Радж Рагунатан

Если ты такой умный, почему несчастный: научный подход к счастью

Посвящается Знаку

Если


О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь, —
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, можешь снова —
Без прежних сил — возобновить свой труд, —
И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и все начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если можешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!» —
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твое, мой мальчик, достоянье.
И более того, ты — человек!

Редьярд Киплинг [Перевод С. Маршака.]

Предисловие Маршалла Голдсмита

Что нужно для того, чтобы вести счастливую и приносящую истинное удовлетворение жизнь?

За последние четыре десятилетия я имел честь работать с более чем 150 видными генеральными директорами, в том числе Аланом Мулалли («Генеральным директором года», когда он был в компании Ford), Джимом Кимом (президентом Всемирного банка) и Йэном Ридом (генеральным директором компании Pfizer). В компании Johnson & Johnson я работал в гигантском проекте по развитию лидерства с участием Ральфа Ларсена (тогдашнего генерального директора). Все до единого руководители, которых я учил или консультировал, размышляли над этим вопросом. И поскольку вы читаете эту книгу, полагаю, что тоже потратили на него значительное время.

Ответ на этот вопрос на поверку одновременно и чуть проще, и чуть сложнее, чем может показаться. Он проще, поскольку для счастья требуется не намного больше того, что у вас уже есть. Как вы узнаете к концу этой книги, помимо удовлетворения основных жизненных потребностей и хорошего здоровья, для того, чтобы быть счастливым, требуются ровно три вещи:

1) крепкие социальные связи,

2) чувство цели (занятия чем-то значимым)

3) «позитивный» подход к жизни, который позволяет не терять контроль даже в трудные времена.

Вот и все, что нужно, чтобы быть счастливым.

С другой стороны, ответ на этот вопрос немного сложнее, чем кажется, по трем причинам. Во-первых, будучи умным и успешным человеком, коим вы являетесь, вы не удовлетворитесь просто знанием, что требуется, чтобы быть счастливым; вы также захотите знать, почему эти вещи требуются для того, чтобы быть счастливым. Это всё усложняет, потому что нахождение ответа на вопрос «почему» означает глубокое погружение в исследования счастья, а для этого требуется труд. Во-вторых, просто знать, что и почему требуется, чтобы быть счастливым, недостаточно. Важно также понимать, как добиться тех вещей, которые нужны, чтобы вы были счастливы. Вам нужно иметь план, который сработает, а затем привести его в исполнение. Составление плана, который будет одновременно притягательным в теории и осуществимым на практике, усложняет ответ на этот вопрос. Наконец, третья и, как я полагаю, самая важная причина, по которой этот ответ сложен, связана с осознанностью или ее отсутствием. Если вы похожи на большинство моих знакомых «умных-и-успешных» людей, то у вас есть мечта. Выглядит она примерно так:

«В настоящее время я ужасно занят. Учитывая требования работы и семьи, да еще новых технологий, которые преследуют меня повсюду, а также глобальной конкуренции, кажется, я еще никогда не был настолько занят. Иногда мне кажется, что я взвалил на себя слишком большое количество обязательств. Я никому не говорю об этом, но моя жизнь то и дело становится мне неподвластна — она выходит из-под контроля. В настоящее время я решаю совершенно уникальные проблемы. Думаю, с самыми серьезными из них будет покончено в течение двух-трех месяцев. А после этого я непременно потрачу две-три недели, чтобы организовать свою жизнь и провести время с семьей. Я начну воплощать свою новую жизненную программу “Здоровый и счастливый”». И все будет по-другому. И больше не будет такого безумия».

Сколько лет у вас была эта мечта? И сколько еще лет вы будете ее лелеять? Если не поостережетесь, она останется мечтой навечно!

Что требуется, чтобы вести счастливую и приносящую удовлетворение жизнь? Требуется осознанность. Развить такую осознанность может быть трудно, особенно если на вас лежит слишком много обязательств, если вы устали и опустошены. Это третья причина, которая усложняет ответ на главный вопрос.

Но вам повезло. Если и есть на свете человек, который может для вас все упростить, то это Радж. Он упрощает вопрос о счастье с трех сторон. Во-первых, помогает легче понять и усвоить научные открытия, касающиеся счастья. Как? Используя четкую и понятную структуру (7 «грехов», 7 привычек и 7 упражнений) и пропитывает ее идеально подходящей смесью интересных жизненных фактов. Во-вторых, он проделал большую работу, выявляя наиболее эффективные упражнения, усиливающие ощущение счастья. Все, что вам нужно сделать, — понять, почему эти упражнения помогают, и выполнять их настолько хорошо, насколько позволяют ваши способности.

Наконец, эта книга излагает чрезвычайно убедительный набор аргументов в пользу того, почему вам нужно сделать такую цель — вести более счастливую и удовлетворительную жизнь (цель, к которой, могу добавить, стремился почти каждый духовный лидер и философ, от Аристотеля и Будды до Майи Ангелу и грека Зорбы) — высшим приоритетом. Стремление к счастью может казаться эгоцентричным, но следуйте за Раджем и копните чуть глубже.

...

ДЕТЕРМИНАНТЫ СЧАСТЬЯ ТАКЖЕ ЯВЛЯЮТСЯ ДЕТЕРМИНАНТАМИ РАЗВИТИЯ В СТОРОНУ БОЛЕЕ ПРИЯТНОГО — БОЛЕЕ ДОБРОГО И СОСТРАДАТЕЛЬНОГО — ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВА.

И, если этого недостаточно, еще аргумент: те же факторы, которые ведут к счастью, ведут и к успеху.

Если вы умны и успешны, но все же вам кажется, что вы не так счастливы, как могли бы или хотите, то я не просто рекомендовал бы вам ее прочесть. Я сказал бы, что вы обязаны бросить все свои прочие занятия и начать читать эту книгу немедленно!

Жизнь хороша.

Маршалл Голдсмит

Введение. Что привело меня к преподаванию счастья

Еще пару десятилетий назад, если случалось потерять связь с другом детства — к примеру, потому, что ваша семья перебралась из одного города в другой, — на воссоединение с ним надежды было мало. Эта сторона жизни теперь изменилась, в основном благодаря социальным сетям. И случилось так, что я нашел близкого когда-то друга, после того как потерял контакт с ним почти на тридцать лет. После нашей последней встречи мы разъехались по разным уголкам Индии, однако теперь снова оказались чуть ли не соседями. Мой друг живет в Хьюстоне, в штате Техас, а я в Остине — нас разделяют всего лишь какие-то 170 миль.

Когда мы с ним обменивались новостями, празднуя встречу, я получил возможность сделать то, что могут делать только те, кому повезло встретить близкого друга по прошествии значительного времени: воссоединиться с собственным прошлым. Он напомнил мне, как в те давно минувшие годы я славился непринужденным и легким характером. Ему вспомнился один эпизод, когда нам предстоял важный и очень трудный экзамен, тот самый, к которому мои друзья — и их матери! — планировали готовиться всю ночь. А я? Отправился спать в обычное время и получил свои полные десять часов сна как ни в чем не бывало! Он также напомнил мне о том времени, когда у нас был назначен официальный званый ужин, на который все остальные явились в элегантных синих блейзерах и слаксах цвета хаки. Я же, ничуть не смущаясь, гордо вошел в дверь в попугайно-зеленой рубашке и желтеньких, точно подсолнух, брюках-клеш (в конце концов, это же были семидесятые). Все потешались надо мною, но я лишь добродушно посмеивался. Благодаря своей невозмутимости, говорил он, я всегда служил пресловутой палочкой-выручалочкой, когда кого-то требовалось подбодрить.

Слушая эти рассказы, я не мог не думать о своем прежнем «я» с завистью. Мне хотелось бы верить, что сравнительно легкий характер остался со мною даже сегодня, но должен признать, что с годами я стал менее «расслабленным».

Что же сталось с той личностью, которой я когда-то был? Когда и как я лишился своей «невинности»?

Счастье на протяжении всей жизни

Раздумывая над этим вопросом, я осознал, что прошлое, возможно, виделось нам в более розовых тонах, чем было на самом деле. Если вы когда-нибудь достаточно долго вели дневник, то знаете, что прошлое ничуть не более замечательно, чем настоящее. Мы помним прошлое как более приятное время по двум главным причинам. Во-первых, мы обычно лучше справляемся с крупными негативными событиями, чем сами предполагаем; поэтому переживания из-за разрыва любовных отношений или неудачи с получением работы-мечты редко запоминаются нам так надолго, как мы того ждали. Во-вторых, мы склонны со временем придавать негативным событиям из своего прошлого позитивную окраску; таким образом, душевная травма из-за отказа девушки (или парня) пойти с тобой на школьный бал или стыд из-за того, что ты провалил важный экзамен, становятся в свое время историями, которые делают нашу жизнь более красочной, а вовсе не теми, которые бросают на нее темную тень. Именно потому, что прежние негативные события становятся в наших воспоминаниях более позитивными, женщины соглашаются пройти через вторые роды, а писатели — написать вторую книгу.