Павел Евдокименко

Психосоматика: самые опасные эмоции

Предисловие

Мир большинства людей очень… материалистичен.

Даже если кто-то из нас утверждает, что он человек истово верующий, неважно, христианин, мусульманин, буддист или индуист, когда доходит до серьезных проблем со здоровьем, почти все мы ведем себя как закоренелые материалисты.

Заболев, мы, как правило, не хотим говорить о своих душевных проблемах. Нам хочется поскорее получить быстродействующее, совершенно материальное (физическое) лечение.

Приходя к врачу и задавая вопрос «Почему я заболел и как теперь вылечиться?», мы чаще всего хотим услышать объяснение, которое нас устроит. В котором будет максимум конкретики и минимум разговоров о нашем душевном состоянии.

И это правильно. Любой доктор должен по возможности быстро облегчить состояние пациента: унять боль, убрать тягостные телесные ощущения и опасные симптомы. А душа… Душа подождет, пока человек снова сможет свободно дышать, жить без боли, двигаться без боли.

Потому что какие могут быть разговоры по душам, когда что-то сильно болит; причем иногда болит так, что от этой боли хочется лезть на стену!

Именно поэтому практически любой врач должен первым делом исцелять тело пациента.

Но!

Если мы исцеляем тело, не исцеляя при этом душу, есть большая вероятность, что болезнь скоро снова вернется, причем она может перейти в хроническую форму и стать более тяжелой.

Ведь как минимум 70 % наших болезней провоцируются стрессами, волнениями, нашими душевными страданиями и избыточными эмоциями. То есть начинаются «из-за нервов».

И вот что любопытно… Хотя в быту люди часто произносят избитую фразу «Все болезни от нервов», выясняется, что на самом деле многие люди в это не верят. Не верят, что «из-за нервов» можно серьезно заболеть.

Заболеть из-за плохой экологии или из-за некачественной еды, курения, злоупотребления алкоголем, обжорства или из-за каких-нибудь «паразитов» или мифических «шлаков» — да, большинство людей согласятся, что это возможно.

Но заболеть «из-за нервов»… многие считают, что это маловероятно. Это, мол, какая-то отговорка плохих врачей. Если врач не знает, почему вы заболели, и не знает, как вас вылечить, он спишет все на стресс и на нервы, — примерно так думают очень многие люди!

Действительно, ну как можно заболеть из-за каких-то там «нервов», из-за волнений или эмоций?

Меня однажды весьма позабавило то, как один наш зритель прокомментировал мое видео по психосоматике. Звучало это примерно так:

«Странно, ну ведь нормальный же был доктор! Хорошо рассказывал о болезнях и их лечении. А теперь вдруг заговорил об эмоциях. Но при чем же здесь эмоции и здоровье? Эмоции ведь не материальны!»


Так вот, дорогие мои читатели, по ходу книги я не раз и не два продемонстрирую вам и обосную с научной точки зрения, что эмоции очень даже материальны! И что они напрямую влияют на наше здоровье.

Я расскажу вам о том, как люди заболевают «из-за нервов», и дам подсказки, как избежать многих неприятностей со здоровьем.

Читайте, саморазвивайтесь и… конечно же, будьте здоровы!


С уважением,

ваш доктор Евдокименко

Часть 1

Начало начал

Психосоматика: наука или нет?

Всерьез изучать влияние эмоций на организм ученые стали относительно недавно. Конечно, ученые уже давно выяснили, что между нашими эмоциями и состоянием здоровья есть определенная связь. Однако так, чтобы изучать эту связь всерьез… до этого у профессионалов как-то руки не доходили.

Но в последнее время ученые уделяют вопросам психосоматики все больше внимания.

Психосоматика — это наука, в рамках которой мы рассматриваем, как наши эмоции (а сильные эмоции ВСЕГДА сопровождаются выбросом определенных гормонов) влияют на нашу эндокринную систему, на сердце и на кровеносные сосуды, на мозг, дыхание и многое другое.

Причем в рамках психосоматики мы изучаем влияние на наш организм любых эмоций. Как позитивных, радостных, так и негативных, таких как злость, гнев, раздражение, грусть, обида, страх, чувство вины и т. д.

Но, конечно, ученых, изучающих психосоматику, в первую очередь интересует, как, почему и в каких ситуациях негативные эмоции приводят к развитию той или иной конкретной болезни.


Обо всем этом и пойдет речь по ходу книги. Но чуть дальше. А пока озвучу «вопрос из зала», который задают мне довольно часто:

— Доктор, а психосоматика — это вообще наука или нет? Это случайно не секта какая-то? Это, случаем, не религия? Может быть, это как-то связано с верой, вроде того, во что веришь, то и получаешь?

Нет, дорогие друзья, психосоматика — это не религия, не секта и не новомодное вероучение. Психосоматика — это вполне материалистическая (не путать с атеистической) наука, которая не зависит от того, во что вы верите или не верите.

Напомню, эмоции = гормоны. И как я люблю говорить, гормоны на всех действуют одинаково. На королей и нищих, на верующих и на атеистов — эмоции и следующие за ними выбросы гормонов на всех оказывают одинаковое воздействие, с поправкой на некоторые наши индивидуальные особенности.

Именно это воздействие, как я уже и говорил в начале главы, изучает наука под названием психосоматика.

Другое дело, что наука эта еще молодая, ее почти не преподают в мединститутах (а если где-то и преподают, то чаще всего вскользь и как дополнение к психологии), а потому даже врачи порой относятся к психосоматике со скепсисом.

Ну, к скепсису передовым ученым и новым наукам не привыкать…

Над Антони ван Левенгуком, который первым увидел в самодельный микроскоп микробов и описал их — а ведь он даже не был профессиональным ученым! — многие «большие ученые» поначалу тоже смеялись. Мол, увидел через стекло каких-то там мелких зверушек. Ха-ха, как смешно.

А то, что эти «зверушки» могут вызывать болезни, об этом поначалу даже и подумать не могли. И только потом, намного позже, из этого «смешно» развилась наука микробиология, а учение об инфекционных болезнях стали преподавать в медицинских институтах.

К счастью, Левенгука хотя бы не затравили, в отличие от великого Игнаца Земмельвейса.

В начале — середине XIX века смертность рожениц от родильной горячки в европейских больницах была чудовищной. В родильных отделениях вроде бы передовых клиник от горячки (то есть сепсиса) умирало от десяти до тридцати процентов рожениц!

И во многом это происходило потому, что врачи родильных отделений перед принятием родов никак не обрабатывали руки.

Да что там не обрабатывали, они зачастую совсем не мыли руки! Даже если десятью минутами ранее проводили в больничном морге вскрытие других умерших от сепсиса женщин!

То есть, сами того не ведая, эти врачи переносили, извините за грубость, заразу — от умерших из-за сепсиса женщин — тем женщинам, у которых они принимали роды. В буквальном смысле они несли многим роженицам скорую погибель.

Великий доктор Игнац Земмельвейс, работавший в то время акушером-гинекологом, смог «вычислить» причину заражения родильной горячкой.

Будучи наблюдательным человеком и проанализировав различные факты, Игнац Земмельвейс предположил, что врачи переносят на руках «трупные частички», которые вызывают у рожениц горячку и приводят к гибели как самих женщин, так и новорожденных.

И тогда доктор Земмельвейс стал заставлять всех врачей своей акушерской клиники перед принятием родов мыть руки в тазу с хлорной водой.

Сейчас-то все мы знаем, что хлорка обеззараживает. Но в то время об этом никто даже не догадывался. И о том, что хлорка обладает защитно-обеззараживающем действием, по всей видимости, первым тоже додумался великий доктор Земмельвейс.

Опытным путем он выяснил, что раствор «хлорной воды» может гасить запах морга, а значит, смывает все «трупные частицы», которые невольно переносят медики.

И вот представьте… врачи клиники моют руки раствором «хлорной воды», в результате — небывалый успех, смертность в роддоме падает вследствие такой нехитрой процедуры в десять раз! Это же фантастика! Триумф! Доктора Земмельвейса носят на руках, осыпают лаврами, присваивают звания академика всех возможных академий, он умирает в глубокой старости, окруженный почетом, богатством, и в ореоле славы. Представили? А теперь… как бы это мягче сказать… «распредставьте» обратно.

Все было прямо наоборот. Нет, смертность-то в роддоме, благодаря гению Земмельвейса, действительно снизилась в десять раз. Вот только лавров и почета это великому доктору не принесло.

Против Земмельвейса поднялась чуть ли не вся европейская медицина, за указание мыть руки раствором хлорной воды его обвинили в антинаучном шарлатанстве.

И как ни старался Игнац Земмельвейс достучаться до своих коллег, все было тщетно: его почти никто не слушал, его травили и высмеивали. Многие самые известные врачи и ученые того времени называли Земмельвейса чудаком, сумасбродом и шарлатаном.

Под конец жизни великого Доктора обманом упекли в сумасшедший дом. Умер Игнац Земмельвейс в 1865 году, непонятый и осмеянный коллегами. А всего через 5 лет после его смерти английский хирург Дж. Листер доказал теорию о болезнетворных микроорганизмах. И началась эпоха новой науки — эпоха микробиологии.