Сара Найт

Нет, чёрт возьми! Как перестать говорить «да», когда вам этого совсем не хочется

То, в чем сегодня нуждается наш мир, это НЕТ, сладостное НЕТ!

Почему же так чертовски тяжело сказать «нет»?

Почему произнести одно короткое слово оказывается гораздо труднее, чем сделать все то, что мы в конечном счете делаем, потому что не смогли или не захотели … просто вежливо отказать? Несмотря на то что чувствовали, что не должны соглашаться.

Что заставляет нас до предела забивать свои календари или опустошать, счета вместо того чтобы просто сказать «Я не могу», «Не сегодня» или «Простите, юная леди, но я не люблю печенье скаутов [Ежегодно в США девочки-скауты продают печенье собственного производства. Вырученные деньги идут на благотворительность и социальные нужды. Традиция зародилась в Америке в начале ХХ века, а в наши дни этот бизнес достиг многомиллионного оборота. Прим. ред.]. Оно на вкус как унылый песок».

Я много думала над этим вопросом с тех пор как написала свою первую книгу «Магический пофигизм. Как перестать па́риться обо всем на свете и стать счастливым прямо сейчас». Долгие годы я пыталась донести одно свое глубокое убеждение через все книжные магазины, подкасты, интервью на радио и ТВ по всему миру: это ваше право — жить по собственным правилам. Вы вольны отказаться от событий, задач, расходов, обязательств и даже отношений, которые не делают вас счастливыми, и не должны винить себя за это. Другими словами, это нормально — говорить «нет», когда тебе, черт возьми, угодно, тому, кому, черт возьми, должен, и не сожалеть.

Однозначно, самый популярный вопрос читателей, слушателей и различных незнакомцев, который мне задавали, следующий:

Вы говорите, что это нормально — сказать НЕТ. Но как мне это сделать? Буквально, КАК?

Вы, вероятно, озабочены тем же.

Я полагаю, вы зацепили книгу «НЕТ, черт возьми!» именно потому, что искали способы преодолеть грандиозную пропасть между желанием отказать и давлением необходимости, сказать «да».

Возможно, вы уже ощутили выгорание от огромного количества задач на работе, кучи школьных проектов или от домашних дел.

Может быть, вы, как моя подруга Лорен, уже спускали сотни долларов на международный роуминг, не в силах послать подальше Национальный комитет Демократической партии, когда те трезвонили вам весь отпуск.

Не исключено, что вы даже пытались пару раз сказать нет, когда было уже невмоготу, но что-то пошло не так.

Мутные взгляды, чувство вины и слезы — и вы опять прогибаетесь, обрекая себя на вечное ДА просто потому, что в данный момент так проще.

Милый мой, НЕТ!

Знаете, я кое-что поняла. Когда я писала целую книгу, о которой журнал RealSimple метко сказал, что она облегчит душу и очистит календарь, освободив время и энергию для себя (и аккаунта Netflix), я осознала, что «Магический пофигизм» фокусируется прежде всего на том, чтобы обрести способность говорить «нет» самому себе, в своем сознании.

И поскольку вам сначала надо научиться говорить «нет» себе, прежде чем посылать подальше кого-то еще, в «НЕТ, черт возьми!» мы сосредоточимся на лучших практиках. Я предложу некоторые новые техники вроде «Чертовы баксы и бюджетирование», «Расчистка ментального мусора, «Персональная политика», и любимое всеми безвинное удовольствие — мой метод «Не-Сожалей».

Затем я собираюсь сделать один большой прыжок в реальную практику и начать говорить «нет» людям в лицо (в мессенджерах, по почте, а также отправить обратно всякие там пригласительные).

Попомните мои слова: вы держите в руках настоящую энциклопедию — рог изобилия вежливых отказов и способов послать. Здесь по меньшей мере стопятьсот приемов, как сказать «нет», no, nein, non merci*. В книге есть диаграммы, иллюстрации, упражнения по заполнению пробелов вроде MadLibs™ [MadLibs™ — игра в слова, в которой нужно заполнить пробелы в рассказе подходящими словами. Прим. ред.], но не MadLibs™, потому что это название принадлежит кому-то другому.

Я помогу вам избавиться от ежедневных мыслей о расписании и списках задач до нечастых, но оттого не менее обременительных, перспектив планирования двадцать пятой встречи выпускников просто потому, что вы были старостой класса (загляните в календарь) двадцать пять лет назад, или от необходимости запуска очень большого проекта в кратчайшие сроки до редкой просьбы стать донором спермы для лучшей подруги. Если вы действительно ХОТИТЕ сказать «нет», но не можете найти слов, чтобы буквально и окончательно кого-то отшить, то я с радостью вложу их в ваши уста.

Вас пригласили на собачий день рождения?

Или, может быть, попросили взять дополнительную работу без оплаты?

Арендодатель хочет поднять цену за жилье, не починив водонагреватель?

А может быть, стилист слишком старается, чтобы изменить ваш лук?

Или родители просят хотя бы подумать об удалении татуировки до свадьбы сестры?

Не бойтесь, я покажу вам, как сказать твердое, но вежливое «нет» всем этим утомительным мольбам и уговорам. И даже больше.

Я постоянно говорю «нет» — моим друзьям и родителям, потенциальным клиентам и продюсерам, которые хотят, чтобы я просыпалась раньше, чем в привычные 10.30 утра, чтобы появиться в их утренних шоу на три часовых пояса раньше. Иногда я предлагаю альтернативу. Иногда говорю твердое нет. В любом случае совершенство достигается практикой. Эта книга демонстрирует всю длину и ширину моих НЕТ-файлов, один из которых обязательно подойдет для той бар-мицвы, от которой вы так хотели откосить последние двенадцать лет.

Да, говорить «нет» — это что-то вроде моей специальности. Однако моя жизнь не всегда была из разряда «Нет, спасибо!» или «К черту это все!»

Нет, нет, это не так.

Я не та, о которой говорю

До того, как я стала признанным во всем мире специалистом по установлению границ, я была этаким картинным ребенком, который всегда на все соглашался, в действительности желая сказать «нет». А потом я удивлялась, отчего же ответить: «Конечно, конечно я смогу провести этот ваш бэби-шауэр [Беби-шауэр (детский душ) — популярная в США и других странах вечеринка типа мальчишника или девичника перед свадьбой, которую устраивают для будущей мамы до рождения малыша.]» оказывалось легче и лучше, чем просто найти хороший повод отказаться. Если вы вообще знакомы с моим творчеством, то данный пример является прекрасной иллюстрацией того, что я находилась в ином состоянии ума, нежели сейчас.

Когда мне было за 30, я перешла на новый уровень на-все-согласия. День ото дня вы могли бы услышать от меня «Конечно, без проблем» или «О’кей, конечно, могу».

Даже если это являлось проблемой для меня и я не могла бы это сделать.

Или не должна была.

Или просто не хотела.

Иногда я испытывала бессилие перед давлением сверстников. Иногда я и сама на себя слишком сильно давила и всегда игнорировала тихий голос в моей голове, который предупреждал меня, что сказать «да» — плохая идея. Но я все равно соглашалась в надежде, что все будет не так уж плохо.

Читатель, это почти всегда так уж плохо.

Список вещей, на которые я, к моему великому сожалению, успела согласиться за три десятилетия своей жизни, состоял из таких вот пунктов (но, конечно, не ограничивался ими):

• Делать чужие домашние задания.

• Лгать, чтобы прикрыть друга.

• Иметь секс с отвратительным субъектом.

• Идти в поход.

• Есть суши.

• Делать работу за меньшие деньги, чем она стоит.

• Браться за заведомо обреченный научно-фантастический альманах в издательском доме, в котором я тогда работала.

• Позволить кому-то взять билеты на самолет от моего имени, что привело к путешествию из Монтаны в Нью-Йорк через Сиэтл.

(Воистину тяжело выжить, пока на протяжении двух часов летишь на запад, плотно прижатый какой-то паникующей женщиной с неизвестной болезнью, которая забыла свои лекарства. А потом приземляешься в Си-Таке на пятичасовую стыковку, прежде чем вернуться в Нью-Йорк через всю страну.)

В итоге все эти досадные «да» (и тысячи других) накопились и внутри у меня что-то надорвалось.

Я не хочу сказать, что сломалась, но я действительно бросила свою пятнадцатилетнюю карьеру редактора в Нью-Йорке, стала фрилансером и переехала в крошечный городок на побережье Карибского моря. Здесь примерно на 8,6 миллиона меньше тех, кто может внезапно захотеть, чтобы я сделала для них какое-нибудь дерьмо [Если вы еще не знали эту часть моей биографии, то теперь понимаете меня, когда я начинаю говорить о райских пальмах, ящерицах и диких котах, которые теперь населяют мой двор. Прим. авт.].

В процессе таких серьезных жизненных изменений я поняла, что говорю несколько больших, жизненных «нет»: давним ожиданиям относительно карьеры и будущего, ритму и давлению города (хотя я и расставалась с его комфортом и удобствами), холоду и необходимости еще хотя бы раз надеть Спанкс [Спанкс — американский бренд женского корректирующего нижнего белья. Прим. пер.].

По иронии судьбы, только после того, как я все это осилила, поняла, как много (подсказка: МНОГО) небольших, но весомых «нет» необходимо было сказать.

Добавить в список задач какое-нибудь ненужное дело? Нет.

Запланировать неинтересное событие? Нет, спасибо.

Потратить безумные деньги на что-то неинтересное? Нет, черт возьми!

Возможно, если вы бросите работу, дом, уедете из страны, то в течение полугода вы будете чуточку счастливее. Во всяком случае, я должна заметить, что у меня этот подход сработал. Мало того, что моя жизнь стала куда свободнее от всего этого дерьма, которое я не могу, не хочу или вовсе не должна делать, я теперь имею гораздо больше возможностей сказать искреннее, полное энтузиазма «да» действительно интересным, увлекающим и важным для меня вещам, и делать хорошо и с удовольствием.

Например, когда я отказалась от строгого корпоративного графика, у меня появилась возможность завести новые знакомства и связи. К слову, без всякой спешки, во время ланчей в середине моего рабочего дня, который я распланировала сама.