Скотт Адамс

Дави как Трамп. Как оказывать влияние и всегда добиваться чего хочешь в переговорах

Предисловие. День, когда мой мир раскололся надвое

С февраля 2016 года я живу в двух разных измерениях одновременно.

В одном измерении кандидат в президенты США Дональд Трамп потерял все шансы на то, чтобы выиграть выборы, когда отказался отречься от ККК [ККК, или Ку-клукс-клан, — ультраправая организация в США, отстаивавшая такие идеи, как превосходство белых (белый национализм). // Представители ряда других школ мусульманского права считали, что имам вправе выбрать любую из предлагаемых Кораном мер, включая и смертную казнь, если того требуют интересы общины, для наказания преступников, совершивших любой вид разбоя. Однако, по единогласному выводу всех толков, если разбой сопровождался убийством, то правитель обязан применить смертную казнь, и не может помиловать преступника, поскольку такое убийство в отличие от обычного посягает на права общины. Причем если в преступлении участвовало несколько лиц, то все они подлежат смертной казни. ] и Дэвида Дюка в интервью Джейку Тапперу на CNN [CNN (англ. CableNewsNetwork — кабельная новостная сеть) — американский телеканал.]. Трамп сказал, что он не услышал вопрос.

Это было большим промахом Трампа как кандидата. Также это было большим промахом для меня, ведь я одним и первых публично предсказал победу Трампа. В тот момент я как раз находился на полпути своей незапланированной карьеры от «парня, создавшего комикс «Дилберт» [«Дилберт» (англ. Dilbert) — название серии комиксов и имя их главного героя.], до кого-то вроде политического эксперта. Посещаемость моего блога зашкаливала каждый раз, когда я писал об умении Трампа убеждать. Я не особо увлекался политикой, но в искусстве убеждения разбирался неплохо. Как оказалось, в президентской гонке большой спрос имело то, что я называю «фильтром убеждения». Продюсеры новостных программ, как больших, так и маленьких, добивались, чтобы я пришел на их шоу.

Я так много говорил и писал о навыках убеждения Трампа, что люди стали называть меня его сторонником, хоть и не имея в виду, что я поддерживал его политику. К тому времени мои посты о Трампе уже стоили мне половины друзей. Моя прибыльная карьера оратора закончилась сама собой, а каких-либо новых лицензионных сделок относительно «Дилберта» не предвиделось. Мое присутствие стало крайне нежелательным в любой смешанной компании. Но я не беспокоился об этом, поскольку знал, что не ошибаюсь в своих предсказаниях и Трамп одержит победу на выборах. А победа решает большинство проблем.

Несмотря на то что результаты опросов противоречили моим предположениям, я верил в них вплоть до этого интервью с Джейком Таппером на CNN. В этом измерении я безрассудно настроил против себя своих друзей, уничтожил свою профессиональную репутацию и урезал свои доходы вполовину. И все, что я получил взамен, — это запись в «Википедии» под моим именем о том, что я поддерживаю приписываемый президенту расизм. Ситуация была далека от идеала.

Я публично заявил о несогласии с Трампом после его интервью на CNN просто для того, чтобы выбраться из этой опасной зоны. Но спасать то, что я уже потерял, к тому времени было слишком поздно. Мне, идиоту, удалось запятнать уважаемую карьеру одного из лучших карикатуристов страны таким позором, который ничем не отмыть.

Это была одна версия реальности.

Одновременно я находился в другом измерении, в другой реальности. Здесь Трамп отмахивался от споров вокруг CNN/KKK и собирался победить на президентских выборах. В этой версии реальности я в конце концов был реабилитирован, по крайней мере как заслуживающий доверие политический обозреватель. Выигрывать всегда приятно.

В течение нескольких месяцев я жил в параллельных реальностях. Но доверял я только одной из них. Я удвоил ставку на прогноз о победе Трампа. Если для вас это звучит безумно — ничего страшного. Мы только начали. В этой книге будет множество безумных вещей.

Введение (где я заинтересую вас целиком и полностью)

Я обученный гипнотизер.

И я расскажу вам о самом страшном годе моей жизни. Все началось в июне 2015 года и продолжалось до ноября 2016 года. Ладно, это больше, чем год.

Все, что вы собираетесь прочитать в этой книге, насколько я знаю, является правдой. Я не жду, что вы поверите во все, что здесь написано. (Кто бы смог?) Но я ручаюсь, что это правда, насколько я могу судить.

Я ждал десятилетия, чтобы изложить то, что вы найдете здесь, в этой книге. Я ждал, потому что мир был не готов, а еще потому, что посланник (ваш покорный слуга) не знал, как правильно донести данное послание. Об этом сложно рассказать. Но рассказать об этом нужно.

Итак, я ждал.

Я изучал.

Я практиковался.

И еще немного ждал.

Затем свершилось.

В 2015 году 16 июня Дональд Джон Трамп спустился в золотом лифте в башне Трамп-тауэр в холл, где затем объявил о своем вступлении в борьбу за пост президента США. Как и большинство наблюдателей, я не совсем понимал, что происходит. Вплоть до первых республиканских праймериз, когда я увидел все собственными глазами. Трамп не был обычным политиком. Также он не был обычным бизнесменом. На самом деле он не был обычным во всех смыслах.

Трамп — тот, кого я могу назвать мастером убеждения. Это означает, что он обладает навыками убеждения специального назначения. Основываясь на своем собственном опыте в этой области, я давно распознал его таланты. И, наблюдая за ним в действии во время выборов, я должен сказать, что Трамп — самый убедительный человек из всех, кого я когда-либо видел.

Президент Трамп привнес эти навыки в Белый дом, где его сторонники говорят, что он делает очень многое, а его критики — что не делает. Сторонники указывают на снижение незаконной иммиграции, на сильный фондовый рынок (на момент написания книги), на высокое потребительское доверие, прогресс в борьбе с ИГИЛ [ИГИЛ («Исламское государство») — международная террористическая организация, запрещенная на территории РФ, США и многих других стран.], солидных кандидатов в Верховный суд, а также более сильную, чем ожидалось, внешнеполитическую игру. Критики наблюдают «хаос» в администрации, медленный прогресс в реформе здравоохранения и, возможно, некие злополучные связи с Россией.

Критики президента Трампа (и мои тоже) спрашивали меня о том, как я мог называть президента мастером убеждения, когда его уровень общественного одобрения был далеко не высоким. Быстрый ответ заключается в том, что его низкое одобрение общественностью не помешало ему выиграть президентские выборы. И, согласно его сторонникам, оно не мешает ему добиваться успехов в работе. Его навыки убеждения в сочетании с властью президентства являются тем, что нужно. Имейте в виду, что неодобрение стиля и личности Трампа является обязательным социальным требованием для тех, кто жаждет более мирного общества. Вопрос эффективности не связан непосредственно с вопросом о навыках убеждения.

Но вот забавная штука: я также верил, что Трамп (мастер убеждения) собирался сделать гораздо больше, чем просто выиграть президентские выборы. Я предполагал, что Трамп продырявит материю реальности, чтобы мы смогли лицезреть обнаженную истину о человеческом опыте. Именно это он и сделал.

Но не все это заметили. Вот почему я выбрал такую тему для книги.

Общее мнение, разделяемое многими людьми, состоит в том, что существует лишь один вариант реальности, и мы, люди, способны понять эту реальность посредством строгого применения фактов и разума. Этот взгляд на мир предполагает, что некоторые люди уже достигли просветления, основанного на фактах и сопоставимого с наукой и логикой, и они пытаются помочь остальным, то есть нам, увидеть мир «правильно». Насколько я знаю, большинство людей разделяют такую интерпретацию мира. Единственный недостаток этого мировоззрения заключается в том, что мы все считаем себя просветленными. И мы предполагаем, что людям, которые не согласны с нами, просто нужно больше фактов — и, возможно, больше мозгов, — чтобы согласиться с нами. Эта жизненная фильтрация делает большинство из нас счастливыми (поскольку мы считаем себя самыми умными) и хорошо помогает в прогнозировании будущего, но только потому, что благодаря предвзятости подтверждения (склонности интерпретировать информацию в пользу своих взглядов) будущее для нас действительно будет выглядеть именно таким, каким мы хотим, в пределах разумного.

Выдвижение Трампом своей кандидатуры на президентских выборах говорит о том, что «пределы разумного» в нашем понимании реальности должны измениться. Я знал, что навыки убеждения кандидата Трампа уничтожат возможность общественности понимать то, что она видит, поскольку наблюдения не будут соответствовать той ментальной модели рационального мира, которую она до сих пор имела. Обществу пришлось переходить от веры (безграничной) в то, что «клоун не может выиграть», к дружелюбному «Здравствуйте, президент Трамп». И чтобы совершить этот переход, пришлось переписать каждый сюжет фильма, играющий в головах людей. Проще говоря, победа Трампа значила бы, что природа реальности, истинная для его критиков, не может быть верна.

Затем Трамп победил.

Вот что я называю «дыркой в материи Вселенной». Она образуется, когда все ваше мировоззрение расщепляется на ваших глазах и вам придется складывать картину мира заново. Так как я профессионально занимаюсь силой убеждения, я считал эту ситуацию необычайно захватывающей. Теперь у меня должны были появиться сторонники, ведь люди начинали понимать то, что они видели.

Я помогу вам найти ту дыру во Вселенной, которую пробил Трамп, и мы вместе посмотрим на нее с другой стороны. Накиньте ремень безопасности на свой мозг — он вам понадобится.

Прежде чем мы продолжим, мне нужно сказать о том, что курс, заявленный Трампом во время предвыборной кампании, не соответствовал моим политическим предпочтениям. Точно так же мои взгляды не совпадали и с заявленной политикой Клинтон. Я понимаю, что в это сложно поверить, поэтому приведу несколько примеров. Это небольшое отступление необходимо, чтобы вы могли судить о моей политической непредвзятости.