Причиненный ущерб

В 2010 году я общался с молодым CEO, который беспокоился, что не похож на покойного Стива Джобса: что его карьера и небольшой стартап пострадают от того, что он спокоен и относится к людям с уважением. И у меня было много подобных бесед в последние годы. Я посоветовал ему обратиться к исследованиям ученых и экспертов, направленным на опровержение теории Assholes Finish First («мерзавцы приходят первыми») [Tucker Max, Assholes Finish First (New York: Simon & Schuster, 2011).] — так называлась книга «профессионального мудака» Такера Макса, ориентированная на «чуваков» и «бро». В последние годы я также предлагаю почитать статьи вроде «Почему выгодно быть мерзавцем» [https://www.theatlantic.com/magazine/archive/2015/06/why-it-pays-to-be-a-jerk/392066/], которую в 2015 году Джерри Усим опубликовал в Atlantic.

Мой стэнфордский коллега Джефф Пфеффер [Джеффри Пфеффер (1946 г. р.) — один из мировых авторитетов в области управления; доктор философии, профессор организационного поведения в Школе бизнеса Стэнфордского университета, где он преподает с 1979 года; автор 13 популярных книг по менеджменту, более 100 статей и бестселлера «Власть: почему некоторые люди обладают ею, а другие — нет». Прим. ред.] утверждает, что обращение с людьми как с пустым местом тоже может вести к личному успеху, ведь, как он говорил Джерри Усиму, если поместить в клетку питона и курицу, «питон сожрет курицу». Я согласен, что есть обстоятельства, в которых подавление, унижение и высасывание энергии из людей помогают искусным мудакам победить соперников и привлечь союзников (подлиз в том числе, ведь они таким образом надеются избежать гнева мудака и прочих его приемов). Эгоизм и холодное равнодушие могут также сыграть на руку в ситуациях, когда нет абсолютно никакой необходимости в сотрудничестве с другими сейчас и в дальнейшем. И в шестой главе я расскажу о том, когда и почему тактика «с волками жить — по-волчьи выть» может быть эффективной (однако имейте в виду, что, как говорит моя жена Марина, «когда кидаешься дерьмом, оно часто пачкает и тебя»).

С учетом вышесказанного после прочтения огромного количества исследований, в которых эксперты и профессора превозносят нарциссов, деспотов и провокаторов, я отметил, что все они преувеличивают выгоду и преуменьшают ущерб, который причиняют мудаки себе (особенно в долгосрочной перспективе). Это заключение совпадает с доводами множества исследователей, включая Адама Гранта из Уортонской школы бизнеса (он изучает судьбы «дающих» и «берущих»), Кристин Порат (исследует грубое поведение), а также Дачера Келтнера (рассматривает динамику эмоций и силы). Работы этих и многих других ученых показывают, что среди длинного списка победителей очень многие преуспели без свинского отношения к окружающим, и среди них глава Apple Тим Кук, CEO Netflix Рид Хастингс, глава Berkshire Hathaway и кумир мира инвестиций Уоррен Баффет, покойный актер и комик Робин Уильямс, звездный повар Энтони Бурден, телевизионный продюсер Дженджи Коэн (создательница сериала «Оранжевый — хит сезона»), автор и продюсер Шонда Раймс («Анатомия страсти» и «Скандал») — список можно продолжать бесконечно. И знаете, с тем CEO, который в 2010 году переживал, что недостаточно суров и эгоистичен, я вновь побеседовал в 2015-м. Я не могу назвать его имя, скажу лишь, что он все еще не мудак, в его компании сегодня больше 1000 сотрудников, а сам он миллиардер.

Помимо этого, у меня был откровенный разговор с основателем и президентом Pixar Эдом Кэтмеллом (который 25 лет работал плечом к плечу со Стивом Джобсом) про широко распространенную точку зрения, что Джобс пришел к успеху в том числе благодаря своему несносному, бесчувственному и темпераментному поведению — тому самому мифу, из-за которого молодой CEO думал, что ему следует вести себя так же. Кэтмелл согласился с тем, что обвинения Джобса в хамском поведении в начале карьеры заслуженны. Он, однако, отметил, что многие писатели, биографы и кинематографисты упускают критически важную часть истории: Джобс изменился к лучшему, после того как его вышвырнули из Apple и он потерпел неудачи в компаниях NeXT и Pixar. Как говорит Кэтмелл, Джобс 10 лет «блуждал в пустыне». Кэтмелл уточнил, что «только работая и пройдя сквозь череду этих неудач, поняв их и приведя к успеху Pixar, Джобс изменился: он стал более сострадательным, научился слушать, улучшил свои лидерские и партнерские качества». Кэтмелл подчеркнул, что именно более вдумчивый и чуткий Стив Джобс был «тем, кто сделал Apple невероятно успешной компанией». Он остался жестким переговорщиком, сильным оппонентом в спорах и перфекционистом, но самые большие его успехи случились только после того, как Джобс отказался от печально известного отношения к окружающим, которое отравляло его ранние годы.

Допустим, что любители мудаков правы и быть мудаком всегда (или почти всегда) — это путь к личному успеху. Однако если вы победитель, но мудак, если вы относитесь к людям как к пустому месту, то, по моим критериям, вы как человек всё равно неудачник.

И я говорю это не просто потому, что я «мужик, который написал про мудаков». Несмотря на то что идеи о борьбе с мудаками сложны, негативное воздействие гадких и агрессивных людей на их жертвы абсолютно прозрачно. Тысячи исследований в самых разных дисциплинах подтверждают, насколько высоки общие затраты на мудаков (ОЗМ) в командах, организациях и обществе — особенно направленные на отдельных людей. Давайте рассмотрим лишь часть неподъемного груза имеющихся об этом данных.

Сотни экспериментов демонстрируют, что стычки с грубыми, злобными и гадкими людьми снижают продуктивность сотрудников, в том числе притупляют их навыки принятия решений, креативность, желание трудиться немного усерднее, оставаться на работе чуть дольше, чтобы закончить проект или помочь сотрудникам, которым необходимы совет, ваш опыт или моральная поддержка. Например, ученые в ходе эксперимента наблюдали за отношениями врачей и сестер с грубым американским экспертом [Arieh Riskin, Amir Erez, Trevor A. Foulk, Amir Kugelman, Ayala Gover, Irit Shoris, Kinneret S. Riskin, and Peter A. Bamberger, “The Impact of Rudeness on Medical Team Performance: A Randomized Trial”, Pediatrics 136, no. 3 (2015): 487–495.] в области здравоохранения в израильском отделении интенсивной терапии для новорожденных. Этот злобный американец презрительно отзывался о навыках израильских врачей и среднего медперсонала; он говорил им, что «не впечатлен качеством лекарств в Израиле», а также что персонал, который он видит здесь, «не задержался бы и на неделю» в его больнице в США. Медики, которых унижали, выполняли работу намного хуже контрольной группы, в частности когда дело касалось диагностики физических повреждений, перфорации кишечника, проблем с сердцем.

Другими словами, этот мудак-американец настолько выбил из колеи израильских специалистов, что это подорвало их способность лечить детей. Подобным образом действуют на врачей пациенты-мудаки. Исследование, проведенное в Голландии, показало, что доктора совершают больше диагностических ошибок, когда сталкиваются с требовательными и агрессивными больными, сомневающимися в их профессионализме, чем когда работают с вежливыми пациентами [H. G. Schmidt, Tamara van Gog, Stephanie C. E. Schuit, Kees Van den Berge, Paul L. A. Van Daele, Herman Bueving, Tim Van der Zee, Walter W. Van den Broek, Jan L.C.M. Van Saase, and Sílvia Mamede, “Do Patients’ Disruptive Behaviours Influence the Accuracy of a Doctor’s Diagnosis? A Randomised Experiment”, BMJ Quality & Safety 26, no. 1 (2017): 19–23.].

В 2011 году известный писатель в жанре научной фантастики Уильям Гибсон [Уильям Форд Гибсон (1948 г. р.) — американский писатель-фантаст, с 1967 года живущий в Канаде и имеющий двойное гражданство. Он считается основателем стиля киберпанк, определившего жанровое лицо литературы 1980-х. Прим. ред.] ретвитнул мысль «Notorious d.e.b.» ( [Shelley Hymel and Susan M. Swearer, “Four Decades of Research on School Bullying: An Introduction”, American Psychologist 70, no. 4 (2015): 293.] показывают, что психологический вред включает в себя снижение способностей к обучению наряду с проблемами психического здоровья. Дети, которые были подвержены травле со стороны сверстников, также рискуют остаться травмированными на всю жизнь: у них чаще встречаются проблемы с законом, им свойственны финансовые неурядицы, депрессии и они очень много курят.

Исследования, изучающие мудаков в рабочей среде [В их числе: Birgit Schyns and Jan Schilling, “How Bad Are the Effects of Bad Leaders? A Meta-Analysis of Destructive Leadership and Its Outcomes”, Leadership Quarterly 24, no. 1 (2013): 138–158; AlKarim Samnani and Parbudyal Singh, “20 Years of Workplace Bullying Research: A Review of the Antecedents and Consequences of Bullying in the Workplace”, Aggression and Violent Behavior 17, no. 6 (2012): 581–589.] (область, на которой сосредоточена эта книга), проливают свет на то, как грубые и злобные коллеги, подчиненные, клиенты и особенно руководители-мудаки могут нанести ущерб продуктивности и благополучию. В частности, рабочие реагируют на оскорбления эмоциональной отстраненностью и снижением производительности. Медсёстры-новички [Peggy A. Berry, Gordon L. Gillespie, Donna Gates, and John Schafer, “Novice Nurse Productivity Following Workplace Bullying”, Journal of Nursing Scholarship 44, no. 1 (2012): 80–87.], подвергающиеся унижениям со стороны бывалых сестер или врачей, вкладывают в работу меньше усилий и не сопереживают пациентам. Обслуживающий персонал [Mo Wang, Songqi Liu, Hui Liao, Yaping Gong, John Kammeyer-Mueller, and Junqi Shi, “Can’t Get It Out of My Mind: Employee Rumination After Customer Mistreatment and Negative Mood in the Next Morning”, Journal of Applied Psychology 98, no. 6 (2013): 989.], который сталкивается с агрессией клиентов (грубые жесты, повышенный тон, брань, испепеляющие взгляды), чаще страдает от психических и физических расстройств и менее предан работе. Такую же судьбу разделяют и работники сферы обслуживания, наблюдающие за проявлениями подобной агрессии в адрес своих коллег [Kathryne E. Dupré, Kimberly, Anne Dawe, and Julian Barling, “Harm to Those Who Serve: Effects of Direct and Vicarious Customer-Initiated Workplace Aggression”, Journal of Interpersonal Violence 29, no. 13 (2014): 2355–2377.].

Кроме того, злобное отношение к окружающим заразно. Поэтому, если вы работаете с придурком (или, еще хуже, с толпой придурков), вы с большой вероятностью станете таким же. Исследование, проведенное в 2012 году, зафиксировало, как одна такая ситуация разрослась, словно снежный ком. Топ-менеджеры компании, оказавшиеся злобными мудаками, выбирали себе подобных тимлидов [Dong Liu, Hui Liao, and Raymond Loi, “The Dark Side of Leadership: A ThreeLevel Investigation of the Cascading Effect of Abusive Supervision on Employee Creativity”, Academy of Management Journal 55, no. 5 (2012): 1187–1212.], которые, в свою очередь, разжигали деструктивные конфликты в своих командах, что в итоге привело к серьезному снижению творческого потенциала сотрудников.

Оценка ущерба превращается во внушительный список: потеря доверия, мотивации, стремления к инновациям и задушенная инициатива, волна увольнений, кражи, прогулы, упадок командного духа. Профессор Беннет Теппер из Университета Огайо и его коллеги оценили стоимость руководителей-мудаков для компаний США в 23,8 млрд долл. в год [Bennett J. Tepper, Michelle K. Duffy, Christine A. Henle, and Lisa Schurer Lambert, “Procedural Injustice, Victim Precipitation, and Abusive Supervision”, Personnel Psychology 59, no. 1 (2006): 101–123.] (оценка базировалась на прогулах, затратах на страховые выплаты и потерянной производительности). Это было в 2006 году. Сегодняшний результат был бы намного выше. Придурки на работе также разрушают физическое и ментальное здоровье своих жертв: сильное беспокойство, депрессии, проблемы со сном, давление, ухудшение отношений с семьей и близкими — лишь верхушка айсберга. Длительные наблюдения, ведущиеся в Европе, показывают, что работа под начальством такого руководителя-мудака повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смерти. К примеру, исследование, в ходе которого на протяжении 20 лет отслеживалось состояние 6 тыс. британских государственных служащих, выявило, что когда начальство несправедливо критиковало их, не прислушивалось к проблемам и редко хвалило, это приводило к частым случаям заболевания ангиной, сердечным приступам и смертям от сердечно-сосудистых расстройств [Mika Kivimäki, Jane E. Ferrie, Eric Brunner, Jenny Head, Martin J. Shipley, Jussi Vahtera, and Michael G. Marmot, “Justice at Work and Reduced Risk of Coronary Heart Disease Among Employees: The Whitehall II Study”, Archives of Internal Medicine 165, no. 19 (2005): 2245–2251.].