В то же время состояние костей и мышц дает всего лишь 10–12 % информации об исследуемой анатомической области. Тем не менее в подавляющем числе случаев невропатолог (или артролог), к которому изначально обратился пациент, вполне удовлетворяется заключением рентгенолога и… выписывает рецепт для аптеки, иными словами — назначает лечение. И это рецепт на НПВС и хондропротекторы! Такому врачу кажется, что он сумел разобраться в болезни и дальше будет только наблюдать за больным и при необходимости периодически менять лекарственные формы. Но фактически получается, что пациента лечит не невропатолог, применяя свои методы, а фармаколог, который и врачом-то не является. Спрашивается, зачем нужен тот врач, к которому первоначально обратился больной? В чем заключается его функция, если лечат и проводят диагностику другие специалисты?! Кто он? Дирижер? Менеджер? Да нет — скорее, всего лишь посредник… так может быть лучше сразу пойти в аптеку? Это, конечно, шутка, но горькая: во всяком случае, грамотный провизор о лекарствах знает намного больше, чем невропатолог, выписывающий рецепты на эти средства.

Глава 1

Чем отличается артрит от артроза, или Болезнь под названием артрит

Для поиска правильного ответа на этот вопрос мы пойдем традиционным путем и откроем справочник-энциклопедию [Новая популярная медицинская энциклопедия под ред. В.И. Покровского. М.: «Энциклопедия», 2004.]. Первая строчка определения артрита звучит так: «Артрит — воспаление одного или нескольких суставов; может быть как самостоятельным заболеванием (посттравматический, инфекционный А.), так и симптомом других болезней».

Мне, например, непонятно, какой смысл скрывается за этим определением, поэтому давайте разберем его пословно.

Первое слово — АРТРИТ.

Articulatio (лат.) — сустав, таким образом корень слова «артрит» «артр» заимствован из латыни.

Вторая часть слова «ит» — обозначает воспалительную реакцию. Значит, слово «артрит» следует понимать как «сустав воспаленный».

В приведенном выше определении говорится: «Артрит — воспаление одного или нескольких суставов». (В медицине принято воспаление нескольких суставов называть «полиартрит». — Б.С.). То есть это не определение болезни, а перевод с латинского слова «артрит», причина же болезни сустава при этом не объясняется.

Из словаря В. Даля [Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 2008.]: «…воспалять — жечь, зажигать, поджигать, воспламенять».

При болях в суставе действительно ощущается горение, жжение, происходит отек, и слово «артрит» ассоциируется именно с такой реакцией организма. Но это лишь реакция в ответ на нарушение — то есть проявление болезни, а не на причины нарушения, то есть следствие.

...

Избавиться от отека и сопровождающего его ограничения подвижности в суставе можно лишь одним способом — восстановить микроциркуляцию в суставе, то есть убрать застой в мягких тканях сустава: мышцах, связках.

Конечно, человека, не знающего физиологию болезни, легко обмануть, и этим пользуются рекламодатели от медицины, утверждая, что их лекарство (мазь, таблетка) избавляет от причины болезни — воспаления, подменяя при этом причину болезни на следствие, потому что воспаление, то есть отек, жжение — это следствие болезни. Но обыватель не понимает этого и покупает то, что ему навязывает реклама. Например, часто рекламируют мази с разогревающим компонентом (пчелиным ядом и т. п.), действующие на воспаленный сустав, как бензин на костер при попытке потушить огонь, хотя поначалу разогревание уже разогретого болезнью сустава отвлекает от боли. Но если рассматривать «воспаление» как физиологическую реакцию, то есть нарушение кровообращения и микроциркуляции в суставе, при котором и возникает отек сустава, приводящий к ограничению его подвижности, то многое станет понятно. Избавиться от отека и сопровождающего его ограничения подвижности в суставе можно лишь одним способом — восстановить микроциркуляцию в суставе, то есть убрать застой в мягких тканях сустава — мышцах, связках.

Давайте договоримся, что в объяснении болезни сустава (или артрита) мы исключаем инфекционную (то есть доказанную лабораторными методами) природу заболевания (гонорея, туберкулез, сифилис и т. п.) и травматическую, при которой произошло разрушение элементов сустава, например, повреждение менисков, разрыв связок. Поэтому мы будем рассматривать боли в суставе, возникшие от понятных и непонятных причин. Во врачебной практике существует такое понятие: «болезнь неясной этиологии».

Вернемся к артриту. Принято считать, и это отражено в подавляющем числе медицинских справочников, что артрит — это воспаление сустава. Надеюсь, что вам захотелось наконец-то понять, что такое «воспаление»: откуда оно взялось, если сустав цел, инфекции и травмы нет, а он болит и отекает? Для этого продолжим чтение вышеупомянутого справочника, в котором объясняется слово «артрит»:

«При воспалительных артритах первоначально страдает синовиальная оболочка сустава — тонкая пленка соединительной ткани, выстилающая сустав изнутри». Я бы назвал ее прокладкой между болтом и гайкой, например, в водопроводном кране: когда кран протекает, сантехник должен заменить эту прокладку. А вот как заменить или отремонтировать эту «прокладку» в суставе человека? И что происходит, если не сменить эту «прокладку» вовремя?

Читаем далее: «Длительное воспаление этой оболочки может привести к разрушению хряща». А это уже не артрит — это артроз, то есть нарушение целостности сустава (см. ниже). Что же получается? В официальном справочнике читаем определение артрита, а к концу чтения этого определения понимаем, что мы прочитали определение артроза.

Далее идет описание клинических проявлений артрита:

«Характерными признаками артрита являются боли в суставе, ограничение подвижности, изменение внешнего вида из-за отечности и утолщения мягких тканей, окружающих сустав».

Опять загадка! Сустав долго болит, а подвижность его ограничивается из-за (подчеркиваю) отечности и утолщения мягких тканей?!

Осталось понять, что такое «мягкие ткани». Анатомы утверждают, что мягкими тканями суставов являются мышцы, связки и сухожилия, и с этим трудно не согласиться.

К великому сожалению людей, страдающих от болей в суставах, в приводимых мной сведениях из руководств различных медицинских ассоциаций (зарубежных и российских) мягкие ткани так и остаются безымянными, и в дальнейшем при лечении воспаления в суставах никакого значения мышцам, связкам и сухожилиям не придается, хотя именно из-за этих мягких тканей, как следует из определения в официальном источнике медицинской информации (см. выше), и возникает отечность и ограничение подвижности в суставе. Но авторы приводимого определения артрита, приблизившись к истинной причине болезни, тут же испугались этого откровения и бросились за помощью к фармакологам, которые ничего другого, кроме НПВС и гормонов внутрь сустава, предложить не могут, да и не собираются. Их товар — лекарства, а не здоровье!


Письмо Галины Феодосьевны — пациентки с артрозом коленного сустава

...

«Мне 69 лет. Я упала, ударилась о бордюр сильно, и у меня образовалась большая отечность. Меня положили в больницу и начали через день выкачивать эту жидкость. Потом начали промывать с двух сторон капельницей почти 10 часов. У меня все вымыли, и остался голый сустав. Вот уже три года как мне ничего не помогает. Ходить очень тяжело и больно, нога (коленка) совсем не разгибается и все время скрипит (трение о голый сустав — С.М.). Когда сижу — подняться невозможно сразу, и ходить тяжело, пока не расхожусь. Посоветуйте, что мне делать, что пить и что кушать, чтоб я не хромала».

КОММЕНТАРИЙ Б.С

Тяжелое письмо, и таких писем много. Но заочно лечить трудно — даже простые рекомендации могут быть неправильно поняты, не говоря уж об исполнении. Это ведь не таблетку назначить и не жидкость воспалительную откачать — такие примитивные подходы к лечению суставов я отметаю с порога хотя бы потому, что хронические болезни суставов имеют свою историю, то есть протяженность их развития во времени у каждого человека своя — одинаковых случаев не бывает. Тем не менее я постараюсь подсказать таким больным путь, по которому надо идти, если есть не только желание избавиться от болей, но и терпение, необходимое для восстановления суставов. Предлагаемый мною путь труден, но он реален и проверен на практике.

Как это ни смешно, но у подавляющего большинства взрослых людей есть свои рецепты лечения суставов и спины. Одной из популярных тем в кино и книгах является боль в спине, а любимое «киношное» лечебное средство — хирургия. Но если путаница с понятиями «артроз» и «артрит» бывает даже у врачей, то что говорить о человеке, не связанном с медициной! Поэтому такие больные верят всем встречающимся на их пути специалистам и неспециалистам, а думать начинают, как правило, поздно, когда упущено много времени и требуется менять сустав на имплантат, а денег нет, да и здоровья тоже.

На дворе XXI век, а методы лечения суставов идут в подавляющем числе случаев из конца XIX века. У меня в руках «Учение о болезнях суставов» академика Н.А. Вельяминова, написанное им в 1917–1918 гг. Это его завершающий труд, обобщивший опыт многолетней клинической практики (т. е. с середины XIX века). Для своего времени он считался выдающимся хирургом и, по всей вероятности, серьезно повлиял на тактику лечения суставов: давящие повязки, покой-иммобилизация, тепло («холод», правда, тоже упоминается среди методов, влияющих на кровообращение), прокол, промывание полости сустава, выскабливание… Можно не продолжать. И хотя вместо ампутации ноги, которая в то далекое время проводилась в ряде случаев, сейчас появилась прогрессивная методика замены сустава (эндопротезирование), а вместо «выскабливания» активно применяется артроскопия сустава [Артроскопия — малотравматичный хирургический метод визуального обследования структур суставной полости, а также лечебного воздействия на них с помощью тонких оптических и механических устройств, вводимых в полость сустава через проколы кожи.], тем не менее в народе за неимением финансовых средств, медицинской страховки, а зачастую и условий для лечения продолжают применять эти варварские, я бы даже сказал пещерные методы — промывание и дренирование воспалительной жидкости из больного сустава и вкачивание затем в полость сустава гормональных средств.