Сергей Кормилицын

Никто никогда не вернет 2007. История Первого Альтернативного

Спасибо моей семье с Телеканала А1, всем виджеям и, конечно, Виктору Логачеву, Михаилу Евграфову, Елене Евграфовой, Дмитрию Петрову, Алексею Карпову, Наталье Савич, Артему Голикову.

Операторам, редакторам, техникам и монтажерам — всем, кто делал Телеканал в 2007-м году.

Благодарю ребят из паблика «A-ONE Архив».

Большой респект Роману Савочкину и Дейву, которые сохраняют все, что осталось от великого канала, и помогли мне вспомнить важные моменты из прошлого.

Спасибо моим подписчикам с YouTube и Телеграм каналов, которые продолжают слушать хорошую музыку в «Heavy Monday» на Радио Maximum.

Благодарность моей маме Елене Кормилицыной, за то, что она меня всегда поддерживает и, конечно, моему редактору Виктории, которая терпела ночные сообщения в мессенджерах.

Посвящается той части Первого Альтернативного, которой с нами уже нет: Дмитрию Махову, Кате Весне.


Глава 1. Кто я такой?

Меня зовут Сергей Хоббит. Я теле- и радиоведущий, а также видеоблогер (в свободное от работы время). Я работаю на телевидении с 2006-го года и за это время побывал в эфире 2×2, радио Maximum, MTV и даже однажды снялся в сериале для Первого канала.

Работал я на разных площадках и телеканалах, но самым любимым в моей жизни всегда был канал



Он важен для меня не только своим культурным наследием и местом, которое он занял в жизни простых российских альтернативщиков, но и тем, что он у меня был Первым. Сами знаете, что в первый раз всегда самые крутые ощущения и эмоции.

Идея этой книги пришла мне очень давно, потому что я с удивлением осознал, что про телеканал А1 сейчас нет практически никакой информации. Есть какая-то небольшая скудная статья в Википедии и несколько интервью с виджеями и продюсером Виктором Логачевым (которого в одном из них назвали Виталием Логачевым).

Как вы понимаете, с этим нужно было что-то делать, и я решил написать книгу, в которую мне предстоит засунуть события, происходившие на канале А1 и в российской альтернативе с 2005 по 2009 год. Пока не знаю, что из этого выйдет, но моя голова помнит огромное количество историй.

Важно заметить, что эта книга совершенно не про меня, а про ВАС — людей, которые хотят вернуть 2007, телеканал А1, слушают радио Максимум, подписаны на наши YouTube каналы и хотят узнать больше о том самом времени. К тому же она о моих хороших друзьях — людях, которые сделали телеканал А1, поэтому в книге вы найдете много выдержек из интервью с ними. Важно понимать, что здесь именно та информация, которую мне удалось вспомнить.

На данный момент с создания телеканала А1 прошло уже 18 лет. Когда я общался со своими друзьями-виджеями, они мне говорили что-то типа: «Хоббит, ну я просто не помню, что тогда было. Все как в тумане!», поэтому восстановить по крупицам тот угар, который с нами тогда происходил, просто невозможно.

Я очень постарался взять в эту книгу максимум основных моментов с телеканала А1, и всего того, что сформировало тот самый «Эффект 2007». Понятное дело, что собрать воедино абсолютно все — вряд ли возможно, для этого нам понадобится машина времени в джакузи [К/ф «Машина времени в джакузи 2», 2015 год. Режиссер Стив Пинк. // Доклады также были прочитаны в Варшаве по приглашению Польского общества психиатров и в Мюнхене по приглашению фонда Карла Фридриха фон Сименса. ]. В любом случае я уверен, что вам будет интересно заглянуть в закулисье главного Альтернативного Телеканала России и поймать волну теплейших воспоминаний.


Пожалуй, стоит начать с вдохновляющих ноток, поэтому мне нужно упомянуть, что я с самого детства мечтал заниматься музыкой. Как только услышал первые подаренные мне кассеты, это вроде как были ABBA и Ace of Base, мне захотелось заниматься музыкой или иметь к ней хоть какое-то отношение.

Позже я вообще группу Дюна начал слушать, Сектор Газа, Красную плесень и, внезапно, Арию, так что мое музыкальное детство было крайне разнообразным. Помню, как сдавал экзамен в музыкальной школе, играя на аккордеоне песню «Коробейники»: «ЭХ ПОЛНЫМ ПОЛНА КОРОБОЧКА, ЕСТЬ В НЕЙ СИТЕЦ И ПАРЧА!» Вот почему меня нельзя было отдать на курсы гитары?!

Есть, кстати, важное уточнение — я жил в бедной семье. Ни о каких курсах гитары или телеведущих, английского языка, занятиях по карате, институтах культуры и даже любой платной продленке речи быть не могло. А еще я часто переходил из одной школы в другую, потому что жил то у бабушки, то у мамы. Отца у меня не было с самого рождения. Думаю, что он вышел в ларек за лотерейными билетами, как говорил парень из фильма «Железный Человек 3» [К/ф «Железный человек 3», 2013 год. Режиссер Шейн Блэк.].


Мама работала в Министерстве путей сообщения. Несмотря на громкое название, она получала совсем небольшую зарплату. Когда я стал постарше, стал подрабатывать в разных местах: то на застройке каких-то летних кафе, то на хлебопекарном заводе. Помню, что работал в компании, которая чистила старые фильмы от косяков плёнки и цифровала их на DVD для продажи за рубеж. Днем мы чистили пленку, а ночью пилили на болванки CD музло модных альтернативных групп, чтобы слушать их в своих плеерах.

Когда в России появился телеканал MTV, мне было 14 лет. Я посмотрел на его эфир и сказал: «ОГО! А ЧТО, ТАК МОЖНО БЫЛО?!» Масса новых и крутых клипов, которые я никогда не видел (Ютуба тогда не было); много креативных новых программ, сделанных людьми, которые мало что в этом понимали.

Это было время, когда каждый мог позвонить в эфир и заказать клип в вечернем шоу, а в эфире крутили Korn, Metallica, Limp Bizkit, Marilyn Manson и другие крутые группы. Это был шок. Мои друзья со двора уже начали создавать музыкальные группы и погружаться в андеграунд.

Тяжелую музыку я начал слушать еще раньше и постоянно ездил в магазинчик на станции метро Арбатская, который назывался «Заг-Заг», где покупал себе новые кассеты и журналы: «Fuze», «Dark City» и др. Именно там я купил себе первые кассеты Korn, Marilyn Manson и Metallica. Про развалы Митинского радиорынка и Горбушки я тоже не забывал — на них можно было найти кучу бутлегов и концертов на видеокассетах.

Теоретически, моей первой «тяжелой» группой стала Ария, кто-то скажет: «АГА, ПОНЯТНО! Мы-то в детстве слушали IRON MAIDEN!». Мне кажется, что не имеет никакого значения с чего именно ты начинаешь, главное — это погрузиться в этот чудесный мир и двигаться дальше. С Арии я перешёл на Blind Guardian, Iron Maiden, а также ню-метал группы 90-х.

Музыка в те годы была повсюду и казалось, что в 90-е она была как никогда прекрасна, даже поп-группы типа Spice Girls и Backstreet Boys, певцы типа Робби Уильямса и т. д. звучали как-то особенно честно. А когда на российских экранах появился МТВ, тут у многих и вовсе сорвало крышу.

Наверное, во многом этот канал повлиял на мое мировоззрение и на то, кем я хотел стать в свои 14 лет. Я понял, что музыка многообразна и я смогу по-настоящему нырнуть в нее только работая на музыкальном телевидении, изучая ее историю и делая что-то свое. Я занимался всем, чем угодно, только не учебой. Я пытался творить. В колледже гос. службы 337 собрал группу Invektiva (по насыщенности и объему это вообще достойно отдельной книги). Скажу лишь то, что было очень сложно с нуля собрать коллектив из людей, которые точно так же не особо шарили, как именно делается музыка.

У меня, напоминаю, было музыкальное образование, правда по классу аккордеона, который в ню-метале особой роли не играл. Чтобы быть крутым, нужно было шпарить на волынке. Кстати, именно группа Invektiva в дальнейшем повлияла на мою карьеру телеведущего.


К 2003 году у меня была действующая музыкальная группа, которая играла на разных московских площадках типа «Релакса», «Плана Б» и клуба «Точка». Создал я ее из-за того, что меня бросила девушка, а я решил в отместку ей стать рок-звездой. Нормально, да? Нет, ну на самом деле я всегда стремился к тому, чтобы смастерить группу и постоянно писал стихи, но катализатором выступила именно она, за что я ей очень благодарен спустя годы.

Выступать молодому коллективу было непросто, приходилось продавать билеты по своим друзьям. Для того, чтобы нас поставили на фест, нам нужно было продать минимум 20 билетов, которые стоили от 200 рублей до бесконечности.

В процессе я знакомился с людьми, имеющими отношение к музыке и полностью погружался в андеграунд Москвы и Санкт-Петербурга. К 2005-му году у нас было целое комьюнити в районе Митино, туда входило три группы: моя группа Invekitva, группа моего хорошего друга Стэйси под названием Ш3ХКОД, играющая в жанре киберкор, а также группа N’FAIN (в которой на басу играл Дмитрий Шуманский, ныне ведущий Утреннего шоу на радио Maximum. Он вообще всю жизнь проработал юристом и экономистом, пока в итоге к сорока годам без какого-либо блата не прошел кастинг на радио Maximum). Это очень важно. Я всегда говорил, что всему свое время и место. Вы можете стать тем, кем хотите даже в 90 лет, главное — очень сильно этого хотеть и не терять стремления. Это была наша Большая альтернативная Тройка из Митино.

В процессе моего творческого пути в Invektiva поменялось большое количество музыкантов. Однажды я познакомился с басистом по имени Денис Дубовик, которого тогда звали Дон. Он был мульти-развитым музыкантом и знал множество групп, на которые я даже не обращал внимания. А еще он работал на телеканале Первый Альтернативный, в отделе, занимающимся поиском новых клипов для ротации. Это был отдел A&R (артисты и репертуар). Хоть он и пришел на канал как виджей, VJ Сова признаётся, что не помнит, чтобы он сидел в эфире или где-то снимался.