Прошла пара минут, никто не показался.

— Если вы хотите есть, вам нужен теплый ночлег, мы готовы вам предоставить! Прячась, вы спровоцируете нас на агрессию! — Дмитрий сам спрятался за половинкой кузова на всякий случай. — Даже если вы шли мимо, просто скажите, чтобы мы не волновались!

Прошло еще две минуты бесполезного ожидания. Дмитрий уже решил ехать назад, собирать бойцов, как метрах в пятидесяти хрустнула ветка.

— Не стреляй! — раздался мужской голос. — Мы сейчас выйдем.

Дмитрий разволновался, опасаясь, что его могут подловить. Взял под уздцы Мартка и отвел подальше от оврага, чтобы гипотетические разбойники не смогли обойти его с двух сторон. На дорогу вышли мужчина с женщиной и ребенок. У мужчины за спиной висело оружие и большой рюкзак. У женщины тоже был рюкзак и сумка в руках. Испуганный ребенок держал отца за руку и прятался за его ногу. У Дмитрия отлегло. Вид у людей был потрепанный, очень худые, с ввалившимися глазами и острыми скулами.

— Куда идете и откуда? — спросил Дмитрий, приближаясь к ним.

— Из города, — ответил мужчина. — Хотели просто уйти подальше и попроситься к кому-нибудь на постой.

— Такой себе план в наше время. Сними оружие, брось перед собой, и отойдите на пять шагов, — попросил Дмитрий.

— Оно не заряжено, — произнес мужчина, но выполнил просьбу.

Дмитрий взял в руки старую двустволку с очень ржавым стволом и повесил за плечо.

— Я хочу предложить вам проехать со мной в деревню. Если понравится, попробуем найти вам дом. Видок у вас, надо сказать, уставший.

Мужчина с женщиной переглянулись. Видно было, что их терзают сомнения, они напуганы и не привыкли доверять незнакомцам.

— Кстати, вы из какого района города? — поинтересовался Дмитрий.

— С Красной горки. Улица Ломоносова, — ответил мужчина.

— Серьезно? У нас друзья семьи живут на этой улице. Петренко Андрей и Наталья. Не слышали про таких?

— Петренко Андрей? Постой, это же патрульный был, помнишь. Они еще с друзьями банду… я хотел сказать, отряд собрали. — Мужчина обратился к супруге, чтобы она подтвердила его слова, но женщина растерялась.

— Патрульный? Это что, служба такая появилась? — удивился Дмитрий.

— Да, они охраняли район, в котором жили. Городские власти организовали для поддержания порядка.

— Блин, так приятно слышать, что вы знаете о них. Ладно, теперь у меня доверия к вам гораздо больше. Садитесь в повозку, поедем в деревню. — Дмитрий распахнул дверцу, хотя можно было сесть и спереди в большой проем.

Мужчина помог супруге забраться, подал ей сына и залез сам. Дмитрий не стал теснить их и нагружать быка. Взял его под уздцы и пошел впереди.

— Почему ушли из города? — спросил Дмитрий.

— Поняли, что в городе скоро будет голод и обогреваться станет нечем, — ответил мужчина.

— Это точно. Город еду не производит, так что без вариантов. Ну и с дровами все то же самое. Правильно сделали. И давно идете? Дней десять?

— Месяц.

— Месяц? — эмоционально отреагировал Дмитрий. — Какими такими дорогами?

— Было очень трудно выбраться из города. Мы несколько раз на окраинах натыкались на вооруженных людей и прятались. У нас там стали много стрелять. Про вашего Андрея слышал, что он участвовал в какой-то войне и был ранен.

— Да ты что? А кто с кем?

— Честно говоря, я далек от этой информации. Мы не собирались принимать ни одну из сторон, потому что пришлось бы брать в руки оружие, защищая чужие интересы. Как только поняли, что еда подходит к концу, а по карточкам дают еду, которой едва хватает на день, решили уходить из города.

— У нас тут тоже война бывает. Чуть больше месяца назад разбили войско одного атамана-самозванца. Времена такие, что без этого никак.

— Да вы что? — удивился мужчина. — А что, военные никак не реагируют?

— Реагируют, но с современной системой связи и транспортом, — Дмитрий постучал ладонью по могучей бычьей шее, — они не поспевают. Если вы убежденные пацифисты, то нам тут такие не нужны. Накормим, напоим, дадим припасов, и гуляйте дальше. Не дадим людям головы морочить.

Мужчина промолчал, переваривая информацию. По какой-то странной логике он решил: чем дальше от города, тем жизнь должна быть спокойнее.

— Нет, конечно, мы не пацифисты, но с оружием никогда дел не имели, — подала голос женщина.

— Я заметил. — Дмитрий постучал рукой по ржавому стволу.

— Оно нормальное было, но после урагана вдруг начало быстро ржаветь, — произнес мужчина.

— Про Энлиль слышали? — спросил Дмитрий.

— Нет.

— Это цианобактерия, поглощающая углекислый газ. Их выпустили одновременно с Нэбутори. Говорили, что она совершенно безопасна, но вышло, что врали. Эта бактерия окисляет железо и использует этот процесс, чтобы уменьшить количество химических реакций фотосинтеза. Железо теперь тоже попало под эпидемию.

— А мы шли два дня вдоль рельс и тоже обратили внимание, что они покрыты неестественно толстым слоем ржавчины, — произнесла женщина.

— Да уж, не было печали. Думали, закончится одним пластиком, ан нет, вот вам добавка. Простите, как вас зовут? — поинтересовался Дмитрий.

— Максим, Оксана и наш сын Глеб, — представил всех отец семейства.

— Очень приятно. Меня зовут Дмитрий. Где работали до всего?

— Я дизайнер, Оксана работала в отделе кадров.

— Дизайнер. Очень востребованная профессия. — Дмитрий с трудом не рассмеялся.

— Ну, у меня есть права на легковой автомобиль, — добавил к списку своих профессий Максим.

— Отлично, у нас сейчас все вот на таких автомобилях ездят. — Дмитрий шлепнул быка по спине. — На самом деле в деревне много всякого неквалифицированного труда, не требующего особых умений. Говно из-под коров вычищать любой сможет, или кирпичи подавать на стройке. А если ты дизайнер хороший и руки у тебя чувствительные, то прямая дорога в дояры. Коров в колхозе завались, девчата скоро без рук останутся. — Дмитрий посмотрел на семью и заметил, что перспективы, обрисованные им, их совсем не радовали. — А как вы питались по дороге? — спросил он.

— Чем придется. Боялись заходить в населенные пункты после того, как нас… — начала рассказывать Оксана и осеклась. — Нас хотели убить.

— Мы вначале остановились в районном центре. Зашли в дом на окраине, и нам разрешили занять летнюю кухню. В ней была печка, диван, даже газовая плита, но газа, правда, уже не было. Хозяева показались нам нормальными, адекватными. Такие, лет по пятьдесят. Дети взрослые с ними жили, внуки уже были. После города нам показалось, что жизнь пошла в лучшую сторону. Печку топили сами, дров было в достатке, еда тоже. Мы с Оксаной решили искать работу. У них там были вакансии на элеватор, на меловой карьер, еще куда-то. Хозяева нас отговорили, сказали, что пока не видят смысла в работе, типа платят маленькие пайки, не хватает даже восстановить потраченные калории. Мы и не пошли, думали, от чистого сердца. А потом Оксана нечаянно подслушала, что они задумали нас пустить на мясо, на тушенку. Никто про нас не знал, никто бы не кинулся искать. Мы вмиг собрались и сбежали. Больше с того дня не заходили ни в одну деревню. Пару раз забирались ночью в сараи, курицу украли, яйца, а так питались в основном грибами, яблоками дичкой, подсолнечник неубранный попадался. — Максим замолчал. — А до всего этого я очень любил заказывать роллы по пятницам.

— Да уж, ребята, потрепало вас. На что вы рассчитывали, до зимы осталось всего ничего?

— Не знаю, — ответил глава семейства. — Люди нас стали пугать сильнее голода и холода.

— У нас палатка и теплые вещи, — произнесла Оксана.

— Умиляюсь вашему оптимизму, — усмехнулся Дмитрий. — В Митяево вам бояться людей не надо. Случаев людоедства не было и, надеюсь, никогда не будет.

Незаметно они подошли к посадке. Из дзота, все так же незаметного, вышел часовой с автоматом.

— Кого это, командир, ты нам привел? — Аркадий Семеныч бесцеремонно рассмотрел чужаков. — М-да, тощие.

— Бродяги, — одним словом описал их Дмитрий. — Пойду Владимиру Петровичу пока посватаю на квартиру. Понравится — останутся, нет — попутного в спину.

— Да куда в зиму-то? — удивился Аркадий. — Живите, раз поймали удачу за хвост. Митяево, конечно, не резиновое, но пока вмещает.

— Хорошо, — ответила Оксана, не зная, что сказать.

— Нюх, у тебя, командир, волчий, — посмеялся Аркадий Семеныч. — Я бы точно проворонил.

— После дождя все следы на дороге видать. Никто бы не пропустил. Ладно, давай служи, мы пошли.

— Удачи вам. — Аркадий козырнул, приставив пятерню к выцветшей бейсболке.

Отъехав метров десять, Максим обратился к Дмитрию:

— У вас у всех есть автоматическое оружие?

— Почти. А что?

— Ничего. В городе большие проблемы с оружием. Насколько я знаю, ваш Андрей пытался раздобыть его через анклав.

— Что за анклав?

— Это бывшие городские чиновники и предприниматели организовали себе такую автономию. Андрей, по слухам, служил им, но хотел создать в городе отряды самообороны, думал, что кто-то хочет напасть, или еще что-то. Я до конца не знаю всего, но мой сосед ходил на собрание, которое организовал ваш друг. Он агитировал вступать в его отряд, обещая оружие и нормальный паек.