Приятного чтения!


Искренне ваш,

...
Святослав Бирюлин

Введение

Что такое стратегия жизни и почему она нужна каждому?

Люди бизнеса хорошо знают, что такое бизнес-стратегия. Это долгосрочный план развития предприятия. Это план, дающий ответ на вопрос о том, какие внутренние сильные стороны и внешние возможности нужно использовать компании, чтобы стать успешнее в будущем. Руководители предприятий по всему миру считают стратегическое планирование своей важнейшей задачей и уделяют ему существенную долю рабочего времени. Но на вопрос о наличии у них личной стратегии жизни, я уверен, большинство из них ответило бы отрицательно.

В жизни мы чаще всего проявляем себя как стратеги, планируя будущее своих детей. Мы стараемся подготовить их к взрослой жизни, развивая их сильные стороны или подтягивая слабые. Наблюдая за тем, к чему у них есть склонности, мы отдаем их в кружки и секции, стараемся привить интерес к чтению и учебе, следим за их здоровьем. Мы понимаем, что в перспективе целый ряд привычных сегодня специальностей, таких как водитель грузовика или бухгалтер, уйдут в прошлое, и стараемся подготовить детей к освоению более интеллектуальных и творческих профессий. Говоря языком бизнеса, мы проводим внутренний анализ, строим прогнозы внешней среды и на этом основании вырабатываем стратегический план развития: кружки, репетиторы, школы, языки, университеты и т. д. Конечным продуктом этой работы должны стать, если все сложится хорошо, подготовленные к будущей жизни молодой человек или девушка, успехами которых мы могли бы гордиться.

Но вот к своей жизни мы относимся иначе. Мы просто проживаем ее день за днем, наивно полагая, что течение жизни само вывезет нас в нужную точку — в место, где мы будем счастливы. Ведь разве счастье — не высший смысл жизни?

Разумеется, в этом месте вы со мной не согласитесь. Нет, вы же не просто плывете по течению. У вас есть мечты и устремления. И вы не просто мечтаете — вы проактивны, вы уверенно движетесь в сторону своей мечты. Вы учите языки, осваиваете новые специальности, вы много и усердно работаете, веря, что количество работы неизбежно перейдет в качество. Если вас спросят, есть ли у вас жизненный план, вы без колебаний ответите утвердительно. Но так ли это?

Чтобы проверить себя на наличие эффективного, то есть работающего, жизненного плана, достаточно задать себе всего лишь два простых вопроса:

1. Ощущаете ли вы себя счастливым достаточно часто? Например, несколько раз в неделю. Или вы испытываете затруднения, пытаясь вспомнить, когда были по-настоящему счастливы в последний раз? Так ли мы счастливы в жизни, как стараемся показать на своих селфи, снятых для социальных сетей?

2. Насколько часто исполняются ваши личные планы? Не похожи ли они больше на «новогодние обещания»? Достигли ли вы, скажем, за прошлый год всех поставленных целей в плане развития, карьеры, здоровья?


Если вы без колебаний и не лукавя скажете твердое «да» по обоим вопросам, то вам, возможно, и не нужна эта книга — вы счастливы, и у вас есть настоящий стратегический план. Но в силу своей работы я очень много путешествую, посещаю разные города и страны, встречаюсь со множеством людей и смею заявить, что Земля не населена счастливцами или людьми, чьи жизненные устремления всегда сбываются.

Если вдуматься, то это очень странно. Большинство населения нашей планеты, к счастью, живет не в ситуации войны. В развитых странах каждый человек имеет массу возможностей для профессионального и личного развития. Кастовые и сословные системы ушли или быстро уходят в прошлое. Общественные барьеры, ранее мешавшие некоторым социальным группам развиваться, рушатся. Мы все имеем доступ к образованию и к множеству полезной информации, современная медицина продлевает человеческую жизнь и успешно борется со страшными болезнями. Мы имеем возможность путешествовать и смотреть мир. Заботу о наших бытовых вопросах берут на себя умные машины. Нам не грозит голодная смерть, и мы все можем позволить себе ходить не в лохмотьях. Если бы среднестатистический житель Средневековья имел возможность взглянуть на нашу современную жизнь и узнал бы, что мы несчастны, он бы счел нас безумцами. А мы несчастны.

По данным Всемирной организации здравоохранения, около 300 миллионов человек в мире, или почти 4 % от населения планеты, страдают от депрессии — высшей формы несчастья [https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/depression.]. Ежегодно, по данным той же организации, около 800 000 человек кончают жизнь самоубийством. Это сопоставимо с населением таких стран, как Кипр или Черногория. Соединенные Штаты Америки являются одной из самых богатых стран мира, с очень высоким уровнем жизни, но американцев трудно назвать счастливыми. Согласно данным Института Гэллапа [Институт Гэллапа — американский институт общественного мнения, основанный Джорджем Гэллапом в 1935 году.], большинство американцев, а именно 55 %, в ходе опроса в 2018 году сказали, что они часто испытывают стресс в течение дня, почти половина жителей США, 45 %, отметили, что часто волнуются и переживают в течение дня, а 22 % признались, что часто испытывают гнев [https://news.gallup.com/poll/249098/americans-stress-worry-anger-intensified-2018.aspx.]. Возможно, поэтому тройку лидеров мирового рейтинга счастливых стран в 2018 году, по данным Всемирного доклада о счастье [Всемирный доклад о счастье — ежегодный доклад, публикуемый подразделением ООН по поиску решений стабильного развития.], возглавили не США, а скандинавские страны: Финляндия, Дания и Норвегия. При этом США на 19-м месте, а Россия — на 68-м [https://theworldonly.org/indeks-schastya-2019/.].

Однако и счастливая в целом Финляндия тоже обеспокоена числом самоубийств в стране. Конечно, финны не лидеры в этом вопросе: 35-е место в мировом рейтинге из 183 стран, тогда как Россия на 17-м [http://e-finland.ru/info/smi/samoubijstvennaya-finlyandiya-pochemu-finny-sklonny-k-suicidu.]. И все же в Северной Европе и в Евросоюзе в целом Финляндия — лидер по числу самоубийств на 100 000 населения. Ежегодно в стране случается около 800 суицидов. Не все в Финляндии счастливы одинаково.

...

Социальные сети породили или, во всяком случае, существенно усилили синдром FoMO, Fear of Missing Out, то есть страх пропустить что-то важное.

Но самоубийство — крайняя мера борьбы с несчастьем, на которую отваживаются лишь самые отчаявшиеся. Большинство из нас продолжают жить, но ощущают внутри пустоту и тяжесть вместо счастья. Мы часто скорее влачим существование, чем живем, лишь изредка замечая, в свой день рождения или в новогодние праздники, как быстро летит время. Известно, что субъективное ощущение течения времени еще и ускоряется с возрастом — если в детстве летние каникулы казались целой эпохой, то сейчас эти теплые месяцы пролетают стремительно. И мы с горечью отмечаем, как все быстрее утекает время (что является подсознательной метафорой приближения нашего неизбежного конца), но редко что-либо предпринимаем. В нашей жизни происходят какие-то перемены, но в целом наш сегодняшний день неотличимо похож на вчерашний.

Мы всегда чем-то недовольны. Своим уровнем заработка. Внешним видом. Карьерой. Работой — нам хотелось бы заниматься чем-то другим. Тем, как мы выглядим на людях. Физической формой. Своим браком. Успехами, которые мы считаем слишком скромными, особенно на фоне триумфов окружающих.

Мы проводим львиную долю своего времени на работе, но редко любим ее. По данным международного исследования Института Гэллапа 2013 года, лишь 13 % респондентов признались, что действительно любят свою работу. Еще 63 % работают исключительно ради денег и в лучшем случае равнодушны к своей работе. Оставшиеся 24 % — это «активно немотивированные», то есть люди, ненавидящие свою работу. Грустная статистика.

Масла в огонь нашего несчастья подливают социальные сети, где мы видим счастливые фото своих «друзей». Притом далеко не всех из них мы когда-либо видели воочию. Нам кажется, что они живут полной, насыщенной, интересной жизнью, тогда как мы прозябаем, истрачиваем себя на скучную и пустую суету. Социальные сети породили или, во всяком случае, существенно усилили синдром FoMO, Fear of Missing Out, то есть страх пропустить что-то важное. Когда мы заглядываем в социальные сети, нам кажется, что вокруг кипит интересная и полная событий жизнь, а мы все пропускаем, будучи не в силах вырваться из порочного круга «дом — работа».

Австралийская медсестра паллиативной помощи Бронни Вэр ухаживает за умирающими людьми. Она спрашивает их, о чем они жалеют перед смертью, и публикует ответы в своем блоге [https://www.inc.com/candice-galek/the-top-5-regrets-of-the-dying-and-no-working-long.html.]. Вот пять самых частых ответов.

1. «Я жалею, что не позволил себе быть счастливее».

2. «Жаль, что я так много работал».

3. «Хотелось бы, чтобы у меня хватило смелости жить своей жизнью».

4. «Я бы хотел не бояться выражать свои чувства».

5. «Печально, что я потерял связь с друзьями».

Обратите внимание на первый пункт — мы не позволяем себе быть счастливее. Об этом мы много будем говорить на протяжении всей книги. И заметьте, умирающие редко сожалеют о том, что работали слишком мало, или о том, что тратили слишком много времени на себя.

Многие люди несчастны потому, что, физически находясь в настоящем, мыслями своими пребывают в будущем. Они гораздо больше думают о завтра, чем о сегодня, упуская возможность ощутить счастье здесь и сейчас. Об этом мы тоже будем говорить в этой книге. Но, казалось бы, как можно не думать о завтра в современном мире? Большинство из нас получало высшее образование после школы, едва ли понимая, чего действительно хочется. Более того, знания, полученные тогда, уже, скорее всего, устарели. Футурологи не устают напоминать нам, что уже наше поколение застанет ту пору, когда человек будет получать несколько специальностей в течение жизни, а life-long learning, «пожизненное обучение», станет парадигмой нашего существования. Нас не может не тревожить тот факт, что наша сегодняшняя профессия, источник гордости и средств к существованию, уже завтра может быть не востребована. Чем мы будем зарабатывать на жизнь? Чем мы наполним свою профессиональную деятельность? Ведь нам уже не 20 лет, и, объективно говоря, не все дороги для нас открыты. Все эти мысли не могут не тревожить современного образованного и думающего человека.