Сергей Малозёмов

Технология бессмертия

Предисловие

Отчего-то стало модным ругать научный и технический прогресс. Заявлять, что наука — это от лукавого, и на открытии своей хлебной лавки предлагать кидаться яйцами в портрет генетика Вавилова, а потом облапошивать покупателей, продавая «экологически чистый» хлеб за 1000 рублей. Предлагать вернуться к корням, в деревню и в лес, потому что в большом городе человека ждёт лишь погибель. Его здесь убивают антибиотиками и прививками, электромагнитным излучением и испарениями от бытовой химии. Ему угрожают генетически модифицированные продукты, клонированные животные и расплодившиеся бактерии, а главное — сумасшедшие учёные, которые только и ждут возможности устроить какое-нибудь ужасную техногенную катастрофу и сгубить род человеческий.

Я с этим не согласен. Снимая программу «Чудо техники» и каждый день встречаясь с научными и техническими специалистами из самых разных областей, я убедился: они совсем не похожи на безумцев, мечтающих уничтожить всё живое. Я видел перед собой людей, искренне увлечённых своим делом, желающих узнать, как устроен мир вокруг нас, и сделать его более удобным и безопасным местом. И в этом, кстати, они чаще всего добиваются успеха.

...

Посмотрите на среднюю продолжительность жизни в России в начале ХХ века и сейчас: вы увидите разницу более чем в два раза — от 30,5 до 71,4 года.

Есть и более шокирующий показатель. Сравните младенческую смертность в самые благополучные российские годы начала прошлого века: 1911–1913 гг. — 245 смертей на 1000 родившихся, почти четверть! — и тот же показатель в РФ сто лет спустя — всего 6 на 1000.

...

Наука и технологии реально помогают нам жить дольше и счастливей, а не наоборот, как можно подумать после просмотра некоторых телепередач (не наших).

А теперь — подробности!

Глава первая

Это страшное слово «радиоволны»

Знание о том, что нас окружает масса всего невидимого, не добавило спокойствия обычному человеку. Вдобавок к микробам он узнал про различные излучения, которые могут проноситься в опасной близости без всякого предупреждения и приносить серьёзные беды. Самое жуткое и смертоносное из них — конечно, радиоактивное. К счастью, вот так запросто схватить повышенную дозу в обычной жизни сложно. Но есть соседство, от которого никуда не денешься, особенно в мегаполисе — радиоволны! Их ещё любят называть «электромагнитное излучение», но к ЭМИ, если уж совсем по-научному, относится и радиация, и видимый свет, с инфракрасным и ультрафиолетовым за компанию. Однако принято считать, что угрозу несут те электромагнитные колебания, которые бесконечным потоком в ежедневном режиме производят мобильные телефоны и базовые станции, Wi-Fi-роутеры и микроволновые печки, даже стиральные машинки и прочие бытовые электроприборы по соседству с нами. Изготовители подобной техники уверяют: никакого вреда от неё нет, если соблюдать инструкцию и правила безопасности. Однако людей, которые болезненно реагируют на реальное или мнимое излучение от электроники, с каждым годом всё больше, и уже находятся доктора, готовые увидеть в радиоволнах причину многих болезней и недомоганий.

С одним из сторонников теории «ЭМИ-загрязнения» и «ЭМИ-синдрома» я познакомился в Великобритании. Английский дипломированный медик Эндрю Трессидер из Сомерсета подозревает практически все беспроводные электроприборы во вредительстве. Чтобы его обвинения не были голословными, использует особый аппарат — акустиметр, — звуковой и световой индикацией предупреждающий о наличии и уровне опасных излучений. По его словам, этот измеритель — нечто такое же обязательное в арсенале современного врача, как тонометр и фонендоскоп. Трессидер не расстаётся с ним, поскольку сам плохо переносит радиоволны, и активно использует его в своей практике. Утверждает даже, что тот не один раз помог ему со сложными случаями. Например, однажды он приехал в семью, где целых два месяца без видимой причины температурил маленький ребёнок, и только благодаря акустиметру выяснил, что причиной послужило излучение от «радионяни», стоявшей в изголовье детской кроватки. Более того, в спальне родителей обнаружился Wi-Fi-роутер, который, как посчитал доктор Трессидер, мог быть причиной их недомоганий и плохого сна. После того как, по совету врача, семья стала выключать эти приборы на ночь, симптомы тут же прошли!

Повышенное внимание к радиоволнам доктор в нашем разговоре аргументирует весьма убедительно. Вспоминает, как долго ремни безопасности в автомобилях казались излишеством, и даже политики были против них. Говорит: «Курение тоже очень долго считалось безопасным! И свинец в бензине, и асбест в стройматериалах недооценивали. И я думаю, что с излучениями происходит то же самое! Медики просто не хотят прислушиваться к тревожным данным, которых копится всё больше». Доводы у доктора подобраны грамотно, я почти готов согласиться с ним.

Но вот Трессидер достаёт свой измеритель, начинает его использовать и толковать показания — и мой скепсис принимается расти как на дрожжах. Начать можно с того, что «акустиметр» в профессиональной среде — это прибор для измерения силы звука, применяется в физических лабораториях, при изготовлении аудиотехники — в общем, в областях, никак не связанных с электромагнитными излучениями. Все упоминания в Интернете о конкретном Acoustimeter AM-10, которым Трессидер производит свои замеры, ведут либо на сайт производителя, либо в онлайн-магазины, либо на рекламные тексты в блогах сторонников «естественного образа жизни» и «электромагнитного загрязнения», написанных по одному образцу («надёжный и достоверный измеритель электромагнитных излучений в любой точке вашего дома!»). Учёные, которые занимаются электромагнитным и другими неионизирующими видами излучений, наверняка бы знали о столь универсальном приборе, способном в одиночку заменить целый комплект профессионального оборудования при измерении невидимых глазу волн и лучей, и поставили бы его себе на вооружение! Но такого что-то не происходит, научное сообщество предпочитает свою привычную технику.

И даже если предположить, что Acoustimeter AM-10 действительно что-то измеряет, то, исключая случаи срабатывания на пустом месте по необъяснимой причине, излучение в большинстве мест, которые мы проверяли вместе с Трессидером, не выходило за пределы установленных норм — если судить по его светодиодам. Но доктор был неумолим: сотовые телефоны, точки доступа Wi-Fi, вообще всё, что способно излучать, — опасно. Действующие нормативы регламентируют только нагревание тканей организма, происходящее от радиоволн, и не учитывают вреда, который они наносят «тонким механизмам человеческого тела». Эволюция не создавала нас для жизни посреди пульсирующего электромагнитного излучения такой силы!

...

Точку зрения английского врача поддерживают сотни людей по всему свету, которые уверены, что страдают от «повышенной чувствительности к ЭМИ» — ужасной болезни, до сих пор, правда, не признанной официальной медициной. Такие уезжают из больших городов в глухие деревни, оборачивают всю электропроводку в доме фольгой — чтоб не «фонила», носят причудливые наряды из металлической защитной сетки и спят на кроватях с посеребрёнными простынями!

Разумеется, меня всегда тянуло разобраться, насколько это поведение обоснованно. Возможно, те, кто, как и я, соглашается жить рядом с постоянно излучающими гаджетами, делают серьёзную ошибку?

При первом взгляде кажется, что так оно и есть. За миллионы лет эволюции человек — как и все живые существа на нашей планете — привык к естественным радиоволнам, которые на Земле производятся геомагнитным полем и магнитосферой. Однако ХХ век заметно усилил радионагрузку на человечество, а неполные два десятилетия нового века, кажется, умножили её в несколько раз. Сегодня на одного обычного горожанина приходится как минимум полдюжины крепко излучающих персональных устройств: смартфон, планшет, ноутбук, микроволновка, все виды беспроводной техники, от стационарных телефонов до зарядок, и гроза всех ЭМИ-чувствительных — Wi-Fi-роутер! Добавьте к этому базовые станции сотовых операторов и мобильный Интернет, линии высоковольтных передач, радиоэфир, заполненный FM-сигналами… Мы давно должны были свариться в этом супе из электромагнитных волн! Но пока почему-то живы и относительно здоровы — по крайней мере, имеющаяся статистика связывает тяжёлые болезни, косящие жителей крупных городов, совсем не с ЭМИ-загрязнением, а с плохим воздухом, обилием искусственного света, шумом и, конечно, стрессом, вредными привычками и неправильным питанием. Возможно, следует более подробно разобраться со списком опасных объектов — понять, сколько вреда от каждого, и оценить совокупный урон здоровью?

Один из чемпионов по излучению, как гласит народное мнение, — мобильник. Это устройство, без которого уже не мыслит своей жизни современный человек, какое-то воплощённое зло — если верить всем ужасам, которые про него рассказывают. Мало того что он способен своим звонком помешать любому делу, взбудоражить своего обладателя, заставив его всё бросить и бежать к заветной кнопке с зелёной телефонной трубкой. Мало того что он забирает кучу внимания и съедает массу времени, особенно если у него «умные» мозги и большой яркий экран. Он ещё и подвергает серьёзнейшей опасности здоровье владельца! Достаточно вспомнить вирусный YouTube-ролик: четыре сотовых телефона сложены крестом, на свободном куске стола между ними — кукурузные зёрна. На все четыре одновременно приходит входящий вызов, телефоны вибрируют, и их совместное излучение заставляет зёрна взрываться! Вот ужас-то! Хотя постойте. Вирусный ролик — подделка. Ну или фокус, если вы готовы простить его авторам утверждение, будто кукуруза на их столе взрывается из-за мобильных радиоволн. На самом деле под столом находится магнетрон, снятый с микроволновой печки, его в нужный момент включают, и поток действительно небезопасного излучения заставляет зёрна превращаться в попкорн (интересно, подумали ли те, кто снимался в ролике, о своей безопасности?). А мобильные телефоны — ни четыре, ни семь штук, ни старинные с кнопками, ни современные с тачскринами — ничего с кукурузой сделать не могут, команда «Чуда техники» проверила экспериментально. Так что заявлять всерьёз о каком-то бешеном излучении, исходящем от телефона в момент звонка, не приходится.