София Эззиати

Дневник революции. Пятикнижие

Посвящается любимым


Предисловие

Первые главы романа «Дневник революции», по признанию автора, появились одновременно с мелодиями. Помню, этот факт меня удивил: как одна стихия переросла в другую? Как неожиданное сближение двух искусств соединилось в одно гармоничное целое?.. Но ведь получилось: и особая мелодичность текста, и весьма ощутимая звукопись, и яркая образность — неотъемлемые составляющие романа. Это касается и первой книги, и второй — «Дневник революции 2», которая писалась уже без музыкального сопровождения.

По жанру роман Софии Эззиати, несомненно, антиутопия, хотя в произведении слышатся отголоски и других жанров. «Дневник революции» с полным правом можно назвать и мистическим, и философским романом, и даже романом воспитания: то, что происходит с главными героями — «истинными союзниками» Аском и Сольвейг, — таинственно и непостижимо, и вместе с тем весьма поучительно. А вопросы на страницах романа поднимаются настолько серьезные, что ответить на них не под силу и мудрецу: «Ослепляющий свет Вселенной в ее бескрайней тьме. Лишь когда мы научимся видеть, чувствовать, осознавать и принимать все, что происходит с нами и вокруг нас, сквозь этот способ воззрения, не разделяя на черное и белое, а именно не видя в чем-либо лишь что-то одно. Когда мы увидим все: и свет, и тьму, и преломления света, и полутона тьмы — тогда, вероятно, нам станет понятно больше. Мы увидим пламя во льду, увидим зарождение жизни, ее конец и перерождение. Мы увидим бесконечность и при этом мимолетность времени. А затем мы обнаружим все это в себе. Мир больше не будет для нас таким однозначным и «понятным», как сейчас. Когда нам откроется больше, мы осозна́ем, что знали достаточно, чтобы понять, но все же это еще так мало, чтобы поверить».

Да, наш меняющийся мир — это всегда парадокс, нет черного и белого, а есть полутона, и каждый день полон неожиданностей, и нельзя ничего спрогнозировать заранее, нужно научиться доверять происходящему. Ведь цель движения любой человеческой жизни — гармонизация окружающего пространства, ежедневное привнесение добра. Но автор далек от какой бы то ни было назидательности, потому что и сам пытается найти свой путь вместе с героями в межгалактическом сумраке. Главное — «следовать предназначению, дарованному мирозданием». Тогда найдутся силы и победить диктатуру «Единого Ока», и пережить предательство друзей, и разобраться во вселенском хаосе, и услышать собственное сердце, которое всегда подскажет верный путь.

В отличие от авторов классических антиутопий, София Эззиати уделяет наибольшее внимание не описанию причудливого мира будущего, а переживаниям героев, проблемам нравственного выбора и этическим дилеммам — как на личном, так и на глобальном уровне. Язык романа тоже нетипичен для жанра: поэтичный, образный, тонко передающий оттенки чувств. Для раскрытия внутреннего мира героев идеально подходит формат дневниковых записей, выбранный автором. Повествование ведется то от лица Сольвейг, то от лица Аска. Этот формат дает автору множество возможностей продемонстрировать внутренний мир героев, не вмешиваясь в историю. Герои пытаются осмыслить перемены, произошедшие с ними за последнее время: у обоих за плечами множество потерь, превратившихся в поглощающие свет черные дыры в душе… Пытаясь вновь обрести равновесие и принять новых себя, они ищут ответы на важнейшие в человеческой судьбе философские вопросы: что такое любовь, счастье, свобода, предназначение? Как обрести их и сохранить?

«Внутри нас безграничная, необузданная свобода, ограничить которую можем только мы сами. Отнять ее не под силу никому. Но мы можем лишить себя этой свободы. Свободы мечтать, думать так или иначе, прислушиваться к своему сердцу или внутреннему голосу. <…> Глубоко внутри есть мы, мы настоящие. И никто и никогда не сможет коснуться этой исходной точки.

Осознание этого дает невероятный заряд, открывается ранее затаенный источник внутренних сил… <…> Все начинает становиться на свои места. Причины и следствия, мотивы и действия, загадки и ответы. И все это кажется таким естественным и закономерным. Таким очевидным. Множество путей ведут к одной и той же твоей предопределенной цели. И если не отрекаться от себя, своих внутренних ощущений и истинных чувств, то мироздание непременно возведет для тебя мосты и проложит тропы там, где для других препятствия будут непреодолимы».

Мудрость молодого автора, которому еще нет и тридцати, просто поражает. Люди, чтобы постичь хотя бы половину этого, проживают целую жизнь. Да, все мы знаем, что ничего не дается без труда, просто так, но София Эззиати знает и то, что «ничего не дается просто так — ни цели, ни испытания, ни пути к их достижению». Даже пути! Они, с одной стороны, выбраны нами, с другой — предопределены всеми нашими предыдущими поступками, словами и мыслями. И здесь появляется какой-то мистический элемент, появляется чувство, что Кто-то нам помогает и Кто-то за нас в ответе, так же как и мы в ответе за многих.

Роман нельзя, конечно, назвать религиозным ни в коей мере, но присутствие Бога очевидно — не в прямых проявлениях и не в молитвах, обращенных к Нему, а в пронзительном свете осознания происходящего, реальных и смелых шагах героев на пути к достойной цели, авторской идее о достижении счастья как в отдельной человеческой жизни, так и в планетарном масштабе.

Коме того, «Дневник революции» — роман остросоциальный. Автор затрагивает многие актуальные проблемы глобального масштаба. Например, такую, как создание совершенного искусственного интеллекта и последствия его использования в разрушительных, а не созидательных целях. Уделяет Эззиати внимание и вопросу захвата власти, в частности тому, как борцы с режимом, свергнув его, устанавливают собственный, еще более жесткий и безжалостный. И это — не столько о политике, сколько о человеческой природе: испытание властью способен пройти далеко не каждый.

Впрочем, слабости и вероломству одних всегда противостоят мужество и честность других. И эта вера в лучшее в людях, в благородство и высоту душ, способных на самоотверженные подвиги, берет исток в классической русской литературе. Главные герои «Дневника революции» именно такие: сильные, правдивые, наделенные обостренным чувством справедливости. Справедливость — одно из ключевых понятий романа. Справедливость сродни совестливости, и здесь опять появляется ощущение божественного света. При этом автор отнюдь не собирается идеализировать своих героев: у них есть свои слабости, они тоже совершают ошибки, но именно это и делает их живыми, а роман увлекательным и многослойным.

Пожалуй, центральная и сквозная мысль «Дневника революции» такая: главное оружие будущего — не материальные, а духовные ценности, а их невозможно уничтожить, невозможно забыть о них, потому что именно в них таится сердцевина существования. И даже в эпоху глобальных потрясений остаются люди, которым удается сохранить человечность.

...
Анастасия Ермакова, писатель, критик, зам. главного редактора «Литературной газеты»
* * *