Рольф Гейтс

Путь йога. 365 советов по развитию осознанности и сострадания в повседневной жизни

Посвящаю Жасмин и Дилану

Живите вопросами, и, может случиться, неожиданно наступит день, когда вы получите ответ.

Р. М. Рильке

Отзывы о книге

...

Рольф обладает обширными познаниями в йоге и богатым жизненным опытом. И рассказывает он об этом так, что хочется начать действовать. Сложные техники буддизма он иллюстрирует конкретными примерами, наполненными глубоким смыслом, и все становится намного понятнее. Он не только рассказчик, но и путник.

Кэтрин Будиг, учитель йоги и автор книги «Верная цель»
...

Вдохновляюще и доступно. Рольф очень доверительно рассказывает читателю о своем путешествии по жизни, показывая, как применять ключевые техники йоги и осознанности в современной жизни.

Филипп Моффитт, автор книг «Танец с жизнью» и «От эмоционального хаоса к ясности»
...

Гейтс размышляет о том, что жизнь болезненна и несовершенна, но боль идет рука об руку с состраданием. Его книга — одна из самых красноречивых в современной литературе о йоге.

Роб Швар, исполнительный директор фонда «Возвращение йоги», президент совета «Служение йоги»
...

Это выдающееся произведение искусства. После чтения этой необыкновенной книги мое сердце стало более открытым, ум — более спокойным, а цель — ясной как никогда.

Сара Гарднер, основатель движения «Доступная йога»
...

Эта книга — замечательный гид в страну мудрости и понимания. Когда Рольф рассказывает, как он усвоил некоторые жизненные уроки, мы видим, что это обычные, повседневные вещи. Он подчеркивает, что мы должны принять эти знания и воплотить их в жизнь. Поэтому неважно, что происходит, неважно, в чем мы найдем себя, — просто продолжайте работать веслами.

Джерри Лопес, легендарный серфингист, актер, автор книги «Прибой там, где вы его видите»

Практика намерения

1. Записывайте свои сердечные желания и часто размышляйте о них.

2. Ничто, происходящее с вами, не должно уменьшать силу этих желаний.

3. Вера и поток должны быть превыше страха и контроля.

Практика сердца

1. Сострадание — искреннее желание, чтобы все живое освободилось от страдания.

2. Спокойствие — чувство уверенности и душевного равновесия, на которое не влияют жизненные взлеты и падения.

3. Радость — удовольствие оттого, что окружающие счастливы и успешны.

Практика бытия

1. Легкость: быть здесь и сейчас.

2. Яма: этические ограничения йоги (правдивость, умеренность, отказ от насилия, воровства и накопительства).

3. Нияма: дисциплины йоги, делающие вас свободными и поддерживающие вас в этом (чистота, удовлетворенность, усердие или аскетизм, наблюдение за собой и преданность высшей силе).

4. Осознанность: искусство быть внимательным и жить с открытым сердцем и умом, стремление к истине.

Восьмиступенчатый путь йоги

Благодарности

Прежде всего я признателен своей жене Мариам за то, что она неустанно поддерживает меня в течение последних двадцати лет, а особенно — в прошедшем году. Без нее эта книга никогда не появилась бы на свет. Затем я хотел бы поблагодарить своего агента Кэрол Мэнн и коллектив издательства «Энкор Букс», в особенности Лу-Энн Уолтер, при содействии которой я смог написать еще одну книгу, а также Тома Полда, редактировавшего ее в течение полугода. Вы очень много сделали для меня. Большое спасибо еще многим хорошим людям, и первые среди них — мои родители, наполнявшие каждый день моей жизни своей любовью и терпением. Я люблю вас. Я хочу поблагодарить Билла У. и его друзей за незабываемое время, которое мы провели вместе, а общество «Спирит Рок» — за ни с чем не сравнимую практику. Также я благодарен американской армии в целом и инструкторам школы рейнджеров в частности: они стали моими наставниками на пути достоинства, чести и служения и из зеленого юнца превратили в настоящего мужчину. Я никогда не забуду того, что получил от вас. Кроме того, еще многие и многие друзья делились со мной мудростью и смеялись вместе со мной на протяжении последних десяти лет. Итак, мои друзья по йоге: Ники Майерс, Джонни Гиллеспи, Кара Брэдли, Джон и Крис Якс, Джеки Бонуэлл, Дэвид Вендетти, Тодд Нориан, Патти Айви, Тони Гилрой, Эмбер Фаварег, Эйприл Умек, Дэвид Симс, Грэйс и Милинда Моралес, Барт Дэниэл, Миа Орамус, Тэмми Сервантес, Гэйнелл Колье-Магар, Хейди Сормас, Тавлор и Филипп Уэллс, Эмбер Хайес,

Трэйси Трю, Шин Гинан и Эмми Сейдеуонд, Тереза Мерфи, Кира Страсберг, Томми Розен, Мэтью Сэнфорд, Дэвид и Августа Кантра, Шэннон и Фрэнк Болл. Спасибо вам, братья Санта-Круз: Кевин Ди-Ното, Гириш, Чад Малдер и Хью Бернхэм. Особая благодарность моему тренеру по здоровому образу жизни Грегу Амундсону и фотографу Арике Графтон. Наконец, мои дети, Жасмин и Дилан. Вы — мои самые замечательные товарищи и неисчерпаемый источник вдохновения, поэтому быть вашим папой — лучшее, что есть на свете. И конечно же, Богу моего здравого смысла — за каждый вздох в этой жизни. Намонама — склоняюсь, склоняюсь.

Введение


Почему эта книга появилась именно сейчас

Не имеет значения, были ли вы хоть раз на занятии йогой, медитируете ли вы, являетесь ли приверженцем какой-либо религии, — в любом случае эта книга может изменить вашу жизнь к лучшему.

Для меня эта книга очень личная, потому что в ней — пережитый мной опыт занятий йогой. Мне кажется, я просто обязан им поделиться, чтобы вы поняли, какой была моя жизнь и как я достиг мира и счастья с помощью йоги.

Итак, моя история

Я не берусь ответить на вопрос, почему страдают дети. Знаю только, что я долго бродил во тьме, но однажды нашел свет. В моей жизни много важных вещей: любовь к семье, врожденные способности, люди, которые прилагают множество усилий к тому, чтобы сделать наш мир лучше и чище. Но свой рассказ я начну с того, что нам дают взлеты и падения. Потому что моя жизнь, мне кажется, является ярким примером того, как можно стать сильным, несмотря на невзгоды, и окольными тропинками все-таки выйти на верный путь. Это история о милости, невидимой глазу, но тем не менее поддерживающей все живое.

Научиться учиться

Первые два года моей жизни я провел в приюте, опекаемый монахинями. Несмотря на то что моя семья жила в том же городе, причем неподалеку, родственники ко мне не приходили — они считали меня слишком темнокожим. Люди не любили и не хотели видеть что-либо, связанное со мной, и меня это очень расстраивало. В возрасте двух лет я попал в общество «белых» и рос с ощущением, что я — зебра в табуне лошадей. Похожими на меня были только спортсмены, которых показывали по телевизору, и я решил, что непременно стану одним из них.

Я перепробовал все виды спорта, но ни в каком из них не задерживался надолго. Так продолжалось до того дня, когда меня отказались взять в баскетбольную команду. Меня это очень задело, и, когда один из моих друзей в качестве утешения предложил заняться единоборствами, я согласился. Так я встретился с жизнью лицом к лицу на борцовском коврике — ничего храбрее я еще не совершал. Борьба делала меня более дисциплинированным, активным и добродетельным. Впоследствии я понял, что армия может дать мне то, что так нравилось мне в борьбе, поэтому сразу после окончания школы я решил сделать карьеру военного.

Армия научила меня учиться. До этого всякий раз, когда меня пытались чему-то научить, я впадал в спячку, но необычная обстановка, в которую я попал, почти сразу превратила меня в прилежного ученика. Так что мои советы смотреть шире и учиться на своих ошибках — это указания моих армейских наставников, которые помогали мне, несмотря на все мое сумасбродство и неумение сосредотачиваться. Даже малой части навыков, полученных мной в юности, было вполне достаточно, чтобы все неприятности обратились мне во благо и стали проводниками в мир йоги, сделавшей мою жизнь такой замечательной.

Падения

В четырнадцать лет я познакомился с алкоголем и наркотиками. Это была любовь с первого взгляда. Напрасно родители и учителя пытались что-то предпринять — мое отчуждение все возрастало. Удовольствие от нескольких банок пива стало для меня важнее любых неприятностей, которые неизбежно возникали из-за моих вредных привычек, и следующие двенадцать лет прошли в погоне за этим удовольствием — в ущерб отношениям, талантам, возможностям и здоровью, как физическому, так и умственному. Тяжелее всего было по утрам, когда я сполна пожинал плоды своих удовольствий. Я все еще был ребенком, хотя выглядел как взрослый.

Однажды меня заставили посетить встречу по программе двенадцати шагов, и около часа я слушал истории разных людей, а затем помолился. Так началась моя трезвая жизнь. Следующие несколько лет я не употреблял алкоголь, много молился и слушал. Конечно, я ходил на работу, платил за жилье и делал многие другие обычные вещи, но в основном я слушал, молился и пытался осознать то, что произошло со мной. Я бросил то, что заставляло меня страдать, и в свободное время, когда я не был на встрече или на работе, я ощущал себя человеком с разбитым сердцем. Эта боль научила меня одной важной вещи: надо уметь ценить простые радости.