«Офис — это не мое!» — решил тогда Саша.

Обойдя друзей, он занял денег, купил подержанную «девятку» и решил стать таксистом.

В первый свой день в качестве свободного предпринимателя руля и мотора он вошел, как в праздник: наконец-то свобода, и он сам себе хозяин. Но оказалось, что все не так просто. Клиенты попадались разные: заплатить норовили меньше, курили в салоне вонючие сигареты и отказывались пристегиваться.

Точки, на которых можно было легко найти клиента, оккупировали две группировки. Между собой они враждовали, но стоило Саше пристроиться в хвост машинной очереди, набрасывались на него с завидным единодушием. Однажды ему разбили заднее стекло монтировкой, и Саша зарекся соваться в «рыбные» места: выходило себе дороже. С тех пор он колесил по улицам, бесцельно тратя дорогой бензин в надежде увидеть поднятую в международном жесте руку потенциального пассажира. В довершение «посыпалась» машина: очевидно, что Саша выбрал ее не слишком удачно. В итоге одним промозглым серым днем он битый час колесил по дворам новостроек в поисках замысловатого адреса, а доставив клиента, заглушил мотор и не смог завести его снова. В сердцах Саша оставил машину, где сломалась: чинить ее не было смысла. Друг подсказал телефон «разборки», покупающей старые машины на запчасти, Саша позвонил, получил деньги и раз и навсегда завязал с карьерой таксиста. Денег не хватило даже вернуть долги.

Тогда Саша и ушел в армию по контракту, прельстившись показавшимися ему крупными выплатами. И вот он вернулся, и от этих денег тоже ничего не осталось. Надо было начинать сначала.

Осознав это, Саша глухо застонал. Может, и не стоит? Нужна ли ему жизнь, с которой он сам не знает, что делать? Может, признать, что затея не удалась, и…

Додумать страшную мысль ему не позволил проснувшийся Виталик.

— Сань, ты чего стонешь? — шепотом спросил он. — Перепил, что ли?

— А, ерунда, — отмахнулся Саша: тревожные мысли заслонили похмелье, а может, минералка помогла. — Деньги закончились. Работа нужна, а где я ее возьму?

— Быстро что-то, — удивился друг. — Зато погуляли как! На всю жизнь запомнишь.

— Да уж, — невесело усмехнулся Саша. — Только теперь-то что делать? Я вот проснулся и понял — жизнь закончилась, не успев начаться.

— Но-но! — оборвал его друг. — Ты эти мысли брось. Что там у тебя закончилось? Сейчас супчика похлебаем, пивка выпьем. Как полегчает, будем тебе работу искать. Весь интернет в работе, а ты страдаешь!

Высказавшись, Виталик замолчал и плюхнулся обратно на подушку. В соседней комнате кто-то храпел, отчаянно трубя заложенным носом. Было слышно, как из крана на кухне падают и бьются о жестяное дно мойки тяжелые капли. Звук этот кувалдой отдавался в голове Саши. По всему дому потихоньку ворочались, просыпаясь, гости.

Назойливый солнечный луч пропал: погода испортилась. Небо затянуло полотно серых туч, сквозь которое робко проглядывала давешняя яркая синева. Мелкие облака быстро плыли вдоль горизонта. Поднялся сильный ветер, и коттедж отозвался на его зов: застучала незакрытая дверь, загудело в каминной трубе. Саше показалось, что внутри него дует такой же пронизывающий ветер, там так же серо и сыро, как и за окном. Вчерашний праздник казался сном, далеким и нереальным. Надо было вставать и идти домой, но сил не было. Была только тоска и на две трети опустошенная бутылка минералки.

— Сань, пошли, — затормошил его Виталик. — Я тут кафе одно знаю неподалеку, там такой хаш варят! То, что надо сейчас.

Саша подумал о своем почти пустом счете.

— Пойдем лучше ко мне, — предложил он: с Виталиком возвращаться домой казалось не так тоскливо.

* * *

Мама ничего не сказала: взрослый сын, пусть сам думает. Только не удержалась, поджала губы укоризненно. Во взгляде ее строгих серых глаз читалось осуждение.

Она все же накормила друзей горячим борщом и сделала им по большой кружке чаю с лимоном. Выставив на стол тарелку с печеньем, она вздохнула и скрылась в своей комнате.

— Ну что, пошли работу искать? — предложил заметно повеселевший Виталик.

Они уселись за компьютер и набрали запрос в поисковике. В ответ вывалилось несколько десятков ссылок. Виталик довольно потер руки и пнул Сашу в бок.

— Ну, из этого-то найдем!

Саша послушно достал телефон и набрал первый номер.

* * *

— Нет у меня никакого резюме! — почти кричал он в трубку спустя два часа: это был «юбилейный» тридцатый звонок. — И — нет, я не буду платить пятьсот рублей за регистрационный номер!

— Полегче, дружище, давай вот это посмотрим, — успокаивал его Виталик. — О, что это у нас? Опыт работы — три года… А здесь — пять лет, и образование по специальности… О, вот здесь берут всех! И зарплата вроде ничего…

— Ага, и стажировка три месяца. Плавали, знаем, — возразил Саша.

Его энтузиазм окончательно угас, когда в ответ на его письмо-запрос один из потенциальных работодателей предложил ввести в графу на захудалом сайте пять номеров, подозрительно похожих на номера банковских карт, и «сообщить трейдеру, сколько денег у вас получилось на счету». За каждой третьей вакансией явно проглядывала мошенническая схема, а для каждой первой требовалось хорошее резюме, образование и опыт работы. Остальные предлагали драконовские условия.

— Все, Витал, кончай это, надоело. Пошли еще чаю попьем, — сдался Саша. — Беспонту это все.

— Сань, смотри! — встрепенулся Виталик, не слушая. — У Димона на стене висит вакансия. Считай, Димон рекомендует! Давай посмотрим.

Не дожидаясь ответа, он начал читать вслух:

«Ищем продавцов без опыта работы! Или с опытом. В связи с ростом компании у нас появились новые места! Мы сами неплохо владеем маркетингом и продажами. Главный вопрос, который нас тревожит, — это реализация всех тех сотен идей по продвижению проектов и клиентоориентированных стратегий, которые возникают у нас каждый день непосредственно в процессе работы! Только в этом наша проблема. Только она заставляет нас искать новых сотрудников!

Другими словами, мы готовы взять под свое крыло, выносить и воспитать настоящих монстров маркетинга и профессиональных продавцов.

Ключевое слово здесь именно “воспитать”, вам не показалось. Хотите узнать, как мы это сделаем? Существует только один способ понять: надо прийти и попробовать…»

— Да погоди ты тараторить! Давай помедленнее! Ничего ведь непонятно… — прервал Виталика Саша. — По мне, так то же самое: полгода «стажируешься» за копейки, а потом сидишь за столом, не зная, за что получаешь нагоняй от начальника. И все вокруг ходят и улыбаются высокомерно: они-то все в курсе, а вот ты…

— У нас есть некоторые пожелания, и прежде чем отправлять резюме, убедитесь что обладаете этими качествами, — нарочито растягивая слова, перебил гневный спич Виталик.

Саша не выдержал, засмеялся и ткнул его в бок.

— Уверенность, — продолжил Виталик в нормальном темпе. — Прежде всего в себе и в своих силах. Как мы это определим? Скажем, что ты не подходишь, и посмотрим на твою реакцию.

— Я расстроюсь, — снова перебил Саша. — А что, бывает по-другому?

— Ты не можешь подходить везде, — парировал Виталик. — Какая-то работа — «твоя», а какая-то — нет. И что кипешевать? Я вот не парюсь, что не ношу юбки и не выращиваю зеркальных карпов. Не перебивай! Тебе нужна работа?

Саша еще упрямился, но видно было, что объявление его заинтересовало: чем дальше, тем меньше оно походило на «развод». Словно все те прежние объявления были попыткой сымитировать вот это, настоящее. Он провел щепотью перед лицом, будто застегивая рот на молнию, и Виталик продолжил.

— Стрессоустойчивость. Тут всё очевидно. Если ты хнычешь после любой мелкой грубости и не в состоянии работать в режиме высокой интенсивности — лучше не трать свое и наше время.

— Инициативность. Плывущих по течению и «постоянно ищущих себя» личностей просьба не беспокоить. Мы не ищем, мы работаем и растем над собой.

— Мышление предпринимателя. Тебе придется начинать с относительных низов, но это не значит, что ты должен тихонько сидеть в углу и ждать, когда начальник даст зарплату.

Виталик значительно помолчал, и Саша кивнул: мол, давай дальше.

«На что мы точно не будем обращать внимание: на твои профессиональные навыки в продажах и маркетинге. Да, звучит нелогично, но это правда. Нам важны, в первую очередь, твоя адекватность и человеческие качества. Мы сами воспитаем из тебя специалиста. Такого, который нужен именно нам.

На твой опыт работы. На любой. Даже если ты двадцать лет проработал в крутой международной корпорации — это не дает тебе практически никаких преимуществ. Потому что — смотри предыдущий пункт.

Что мы гарантируем с нашей стороны: регулярную организацию мероприятий лучших тренеров по продажам, маркетингу, личностному росту и прочего подобного, на которые ты, естественно, сможешь ходить бесплатно, правда после испытательного срока. Потому что право это для сотрудников, и мы не хотим, чтобы кто-то просиживал штаны в нашем офисе ради бесплатных тренингов. Которые, кстати, ничего не дадут такому человеку, это спойлер.

Личностный рост: от зеленого неопытного новичка ты можешь подняться до модератора проекта и даже до модератора целой компании. И чем усерднее ты будешь трудиться, тем быстрее достигнешь карьерных высот. Наша компания постоянно развивается, места всем хватит.