— Доброе утро! Когда ты уже успела завтрак приготовить? — удивился я. — Уходил, ты ещё спала.

— Ты уходил, дверь хлопнула, я и проснулась.

— Какие у нас планы на сегодня? — уточнил я.

— Баня по-любому, — пожала плечами бабуля. — Стирка, уборка…

— Короче, отдых, — съязвил я. Может, мне ремонтом на чердаке, наконец, заняться? — Я вам сегодня нужен? — спросил на всякий случай вышедшую из спальни с Аришкой на руках маму.

— А куда ты собрался? — не поняла она моего вопроса.

— Воды натаскай и свободен, — решила за всех бабушка.

— Да никуда, — объяснил я маме. — Хочу на чердаке повозиться.

— Вот ты неугомонный, — заныла мама, — с этим чердаком заладил. Дался он тебе? Единственный выходной на неделе, и тот с инструментами провозишься.

— Лучший отдых — смена деятельности, — шутливо отмахнулся я и рванул за водой.

До обеда мои женщины успели постирать, наготовить еды и напечь пирожков. Я за это время успел неплохо так продвинуться с ремонтом. Рассортировал дощечки: те, что похуже, для нижнего слоя на пол, получше — наверх и на стены. Разметил предварительно, как буду класть, еще раз все посчитал. Вроде бы на все хватает, еще должно и остаться. Подумав, решил, что пол в приоритете, надо с него начинать. Пусть пока парочка уже обитых балок так постоят, в окружении неотделанных. Туда можно и похуже дощечки пустить, там много отпиливать можно.

Занимаясь полом, думал о дальнейшей обработке стен. С полом все понятно — лак, три слоя. А с балками? Наверное, хватит обработки морилкой, пусть сохранится вид натурального дерева, обойдусь без краски. Темновато выйдет, конечно, но придумать можно, как все обыграть.

Пол, конечно, скрипеть явно будет, причем сильно, но тут уж ничего не попишешь. Другого материала я сейчас не найду, дефицит, да и денег пока особо нет.

Так. Деньги! — в голове крутилась мысль, что мне срочно нужны деньги. — Чехи! — вдруг вспомнил я.

После обеда мои дамы всем составом отдыхали, умаявшись. Я подсел к маме с бабушкой.

— Бабуль, можно деликатный вопрос?

— Ты замучил уже про войну спрашивать, — закатила глаза бабушка, — я не очень люблю вспоминать то время. Я не понимаю, с чего вдруг у тебя такой интерес проснулся, но раз уж так получилось, то давай как-нибудь выделим вечерок, расскажу, о чем захочешь. Но только не сегодня, пожалуйста, устали очень, — взмолилась бабушка.

— Я вообще не о том хотел поговорить, но на слове ловлю, — ухмыляясь, ответил ей я.

— А о чем? — удивилась бабуля.

— Хотел спросить, сколько у нас свободных денег есть? Одолжить хочу, — зашел я «издалека». Решил сразу сказать все как есть. Больше шансов, чем если вилять начну и выкручиваться.

— Одолжить?! Что случилось? — тут же всполошилась мама.

— Ничего не случилось, — успокаивающе ответил я, — чехи приезжают, деньги нужны.

— Зачем? — мама все никак не могла сложить 2 и 8.

— Ну как зачем? Они вещи привезут импортные, продавать будут. Им же наши деньги нужны, а по курсу менять валюту невыгодно, — начал просвещать я своих дам. — Это отличный шанс прибарахлиться, да и заработать можно неплохо на перепродаже.

— Спекуляции это, — категоричным тоном заявила бабуля. — Нельзя таким заниматься.

— Ну почему спекуляции? — начал уговаривать я ее. — Просто торговая наценка и все.

— Нет, — бабушка не собиралась сдаваться так просто, — это перепродажа, а значит, спекуляция. Что люди скажут!

Ага. Опять депутат вылез наружу. Вот, значит, самый главный аргумент «против». Проблема, однако. Ожидаемая, но не менее от этого сложная.

— Можно в Перми продать, — неожиданно встряла в разговор мама. — Так никто не узнает, да и продать там все можно намного выгоднее. Сама же помнишь, что там днем с огнем импортных вещей не найти. А если что хорошее у чехов купит, что доче подойдет и ее мужу, то им привезет. Продаст за ту же цену, что и купил. Да, пусть сначала даст им померить, чтобы себе отложили, что им нужно, а потом уже и продает, что останется.

Я был готов ее расцеловать. Пусть будут небольшие потери на сестру и ее мужа, но без финансирования вообще продавать нечего будет. Не на что будет купить у чехов.

Бабуля после маминых слов сразу посветлела лицом и переключилась на деловой лад. Тема «спекуляций» разом испарилась — приодеть внучку и мужа — святое. Дамы сидели и оживленно просчитывали, как все можно провернуть. А я просто сидел и молча офигевал от такой резкой смены курса. Под конец обсуждения бабуля слегка торжественным голосом заверила меня, что могу рассчитывать на заначку в 280 рублей, потому что очередь на холодильник подойдет еще не скоро, и деньги эти все равно лежат без дела пока.

Искренне поблагодарил своих женщин за понимание и доверие, после чего еще какое-то время разговор вертелся вокруг тем вроде «а что там чехи могут хорошего привезти» и «было бы здорово купить чешские туфли». Похоже, что далеко не все из того, что получится урвать от зарубежных друзей, пойдет в итоге на продажу. Ну, если что-то еще пойдет напрямую бабушке и маме, то я совсем не против. Мне еще обоих замуж выдавать, нужен максимально товарный вид. Подумав об этом, я ухмыльнулся с максимально злодейским видом, предварительно отвернувшись, чтобы дамы не засекли.

В баню пошли опять все вместе. Техничка уже не гоняла меня, увидев в прошлый раз, что я жду женщин с маленьким ребёнком, а не просто дурака валяю и время тяну.

Вечером после ужина бабушка посадила меня заниматься французским, а то прошлая неделя суматошной была, мы одно занятие пропустили. Надо наверстывать.

Потом заходила Елена, мать Эммы. Она планировала идти завтра устраиваться на завод и спрашивала у бабушки, какой завтра у неё будет день, уже рабочий?

Размечталась.

Бабуля ей объяснила, что её сначала пошлют на медкомиссию в ведомственную поликлинику. Чем быстрее она получит справку для отдела кадров, тем быстрее устроится и выйдет на работу. Елена с разочарованным лицом ушла. У меня такое впечатление сложилось, что она совсем никогда не работала, с таким удивлением она слушала бабушку.

Утром встретились со Славкой и помчались на стадион, где нас уже ждал Мишка. Молодцы парни! Самодисциплина — краеугольный камень личностного роста.

— Ну это! Время прошло, мы готовы тебя дальше слушать! — нетерпеливо сказал Мишка.

— Ты просишь меня, но делаешь это без уважения! — зловещим голосом сказал я.

— Чего? — удивились оба пацана.

— Ничего, это шутка такая! — отбрил их я, ну не объяснять же, в самом деле, откуда эта фраза, если еще даже фильм не снят, — ну что, газеты начали читать?

— А чего нас вчера на стадионе не было, как думаешь? — спросил Славка, — сначала мы искали эти газеты, собирали дома как у меня, так и у Мишки. Потом читали вдвоем — некоторые вещи в одного никак не понять. А вот если вдвоём прочитать, и обсудить, то обычно в голову кому-то что правильное и придет.

Парни меня приятно поразили. Получается, не просто прогуляли физкультуру, а вместо нее интеллект развивали.

— Ну что же, вижу, что выводы вы делаете, это приятно, — сказал им, — сегодня хочу с вами обсудить такой очень сложный вопрос, как дружба и предательство. В нашем возрасте кажется, что любой друг однозначно благороден и не предаст. Сразу вас разочарую, пацаны — это не так. Большинство тех, кто окружает вас, это не друзья, а знакомые.

Специально сделал паузу. Славка не подвел, практически тут же спросил:

— А в чем разница?

— Друг сделает для тебя многое, а знакомый захлопнет перед тобой дверь, когда у тебя серьезные проблемы. Не захочет утруждаться. А то и использует то, что знает о тебе, во вред тебе же. Одна из главных задач в жизни любого человека — научиться понимать разницу между друзьями и знакомыми. От этого очень многое зависит. Человек по природе существо общительное — нам хочется делиться тайнами с друзьями. Но представьте, что будет, если поделиться тайной со знакомым, а не с настоящим другом, перепутав? А представьте, если тайна очень важная, и, если он о ней растреплет, вы потеряете все? Деньги, семью, а может и свободу?

— Да уж не надо нам такого счастья! — категорично махнул рукой впечатлённый такими перспективами Мишка.

— Поэтому первое правило того, кто хочет сделать карьеру, э… стать большим начальником — не трепаться, не сливать важную информацию о себе, о своих планах, о своих тайнах! Понимать, что можно обсуждать с людьми вокруг, а что ни в коем случае нельзя! Учиться понимать мотивы людей вокруг вас! И особенно все сказанное касается женщин.

Вот на этом месте оба парня очень даже заинтересовались.

— Классическая ситуация — ты встречаешь ее, ты влюбляешься без памяти, тебе хочется все положить к ее ногам. И вроде бы она самая лучшая, и ты уверен, что она никогда не предаст и не обманет. И самое интересное, бывает так, что и она сама в этом уверена. Но идут годы. Отношения могут ухудшиться. Она может влюбиться в другого вместо тебя. Или ты в другую. Начнутся ссоры. Начнется выяснение отношений. Начнется дележ имущества, собаки и попугая. И тогда все твои тайны станут предметом торга. Я забираю себе квартиру! — скажет она, с ненавистью смотря на тебя, — ты же не хочешь, чтобы в обкоме узнали, как ты получил нынешнюю должность?