Ганно Харизиус, Рихард Фрибе

Союз на всю жизнь. почему бактерии наши друзья

Внимание! Информация, содержащаяся в книге, не может служить заменой консультации врача. Необходимо проконсультироваться со специалистом перед применением любых рекомендуемых действий.

Введение

Зависимость находящихся в кишечнике бактерий от продовольствия приоткрывает перед нами возможность влиять на флору кишечника и замещать патогенных микробов полезными микробами.

Илья Мечников, 1908 год

Бактерии — наши друзья.

Они являются возбудителями многих заболеваний. Способствуют неприятным запахам. Там, где они, нет чистоты, а то, что не является чистым, не может быть хорошим.

«Антибактериальный» — это одно из немногих слов с приставкой «анти», которое звучит для наших ушей приятно. И уже некоторое время мы умудряемся уничтожать бактерии при помощи антибактериальных средств и антибиотиков так эффективно, как никогда раньше в истории человечества. Антибиотики, с тех пор как они впервые были применены во время Второй мировой войны, помогли несметному количеству людей с острыми инфекциями, даже спасали жизни, а сегодня они вообще относятся к часто назначаемым медикаментам.

Мы дезинфицируем и поддерживаем чистоту настолько хорошо, насколько это возможно. И, где бы мы ни находились, мы избегаем контакта с микроорганизмами.

Несмотря на это, сегодня мы отнюдь не здоровее, чем в те времена, когда гигиена состояла исключительно из воды и мыла. Наоборот, с тех пор как мы начали вести широкомасштабную войну против бактерий, заболевания — и проблемы со здоровьем, которые раньше были довольно редкими, — участились: диабет, патологическое ожирение, аллергии, аутоиммунные заболевания — это всего несколько примеров. Является ли такая одновременность чистой случайностью? Или, может быть, успешное уничтожение микроорганизмов даровало нам своего рода незапланированные риски и побочные эффекты? Нарушаем ли мы устроенное тысячелетиями, миллионами лет равновесие между нами и микробами в нас, на нас и вокруг нас? И, быть может, заболеваем из-за этого? А может, бактерии нам не враги, а, наоборот, друзья?

В нашей книге мы хотим попробовать ответить на эти вопросы.

Трансплантация без скальпеля

Сегодня Интернет для многих больных не менее важное место встречи, чем домашний врач. Люди с хроническим заболеванием кишечника в 2012 и 2013 годах часто посещали интернет-страницу Музыкального общества Грабенштетта. Предприимчивые музыканты на озере Кимзе призывают там к «донорству стула», чтобы способствовать финансированию строительства своего нового лабораторного корпуса. Под донорством стула понималось, что за символическую плату в 50 евро можно было приобрести чужой кал, находящийся в лаборатории, и передать нуждающемуся.

Тем не менее это вряд ли заинтересует того, кто страдает хроническим воспалением кишечника.

Того, кто ищет в Интернете информацию о «донорстве стула», наверняка мучают боли в животе, диарея, высокая температура и повышенная чувствительность к пищевым продуктам. Иногда он жалуется на иммунодефицит вплоть до сердечных расстройств. Донорство стула просто-напросто состоит из пересадки небольшого количества содержимого кишечника здорового человека в кишечник больного и призвано облегчить его состояние или, возможно, даже привести к полному выздоровлению.

...

На медицинском языке передача от кишечника к кишечнику называется фекальной трансплантацией.

Как же это работает? В стуле здорового человека, то есть в его фекалиях, вероятно, находится смесь здоровых бактерий, в стуле больного — смесь нездоровых бактерий. И если успешно поместить смесь здоровых бактерий в нездоровый кишечник, он должен восстановиться. Это похоже на то, как в футболе заменяют всю команду. Как будто удаляются враждующие между собой и тренером утомленные футболисты, как если бы Гамбургская спортивная ассоциация осенью 2013 года выпустила на футбольное поле одиннадцать новых из сыгранного, индивидуально сильного, хорошо натренированного состава Боруссия — Дортмунд или Бавария — Мюнхен.

Прошло уже несколько лет, но медики еще не совсем признают эффективность донорства стула и трансплантации фекальной микрофлоры. Но тем временем в научных и медицинских специальных журналах об этом пишут все чаще, а фармацевтические компании видят в натуральном продукте конкуренцию для своих старых и новых препаратов для кишечника и уже имеют трудности с концепцией распространения таких лекарств.

Новые открытия

Взгляд на издание старинного немецкого медицинского журнала «Дойчес Эрцтеблатт» (Deutsches Ärzteblatt) от 15 февраля 2013 года. Группа врачей-терапевтов из Ульма в специальном издании впервые описала «трансплантацию фекальной микрофлоры при устойчивом к лечению псевдомембранозном колите» в Германии.

...

Колит означает воспаление толстого кишечника.

Устойчивый к лечению — то есть воспаление кишечника происходит повторно после лечения.

Клостридиум диффициле — это бактерия, вызывающая псевдомембранозный колит.

Трансплантация фекальной микрофлоры — это… но об этом мы уже упоминали.

Даже из скучных медицинских, выраженных профессиональным языком формулировок на этих восьми страницах легко можно понять, в каком отчаянии должна находиться 73-летняя пациентка после постоянных курсов антибактериальной терапии. После краткосрочного ослабления симптомов — от боли в животе до диареи — всегда следовало ухудшенние общего состояния. Можно также себе представить, насколько растерянны были врачи. Оптимальное клиническое обследование, новые медикаменты, затем улучшение и лабораторные тесты, в которых Клостридия более не обнаруживается, и затем спустя пару недель возвращение патогена, обостренное повторение симптомов — и возвращение пациентки в клинику.

«Такие люди пребывают в отчаянии и часто не могут вести полноценную жизнь. Они сильно напряжены психически, например, боятся принять какое-либо приглашение и затем там что-либо съесть», — говорит Томас Зойфферлейн, начальник Клиники внутренней медицины Первой Университетской клиники Ульма. Он принимал участие в первом наблюдении, документально зафиксированном в Германии в специальном журнале.

Забегая вперед, скажу, что 73-летняя пациентка с тех пор чувствует себя хорошо, она ощущает себя как новорожденная, и в некоторой степени фактически так и есть: новым является ее микробиом в кишечнике, сообщество многих миллиардов бактерий, которые едят вместе с нами и одновременно предоставляют нам питание.

После того как кишечник пациентки был очищен и она надлежащим образом прошла повторное лечение антибиотиками, посредством колоноскопа она получила стул, донором которого стала ее 15-летняя внучка. Ей сразу же стало лучше.

Генетические анализы могли бы показать, говорит Зойфферлейн, что теперь ее кишечник фактически содержит в себе смесь бактерий, которая соответствует смеси бактерий ее донора стула. В отличие от предшествующих курсов лечения старая, неблагоприятная смесь бактерий, таким образом, не вернулась назад и клостридиум диффициле более не обнаруживается.

Между тем, как сообщает нам Зойфферлейн в ноябре 2013 года, он и его коллеги провели подобный курс лечения для еще восьми пациентов, семь из них получили положительный результат фекальной терапии с первой попытки, восьмой — со второй. «Все чувствуют себя прекрасно», — сообщает профессор. Он знает примерно о 20 других группах врачей-терапевтов в Германии, которые уже проводят лечение для пациентов с воспалением кишечника, вызванным клостридиум диффициле, более или менее по одинаковой схеме, с показателями эффективности около 90 % в рамках первой попытки.

Реакция коллег на статью в медицинском журнале «Эрцтеблатт» также была крайне позитивной и заинтересованной. У пациентов наблюдалась «поразительно высокая приживаемость по сравнению с тем, что в сущности можно было ожидать» в рамках такой процедуры.

...

Еще несколько лет назад на донорство стула и пациенты, и врачи, разумеется, реагировали совершенно иначе. Тогда в профессиональном журнале вообще невозможно было опубликовать статью о донорстве стула и трансплантации фекальной микрофлоры. Тем не менее за очень короткое время это изменилось.

В случае других патологий и диагнозов, как, например, диабет второго типа и метаболический синдром, трансплантации фекальной микрофлоры в первых экспериментах улучшали физиологические показатели.

Все отчетливее обнаруживается, что мы долгое время преступно игнорировали ту часть нас, которая имеет колоссальное влияние на здоровье и хорошее самочувствие. Причина этого заключалась не только в том, что то, что мы от нее получаем, довольно неприятно пахнет, но также в том, что мы по сути вообще о ней не знали.