Стив Накамото

Гений общения. Как им стать?

Эта книга посвящена тем, кто хочет стать гением общения и достичь успеха на работе и счастья в жизни, чего мы все, несомненно, заслуживаем. Простые и действенные правила помогут вам на этом пути.

Книга, которую вы держите в руках, попала к вам вовсе не случайно. Очевидно, пришла пора получить те знания, что представлены в ней.

Ручаюсь: путешествие, которое вам предстоит, будет гораздо более легким и увлекательным, чем вы когда-либо себе представляли.

От вас требуется лишь поверить в то, что вы станете настоящим гением общения! Не нужно никакого принуждения. Все придет само собой. Потому что дар общения заложен в каждом из нас.

Я же просто помогу вам раскрыть его.

...

Удачи на пути к успеху!

Стив

Введение


В этой книге пойдет речь о неформальном общении, в противоположность публичным выступлениям и деловым переговорам. Под неформальным общением я понимаю эффективное использование разговорных навыков в повседневной жизни. Многим эта тема не кажется столь важной и привлекательной, как вопрос публичных выступлений. Разве каждый из нас не знает, как беседовать с глазу на глаз с друзьями, родными, сотрудниками и деловыми партнерами? С другой стороны, человек, владеющий мастерством публичных выступлений, как правило, обладает природным даром, который помогает ему добиваться успеха в профессиональной и личной жизни.

На собственном опыте я убедился в том, что личное общение, а не выступления на публике служит ключом к достижению успеха и счастья. Именно способность вести эффективный неформальный диалог позволяет раскрыть силу и красоту, которые лежат в глубине души каждого из нас и достойны любви, понимания и уважения.

Как ни странно, искусство личного общения помогает развивать навыки публичных выступлений, а также укрепляет уверенность в себе. Сейчас я расскажу вам, как пришел к такому выводу.

Мой большой секрет

Большую часть жизни я панически боялся публичных выступлений. Помню один прискорбный случай, как я читал доклад в седьмом классе на уроке английского. Меня трясло, я задыхался от страха и не в силах закончить речь умолк, беспомощно взирая на одноклассников, пока мистер Хейлман, наш бессердечный учитель английского, обстоятельно критиковал мое жалкое выступление.

Вскоре у меня развилась серьезная фобия. Я не мог говорить перед аудиторией. В школе и университете каждый раз, когда нужно было произносить речи, делать устные сообщения или читать вслух, мне каким-то чудом удавалось ускользнуть.

Во взрослой жизни мне несколько раз все же пришлось встретиться лицом к лицу со своим страхом. Так было на свадьбе моего лучшего друга, где я произнес самый короткий тост в мире. Этот тост звучал примерно так: «Мои поздравления молодоженам Курту и Линде. Что я еще могу сказать?»

К тридцати годам я смирился с тем, что эту тайную фобию мне придется скрывать вечно.

Как я осмелился измениться

Вскоре после того, как мне исполнилось тридцать, многое произошло в моей жизни — я переехал в новый дом, разорвал длительные любовные отношения и, попав в серьезную аварию, чудом остался в живых. После аварии один мой друг посоветовал мне встретиться с человеком по имени Тони Роббинс по прозвищу Говорун. Он был уверен, что этот молодой энергичный оратор когда-нибудь станет президентом Соединенных Штатов. (Энтони Роббинс не оправдал надежд моего друга и президентом США не стал. Однако господин Роббинс заработал себе славу в качестве специалиста по саморазвитию и стал самым высокооплачиваемым автором и ведущим тренингов и семинаров по мотивации. Довольно впечатляющие достижения, не правда ли?)

Короче говоря, я решил пойти к Тони Роббинсу, записался на двухдневный семинар и узнал, помимо прочего, о терапевтических методах преодоления страхов. Мало-помалу я увлекся всеми его программами персонального развития и на одном из занятий оказался перед аудиторией в сто человек, чтобы показать свой страх публичных выступлений. Как и следовало ожидать, я начал трястись и сипеть, еле дыша.

Но, несмотря на смущение, которое я пережил, этот момент стал определяющим в моей жизни! Впервые смелое желание добиться успеха превозмогло страх унижения. И если терапевтические методы, которыми я овладел на семинарах Тони Роббинса, не положили сразу же конец моей фобии, я почувствовал, что смелость и решительность в итоге помогут мне найти путь бесповоротного решения этой проблемы всей моей жизни.

Препятствие на пути к излечению

Следующие несколько лет я посещал разнообразные курсы и семинары по общению, личностному развитию и лидерству. Некоторые из них для меня оказывались слишком простыми, вроде тех, где нас учили, как говорить с людьми и завоевывать симпатию. Другие были чересчур продвинутыми — там обучали гипнозу и искусству подсознательного убеждения, но я вовсе не хотел манипулировать людьми и вряд ли стал бы применять подобное в жизни. Вопреки заявлениям руководителей этих курсов, мне казалось, что здесь из слушателей делают скорее ненормальных, чем уверенных в себе и приятных в общении людей, которым могли бы доверять окружающие.

Я бросил курсы самосовершенствования, хотя и вложил массу времени, денег и усилий, поскольку я по-прежнему был закрыт глубоко внутри себя и добился совсем незначительных достижений в плане умения общаться и уверенности в себе.

Что мне сказал мой лыжный инструктор

Я всегда любил лыжный спорт, но никогда в нем особенно не отличался. В юности я был отличным серфером, но носиться на лыжах с огромных страшных гор казалось для меня все-таки спортивной задачей другого рода. Итак, я занялся лыжами уже будучи взрослым человеком и вознамерился достичь приличных результатов, для чего стал исправно посещать совсем не дешевые групповые занятия.

Я занимался уже не первый год и как-то раз попал на интенсивный недельный горнолыжный курс французской туристической компании Club Med, который проводился на горе Коппер в Колорадо. За эти семь дней семинара мой лыжный инструктор, канадский француз, продемонстрировал мне множество самых разных техник и поделился своей философией достижения успеха в лыжном спорте. И однажды он высказал мысль, которая навсегда изменила мою жизнь, и не только в лыжном спорте. Вот что он сказал: «Стив, я не могу показать тебе никаких новых техник. Если ты хочешь стать лучше, просто катайся больше».

Это означало, что мне нужно больше практиковаться, прорабатывая все многообразие простых приемов, которым меня обучили, ведь у меня уже была солидная теоретическая база. Что же касается навыков общения, то теперь не столь необходимо было посещать дорогие семинары и осваивать продвинутые коммуникационные техники, чтобы стать увереннее в себе и общаться эффективнее. Требовалась практика, практика и еще раз практика, чтобы закрепить имеющиеся основы.

Моя практика в роли экскурсовода

В первую неделю января 1992 года я увидел объявление в туристической колонке «Лос-Анджелес таймс» такого содержания: «Путешествуйте и зарабатывайте». Реклама меня заинтриговала. Вскоре я оказался на предварительной встрече и выслушал речь о том, как стать сертифицированным профессиональным экскурсоводом. Оказывается, что после получения сертификата я имею право водить группы, путешествовать по миру и получать за это деньги.

Из многообразия интересных вариантов работы я выбрал профессию турлидера, поскольку она давала мне возможность в спокойном режиме практиковать и совершенствовать навыки общения. По сути, по восемь часов в день я получал опыт публичных выступлений на самые разные темы, в самых неожиданных ситуациях и всегда перед новой аудиторией.

Боевое крещение я прошел с группой из 35 британских и австралийских туристов, с которыми мы совершили 14-дневное путешествие по западу Соединенных Штатов и Канаде. Я по долгу службы должен был общаться со многими людьми — представителями разных культур, на темы, в которых я не был большим специалистом, например история, политика, геология и садоводство. Мои подопечные ждали от меня дружелюбия и профессионализма, и без этого я бы не получил хороших отзывов и мог бы даже потерять место.

Честно говоря, сначала мне не очень хорошо удавалось водить туры. Но на третий год я уже чувствовал себя очень комфортно, эффективно общался со всеми и руководил группой.