Глава 2. Ваши удивительные достоинства

Очень легко отсиживаться в сторонке, дивясь на достойную суперменов способность экстравертов заряжаться энергией с утра пораньше. Они — настоящие энергетические вампиры, которые становятся только сильнее, пока окружающие слабеют, как если бы им, чтобы длить свое существование, требовалось присутствие других людей. Как они это делают?

Не будем забывать, что у экстравертов в буквальном смысле другая химия мозга, поэтому не расстраивайтесь, если вы не дотягиваете до их уровня. Ведь и вы в далеком прошлом обладали энергией такого же типа. Просто сегодня это скорее исключение, чем правило.

Давайте на секунду представим себе вечеринку «только для интровертов». Началась она рано; приглашенные разбились на маленькие группы и ведут мудрые беседы о сверхважных проблемах. А потом социальные аккумуляторы у всех начинают разряжаться, гостям становится скучно друг с другом, и уровень сарказма и негатива начинает расти. Гости рано расходятся с вечеринки, чтобы успеть домой как раз к началу любимого телешоу.

Но разбавим это общество несколькими экстравертами, и картина резко поменяется… Осмелюсь ли я сказать, к лучшему? Да, экстраверты — существа во многих отношениях восхитительные, но запретный плод всегда сладок, так что не стоит сбрасывать со счета ваши собственные уникальные достоинства. Помните: интроверты способны достигать почти всего того же, что и экстраверты, — просто, может быть, не всегда и не постоянно. А в ряде особых случаев экстравертам никогда не добиться того, о чем мы говорим в этой главе.

Слабые стороны экстравертов

Да, идеал экстраверта действительно существует в реальности, как и правда то, что жизнь стала бы проще, если бы мы могли чувствовать себя как рыба в воде во всех социальных ситуациях, куда нас приглашают. Звучит заманчиво… но это всего лишь другой способ признать, что запретный плод сладок и там хорошо, где нас нет (а мы везде, — добавляют шутники). Жизнь экстравертов не становится легче только от того, что они постоянно вращаются среди людей.

На самом деле это особенная ловушка для них. Как вы, возможно, уже уяснили на примере каких-либо жизненных обстоятельств, зависимость от чего-то, что вы не можете обеспечить себе сами, штука рискованная — и это в лучшем случае. Экстраверты не выносят одиночества, могут испытывать недовольство самими собой, что плохо увязывается с самодостаточностью и независимостью. Действительно, экстраверт в качестве друга или важного для вас человека может казаться зависимым, прилипчивым, требовать к себе повышенного внимания, в особенности если вы с ним удовлетворяете потребность в социализации в одном и том же кругу.

Экстраверт может утомлять до предела; друг- экстраверт никак не желает оставить вас в покое и часто подвергает испытанию ваше чувство гостеприимства. Вот только сам он этого взять в толк не способен. Представьте, что вам внезапно дали отпуск, но никто из друзей не готов составить вам компанию, потому что у них дела на работе. Как вы поступите — поедете наслаждаться отдыхом в одиночестве? Или же без компании любой отпуск покажется вам скучным и утомительным?

Экстраверты страдают от бремени ожиданий других людей. Если обратиться к стереотипам, то экстраверт — это источник заразительной энергии, и порой люди становятся от нее зависимыми. Да, иногда такая зависимость может быть взаимовыгодной. Но как насчет случаев, когда вы не чувствуете в себе заразительного пламени или просто устали? От экстравертов ожидают, что они всегда на подъеме, как вечные двигатели, всегда готовы поддержать разговор. Согласитесь, что повышенный уровень чужих ожиданий создает определенный стресс. Это бремя, которое приходится нести всегда.

Порой приятно всегда быть в лучах света. Но свет иногда обжигает. Кроме того, статус «души компании» означает, что вы несете большую нагрузку: именно на вас лежит обязанность подбрасывать дровишки в топку вечеринки. Это немалая ответственность. Она уже погребла под собой множество людей — даже тех, кто был естественным образом для нее предназначен. А для того, кто не обладает необходимыми чертами этого типа личности, такая задача воистину затруднительна.

Чтобы назваться экстравертом, нужно быть вечно сияющей звездой общества, источником социальной энергии. Вы отдаете, а окружающие берут. Это значит, что вы должны отдавать очень много энергии, чтобы взамен получить хоть что-то.

Кроме того, экстраверты страдают от постоянного давления собственных ожиданий. Люди должны вас любить, а вы должны хорошо сходиться как с отдельными личностями, так и с группами. Главное ожидание экстравертов — обязанность поддерживать высокий уровень социализации.

А как быть, если людям вы не нравитесь? Никогда нельзя сказать заранее, не превратишься ли ты каким-то чудом в «того парня» или «эту девицу», которые постоянно трещат как сороки, не понимая, когда нужно помолчать. Вы постоянно отторгаете от себя источники энергии, а это очень опасное положение. Возможно, вы и являетесь центром внимания — вот только по совершенно далеким от благосклонности причинам. Станете ли вы по-прежнему искать внимания окружающих, даже если они о вас невысокого мнения? А какова альтернатива?

Нетрудно представить, какие здесь таятся неприятности, особенно если не забывать о склонности экстравертов к общению ради общения, что регулярно побуждает их нарушать границы, установленные другими людьми. Представьте, что вы играете с веселым щенком, который жутко рад вашему вниманию. И вот в какой-то момент его радость переходит в навязчивость — и заканчивается маленькой неприятностью прямо посередине ковра (не считайте, что я провожу прямое сравнение между экстравертами и щенками; аналогия — это всего лишь аналогия).

Всё, что написано в этой главе, имеет целью как можно убедительнее доказать вам, что быть интровертом не так уж плохо.

У интровертов нет проблемы зависимости от других, они редко превращаются в «того парня» или «ту девицу» — просто потому, что не продлевают общение настолько долго, чтобы начать действовать людям на нервы. Светская болтовня, которую экстраверт сочтет всего лишь скучноватой, у мученика- интроверта вынет всю душу. Интроверт общается ровно столько, сколько считает нужным, а потом уходит. (Будь его воля, он бы вообще сюда не приходил.) В результате интроверты нарушают границы намного реже экстравертов.

Конечно, это тоже может быть воспринято негативно. Они социально нетребовательны, порой — даже чрезмерно. Вот как интроверт обычно заканчивает телефонный разговор: «Ну ты всё понял? Ладно, пока [щёлк]».

Никто изначально не ожидает, что вы придете на вечеринку, очаруете всех присутствующих и будете танцевать без устали, развлекая других. Люди приглашают вас потому, что им нравится ваша компания, а не потому, что вы умеете создавать в обществе незабываемую атмосферу. Интроверты испытывают более сильное побуждение поскорее уйти, поэтому на них не давят внутренние ожидания перспективы измотать себя до предела социальным взаимодействием.

Наконец, интроверты зачастую имеют более точное представление о своем социальном окружении. Они в целом общаются с меньшим количеством людей, предпочитая качество количеству и широте охвата. Они знают, у кого с ними схожие интересы и с кем они хотят проводить время. Часто их приятелей можно перечесть по пальцам одной руки. Для них в порядке вещей держать людей на расстоянии или просто оставлять в статусе «знакомых».

Что ж, таков их персональный энергетический баланс.