Бедный Дэн. После трех, четырех, пяти тысяч попыток добиться от него ответственности — непринужденно и прямолинейно, игриво и серьезно, уговаривая и командуя, поощряя и наказывая, поддерживая позитивную атмосферу, давая свободу — Джорджина в конце концов превратилась в сварливую жену. И не то чтобы Дэн не старался. Я еще ни разу не встречал мужчины, который бы совершенно не хотел идти навстречу просьбам любимой. Проблема в том, что с точки зрения Джорджины, как и многих других женщин, супруг просто недостаточно старается. После крупной ссоры Дэн прилагает все возможные усилия, чтобы стать внимательнее, ведет себя более ответственно несколько недель, а может даже месяц-другой. Но как только Джорджина, обрадовавшись, перестает держать мужа «на прицеле», тот расслабляется и начинает проявлять прежний эгоизм, сперва понемногу, но быстро набирая обороты. Некоторые современные, «свободные» женщины не потерпели бы этого и устроили бы бурную сцену при первых же признаках «отката». Более «традиционные» жены смирились бы, стараясь концентрироваться на хорошем и уверившись, что эту борьбу им не выиграть. Джорджина, как и большинство моих клиенток, реагирует то одним, то другим образом — иногда с позиции женской силы, иногда традиционно. И ни тот, ни другой способ не работает. Когда партнеру не хватает чуткости, уступчивость, доставшаяся в наследство от матери, никак не помогает женщине добиться желаемого. Но, честно говоря, гневный пыл «боевых сестер» тоже не ведет к цели.

Кэрол Гиллиган, одна из пионеров гендерных исследований, однажды сказала: «Не бывает отношений там, где нет голоса, но и голоса не бывает без отношений». Мораль первой половины двадцатого века научила Джорджину любить Дэна всем сердцем. Революционные перемены второй половины столетия дали ей силу противостоять ему.

Теперь ей нужно научиться делать это одновременно.

Обновление отношений: руководство пользователя в двадцать первом веке

Последние десятилетия прошлого века помогли миллионам женщин преодолеть неравенство и обрести права и возможности для самореализации. Пришло время для следующего шага. Я называю его «обновление отношений». Его принципы таковы: «Я была слабой. Теперь я сильная. Я готова вкладывать всю себя, всю свою силу в отношения. Я не отступлюсь и сделаю все возможное, чтобы создать между нами здоровую близость. Потому что я люблю тебя. Потому что я люблю нас обоих, и потому что мы этого заслуживаем».

Борьба за создание отношений нового типа сильно отличается от отстаивания личных прав и свобод. В ней не важны доказательства своей правоты, самовыражение и контроль. Вопросы, характерные для нее, звучат так.


1. Как нам строить совместную жизнь, чтобы она устраивала обоих?

2. Как мы будем учитывать потребности друг друга?

3. В случае обиды или конфликта как нам вернуться к любви и близости?


Чтобы взаимодействовать по-новому, обоим партнерам необходимо научиться следующим высказываниям.


1. Вот чего хочу я.

2. Скажи мне, чего хочешь ты.

3. Скажи, что нужно от меня, чтобы помочь тебе дать мне желаемое.


Правило (золотое правило обновления отношений): «Что я могу дать тебе, чтобы помочь дать мне то, чего я хочу?»


Этот новый подход дает вам личную силу для того, чтобы идти на риск, говорить правду и добиваться удовлетворения своих потребностей. А также помогает вам поддерживать партнера, делать все от вас зависящее, чтобы у него получилось быть таким, как вам нужно.

Традиция требовала от «слабого пола» молчать и терпеть. Феминизм научил женщин высказывать все вслух и уходить. В обновленных отношениях женщинам предстоит выражать свои желания и отстаивать их.

А что же мужчины? Обновление отношений помогает мужчинам оправдывать новые ожидания своих подруг и при этом настаивать, не меньше, чем сами женщины, на проявлениях благодарности и любви. Ирония в том, что одно из немногих общих убеждений мужчин и женщин — ложная мысль, что прямолинейность в общении с противоположным полом обречена на провал. Женщины думают, что партнеры отреагируют равнодушием или отнесутся к их глубинным потребностям свысока. Мужчины же боятся, что их супруги слишком иррациональны и критичны, и им невозможно угодить.

Скептицизм, с которым мы смотрим на противоположный пол, — не глупость и не паранойя. В большинстве пар обсуждение эмоциональных потребностей терпит крах, в лучшем случае — удается лишь отчасти. Но причина этому — не отсутствие желания, а только недостаток нужных навыков.

Существует специальная техника поддержания отношений. Набор правил, которые работают. Эта книга научит вас:


— осознавать и озвучивать свои желания и потребности;

— правильно слушать и отвечать с эмпатией;

— устанавливать границы и отстаивать свою позицию;

— видеть, когда стоит уступить;

— понимать, когда вам нужна помощь;

— проявлять благодарность и ценить то, что у вас уже есть;

— быть откровенными и принимать откровенность партнера;

— активно заботиться друг о друге.

Джорджина и Дэн

После нескольких сеансов и начала коучинговой программы Джорджина снова сидит на диване в моем кабинете рядом с мужем. Она поворачивается к нему, придвигается ближе, берет его руки в свои и, глядя в глаза, мягко произносит:

— Дэн! Я никого никогда не любила так, как тебя. Я не могу представить себе свою жизнь без тебя и не хочу даже пытаться. Ты значишь для меня больше, чем кто бы то ни было. И то, что я сейчас скажу, ни в коем случае не противоречит этому. Итак… — она делает глубокий вдох, явно нервничая, — любимый, дело вот в чем. Мы оба знаем, что я выросла в семье, где безответственность была нормой…

— Как можно подробнее, — подсказываю я вполголоса.

— Как я понимаю теперь, — продолжает Джорджина, — у отца были проблемы с алкоголем. Я знаю, что ты сам мне об этом говорил. Раньше я не была готова согласиться… — Женщина делает еще один глубокий вдох, сдерживая слезы, чтобы они не мешали рассказу. — Я знаю, что папа любил меня. Он правда любил всех нас. Но я не могу сказать, что он был внимательным отцом. На самом деле его почти никогда не было рядом, и его чувства ко мне были какими-то… обобщенными, можно так сказать? — она смеется над собственным вопросом. Дэн тоже смеется, немного грустно, его взгляд излучает теплоту. Джорджина тянется к салфеткам, чтобы высморкаться.

— Дэн! — говорит она, снова сжимая его ладони в своих. — Милый, ты должен стать более внимательным к нам. Ты понимаешь, о чем я говорю? Ты чудесный, замечательный человек. Мне так многое в тебе нравится! И ты портишь это, делая все то, из-за чего мы ссоримся. Знаешь, я видела, как мама терпит все отцовские выходки — пьянство, не исключено, что измены…

Дэн пытается перебить, но жена его останавливает:

— Я не говорю, что ты… Ничего такого я не имею в виду. Я только хочу сказать, что ты должен перестать вести себя как ребенок. Тебе нужно начать проявлять ответственность в жизни нашей семьи…

Мужчина снова хочет что-то возразить, и снова жена не дает ему это сделать.

— Я знаю, ты хочешь сказать, что стараешься. И знаю, что ты действительно стараешься, в какой-то мере. Но твои требования к себе самому должны измениться. Нужно, чтобы ты делал это на другом уровне, Дэн. Нам нужен ты, но другой! — тут она наконец дает волю слезам. — Дэн! — восклицает Джорджина, уже не в силах взглянуть на мужа. — Как бы я тебя ни любила, я не позволю тебе растить наших детей так, как мои родители растили меня. Я не буду молча терпеть, как мама, и не хочу отравлять твою жизнь скандалами, как это происходит сейчас. Я так не хочу. Так не будет! — теперь она уже по-настоящему рыдает.

— Любимая… — ласково произносит Дэн и делает попытку обнять жену, но та отстраняется.

— Нет, Дэн. Послушай. Услышь меня! Ты пропускаешь мои слова мимо ушей вот уже пять лет. Это не просто какая-нибудь истерика, и само собой все не утрясется.

— Ладно, милая. Хорошо… — отзывается Дэн, пока Джорджина плачет.

— Так что отнесись к этому серьезно!

— Обязательно. Я понимаю, — уверяет мужчина. Затем, после паузы, он поднимает глаза на меня. — Можно, я скажу?

— Конечно, — подбадриваю я. — Поговорите с женой.

Дэн берет руки Джорджины в свои.

— Любимая, — начинает он. — Я все что угодно сделаю ради тебя и детей, ты же знаешь…

— Но я этого не знаю! — перебивает его супруга.

— Ну хорошо, — соглашается Дэн. — Я понял. Но ты должна это знать, потому что это правда. Джорджи, прости за все, что я сделал не так за эти пять лет, за все, что заставило тебя сомневаться в моей любви к вам. Я серьезно. Я принимаю на себя ответственность за это.

— А теперь важный вопрос, — обращаюсь я к мужчине, — что вы готовы сделать, чтобы это изменить?

— Наверное, то, о чем меня просят, — подумав, отвечает Дэн. — Мне пора повзрослеть. — Тут он останавливается и смотрит на меня. — Хотя, если честно, я не всегда понимаю, что именно это значит…

— Ну что же, у вас будет хороший учитель, — говорю я с улыбкой.

— В смысле вы? — вопрос звучит скорее утвердительно. Я отвечаю, смеясь: