевезли тело в гостиницу «Дюссо», где остановился генерал. Однако по Москве все равно поползли слухи. Люди были уверены, что Скобелев был убит немкой по личному указанию Бисмарка.

Розен был германского происхождения. И есть определенные факты, которые говорят о том, что барон, служа в Минске, был, пожалуй, главным агентом германской разведки. Вполне возможно, что именно Розен рекомендовал Скобелеву прийти туда якобы для встречи с определенными немецкими представителями.

Версию убийства поддержал даже советник императора князь Мещерский, но найти доказательств не удалось. На теле умершего не было ни следов применения яда, ни ран.

Буквально через часы после смерти генерала все переулки, вся площадь были наводнены народом. Солдаты, казаки, разночинцы. Все пришли. Никто не верил в эту смерть. Не может быть, его убили, отравили враги, внутренние враги… враги внешние. Немка? Значит, Бисмарк. Значит, это шпионка Бисмарка.

Но почему Скобелев вообще отправился в номер к куртизанке? Ведь его репутация была безупречна, и ни о каких амурных похождениях генерала никто даже и не судачил. Скобелев был женат два раза. Его товарищ, Сергей Верещагин (брат известного художника), все время повторял, что и у него скоро появятся «скобелята, которые будут таскать его за бакены». Однако это предсказание не сбылось, оба брака Скобелева были несчастливыми. И все же несмотря на это, он никогда не прибегал к услугам неоднозначных барышень вроде Шарлотты Альтенроз. Может ли быть так, что Скобелев и сам желал своей смерти?

Самоубийство?

По Москве пошел слух, что Скобелев не умер от рук немецкой разведки, а покончил с собой. Эту версию поддержали даже некоторые иностранные газеты. Например, французская Le Gaulois писала, что таким образом генерал пытался спасти себя от бесчестия, которое неизбежно бы настигло его вследствие разоблачения его связей с нигилистами.

Действительно, в ту пору в России движение нигилистов набирало силу и уже приобретало черты революционной ячейки. Связь с нигилистами трактовалась властями вполне однозначно и была чревата не только потерей доверия и авторитета среди военных, но даже смертной казнью.

Однако эта версия кажется малоубедительной, поскольку Скобелев не только не был замечен в связях с нигилистами, но и боялся их как огня. Однажды он попросил прислать к нему врача. Увидев назначенного ему молодого человека, Скобелев спросил у своего товарища, не нигилист ли он. На эту мысль его натолкнул внешний вид врача: длинные волосы, небритость, неаккуратный вид. Однако Скобелев был в высшей степени порядочным человеком и всегда умел признавать свою неправоту, поэтому оставил врача при себе и позже высоко его ценил и уважал.

И все же многие исследователи уверяют, что если Скобелев и не был связан с нигилистами, то точно имел отношение к противоправительственной деятельности.

Смертельная харизма

Несмотря на то, что Михаил Скобелев сделал блестящую военную карьеру, в последние годы он все больше ставил под сомнение саму необходимость войны. Его крайне печалила и озадачивала необходимость многочисленных человеческих жертв во имя некой эфемерной цели. Так вспоминает слова генерала Скобелева из разговора с генералом Духониным великий театральный деятель Немирович-Данченко: «Я дошел до убеждения, что все на свете ложь, ложь и ложь… Все это — и слава, и весь этот блеск — ложь… А ведь чего, чего стоит эта ложь, эта слава? Сколько убитых, раненых, страдальцев, разоренных!.. Объясните мне: будем ли мы с вами отвечать Богу за массу людей, которых мы погубили в боях».

Еще при жизни генерала ходили слухи, что он хочет заставить царя переписать конституцию. Скобелев был поборником свободы мысли и слова. Он желал России движения только вперед и одновременно с этим жаждал устранения всех препятствий, которые мешали бы ее развитию.

Вместе с тем Скобелев пользовался огромной популярностью у солдат. Он всегда заботился об их нуждах и при любой возможности старался лично объяснить план действий. Скобелев был требовательным, но справедливым начальником. Он поддерживал строгую дисциплину, но, считая рабское мышление абсолютно недопустимым у солдата, выступал за осмысленное исполнение всех приказов.

Все это наталкивает исследователей на мысль о том, что Скобелева убрали не немцы, а наши, русские полицейские агенты. Авторитет генерала был слишком велик, а ход мыслей чересчур отличался от консервативной государственной политической повестки. При этом он умел хорошо и убедительно говорить, а его харизма могла открыть ему дорогу в политику. Все это могло быть весомым предлогом, чтобы убрать опасного игрока с поля.

Как бы то ни было, ни точные обстоятельства смерти генерала Скобелева, ни ее причины так никогда и не станут нам известны. Мы знаем только, что его смерть стала большим ударом для всей России и некоторых других стран. Даже противники Скобелева писали о нем трогательные и пронзительные слова, например далекий от славянофильства «Вестник Европы»: «Образ рыцарски храброго воина, заботливого друга солдат, образованного генерала, высокоодаренного полководца давно уже рисовался перед обществом в лице Скобелева. Образ действий Скобелева после взятия Геок-Тепе обнаружил в нем и административный талант, не уступающий, может быть, его военному искусству».

И все же необходимо признать очевидное. Именно смерть такого блестящего полководца, как Скобелев, спасла Германию и нанесла большой урон России. После похорон генерала план военной реформы против немцев, который столько времени готовил генерал, так и не был передан государю. Бумаги просто исчезли. А в 1914 году, как и предсказывал Михаил Дмитриевич, Германия бросила вызов России, начав Первую мировую войну.

Секретное оружие профессора Филиппова

...

Михаил Михайлович Филиппов (1858–1903). Русский писатель, философ, журналист, физик, химик, историк, экономист и математик, популяризатор науки и энциклопедист. Умер при невыясненных обстоятельствах в своей лаборатории.

В ту летнюю ночь жители курортного городка Териоки (ныне Зеленогорск) проснулись от оглушительного грохота. Ослепительный луч на мгновенье пронзил свинцовые облака; казалось, сейчас начнется сильнейшая гроза, но «гром» неожиданно стих. С восходом солнца перед всеми открылось невероятное зрелище: огромный валун, лежавший на берегу реки Териоки еще со времен Ледникового периода, превратился в груду оплавленных осколков. В толпе местных зевак, взахлеб обсуждавших увиденное, никто не замечал скромную фигуру петербургского профессора Михаила Филиппова, который, глядя на осколки валуна, что-то быстро записывал в свой блокнот. Он находился в городе уже несколько месяцев, и этой ночью тайно проводил очередной эксперимент с направленной взрывной волной. Не желая привлекать к себе внимание, Филиппов поспешил уйти. Спустя два года, в такую же летнюю ночь, Михаил Филиппов умрет. Тот, кого называли главным конкурентом Николы Теслы, будет корчиться в предсмертной агонии на кафельном полу своей домашней лаборатории, не в силах позвать на помощь и безуспешно пытаясь нацарапать на листке бумаги имя своего убийцы.