Это был их первый совместный завтрак. В тихом кафе, где пахло шоколадом и влажной землей — там только что полили цветы. И это тоже выглядело романтично, и снова ее вдохновило, напомнило ей чем-то старые песни Джо Дассена, и она решила, что для концерта можно вполне сделать одну композицию под французский шансон.

Кармен принимала ухаживания с улыбкой, и в ней ни капли не было вот этого неприятного бабского прожженного скептицизма. Она улыбалась и не портила себе маленькую радость никакими дурацкими соображениями, вроде тех, что ей наговорили подруги, которым она звонила похвалиться новым знакомством.

— Алло! Привет! Прикинь, дорогая… Я тут себе парнишку закадрила, нового! Ага! Ты представляешь, он живет со мной в одном подъезде!

— Ну вы даете! — удивляется подруга. — Прямо не отходя от кассы!

А потом идут добрые советы. Подруги делились своим личным опытом. Говорили, например…

— Ты знаешь, Кармен… Все эти…

...

…красивые сюрпризы обычно делают нестабильные парни, серьезные мужчины действуют просто и прямо.

Или…

— Кармен, деточка, не радуйся так сильно, ты же понимаешь…

...

…если отношения начали с сюрпризов, так и дальше пойдет, только сначала сюрпризы будут приятные, а потом уже не очень.

Ну и вот об этом подружки тоже предупреждали:

— Кармен, ну что ты такая наивная? Тебе же уже тридцать лет, ты подумай…

...

…романтика — это красиво, как макияж. Женщины свои недостатки замазывают тональным кремом, а мужчины прикрывают букетами…

Вот так ей говорили умудренные подруги, но Кармен не обращала на их слова внимания. Она послушала — и в зал, работать, разминать, растягивать наших не самых худеньких дочек.

А я все эти глупости специально поставила курсивом, так лучше видно, что глупые мысли иногда выглядят так же убедительно, как умные, не отличишь.

После работы Кармен стала приходить к Сереже в его квартиру на шестой этаж. Это была практически коммуналка. Три комнаты снимали три разных парня, к ним приходили девушки, и вся компания пользовалась общей кухней и ванной. В принципе, терпимо, роскошных апартаментов никто и не ожидал, а чтобы не слышать чужие голоса за стенкой, все три комнаты включали музыку, во время свиданий каждый заводил свою шарманку. Пару месяцев Кармен приходила сюда, бардак и неуют ее не раздражали, она только посмеивалась, когда из каждой комнаты доносилась совершенно разная музыка и одна мелодия забивала другую.

— Может, нам договориться что-нибудь одно ставить?

— А может, нам квартиру поискать? — спросил Сережа. — Прикольно было бы одним в квартире, без соседей…

Он предложил, точнее даже, закинул удочку, и тут же отписался, сказал, что это в будущем, а сейчас у него с деньгами не очень, точнее совсем никак, что с последней работы он уволился, а новой пока нет… Но Кармен уже загорелась.

— Мы можем сейчас найти квартиру, у меня есть денег немного, а ты пока ищи работу.

— Хорошо, — согласился он, — а потом я отдам тебе половину.

И она понеслась вить гнездо, создавать уют. Ей это было очень интересно, она еще ни с кем никогда не жила, вот так вот, по-семейному. Квартирку нашла новую, чистенькую, недалеко, недорого. Лоджия просторная, Кармен хотела, чтобы у нее на лоджии стоял диванчик и цветочки. Она рассказывала мне об этом так энергично, быстро, я не успевала за ней уследить, она уже всунула стиралку в кухню, прихожку собрала…

— Подожди… — я не все поняла. — Вы договорились платить за квартиру пополам?

— Да, пополам… Я за себя, он за себя…

— Да? Но так живут обычно друзья-студенты…

— Не знаю… Что ты смотришь так? Для меня это было нормально, я привыкла платить за себя сама. Если у меня, например, нет на ресторан, даже если меня пригласили, я туда не пойду, подожду, пока будут.

— Ну вот, получается, что у него не было денег на квартиру, но он не подождал…

— Да хватит! Я вообще не загонялась! Мне просто надоела эта коммуналка, мне хотелось комфорта, чтоб никаких соседей, чтобы мы спали вместе… У меня были деньги, я зарабатывала танцами, не много, но хватило вот, как видишь…

— А он?

— А у него тогда все время были трудности с работой. Не мог найти ничего приличного, устраивался — увольнялся…

— Специальность?

— Бухгалтер, в принципе, он мог бы придумать что-то… Я не вникала, мне было нормально. Он то принесет денег, то нет, я не драматизировала. Что я ему буду нервы мотать, у него и так алименты были еще на дочку от первого брака. Жена ушла, нашла себе богатого, но алименты отсудила. Он ей платил какие-то копейки, и каждый раз его трясло, когда он их посылал.

— Алименты через суд? — Меня такие вещи страшно удивляют. — Откуда вы жлобов таких выкапываете?

— Да что ты! — разозлилась Кармен. — Мы выкапываем! Я вот тоже раньше не знала, что мужик может делать от своей бабы крысиные нычки. Я верила! Всем, всегда! А потом выясняется, что для многих мужиков вполне нормально пристроиться за чужой счет. Ты сама везде писала «пролетарский город», «наш пролетарский город» — вот и чего ты спрашиваешь? Это и есть пролетарская философия. Пожрать — не заплатить. Дите оставить — алименты зажать. Один недавно случай был, весь город ржал… Парень с девушкой на пару тоже квартиру снимали, а потом оказалось, что это его квартира.

— Мама родная…

— Да! А ты ко мне пристала, как прокурор! Я тебе говорю еще раз — я верила! Мне не хотелось про деньги загоняться, я не жадная, просто хотелось быстрее…

Тут я вспомнила свою подругу-психолога, которая в нужном месте на консультациях всегда говорит «Вот!», и я точно так же сказала:

— Вот!

— Поспешила, — вздохнула Кармен. — Да, я поспешила. Ты этого от меня добивалась?

— Нет. Это и так ясно.

— Тогда что еще тебе надо? — Она поджала губы, разговор стал ей неприятен. — Опять про деньги? Я взяла на себя основные расходы, значит, я взяла ответственность? Проект, получается, был мой, он всего лишь подал идею, а я сама все устроила? Не дала ему проявиться?

— Ну вот, ты сама это все говоришь…

— А он и не смог бы никак проявиться! Он не лидер вообще, он боится всего, он мог бы давно квартиру купить, но боялся брать ипотеку, это же ответственность. Он даже поручителем ко мне пойти испугался, когда я кредит оформляла.

— Ты брала кредит?

— Да так… — она замялась сразу. — Ерунда… По мелочи… Ну ты же понимаешь… Мы снимали пустую квартирую, новую, но пустую… Нужно мебель туда, нужно технику… Я хотела, чтобы сразу все удобно было. А он сказал, что не может пойти поручителем, потому что официально на работе нигде не оформлен… Я ему говорю, да банк и не требует справку с работы, только паспорт… Он все равно испугался, не пошел. Ну… я подружку притащила в банк.

Кармен была увлечена уютом. Купила мебелишку. Настоящую двуспальную шикарную кровать, которая потом перешла брату — она подарила на новоселье. И кухня! У Кармен появилась ее первая в жизни собственная кухня.

— Мне ее сделал, кстати, мой бывший. Не тот, что был перед этим Сережей, а другой…

— Запутаешь меня сейчас своими женихами…

— Ой, да не важно… Мои родители этого мебельщика устроили в хорошую фирму, к друзьям, вот я туда и пришла кухню заказывать. И он мне сделал с хорошей скидкой, такую кухоньку, фиалковую… Еще там начал ревновать, тот, бывший: «Ты что, замуж собралась?..» Я говорю: «Да, собралась!..»

— А что такое «замуж» для тебя? — я снова стала в позу прокурора. — Что ты имела в виду?

Все мои вопросы ставили Кармен в тупик. Что я такого сложного спросила? Что такое замуж? Сейчас же это у всех по-разному, сейчас у нас кризис семейного жанра, поэтому на всякий случай надо уточнять.

Кармен опять задумалась, как будто воспитывалась матерью-одиночкой. Но в том и дело, что у нее родители — классическая устойчивая пара, все время вместе, все у них пучком, и перед глазами у нее был стандартный пример благополучной семьи. А тут она уставилась на новую партию собачьих ботинок и говорит:

— Ну… замуж… это… кольцо, штамп и свадьба.

— Зачем кольцо?

— Подружкам показать.

— Штамп зачем?

— Если ребенок родится.

— А свадьба?

Она расхохоталась:

— Свадьба? Ты меня спрашиваешь? Свадьба — чтобы танцевать!