Тендайи Вики, Дэн Тома, Эстер Гонс

Корпоративный стартап: Как создать инновационную экосистему в крупной компании

Элизабет, Якобу, Эли и Бену — моим смыслам

Тендайи Вики

Тем, кому нужен компас

Дэн Тома

Аннико и Аарону. Для их будущего

Эстер Гонс
...

«Основная проблема, с которой сталкивается организация, состоит в том, чтобы найти баланс между эффективным использованием существующих и поиском новых возможностей для того, чтобы поддерживать текущую и обеспечивать будущую жизнеспособность».

Джеймс Марч, профессор Стэнфордского университета

Введение

Парадокс инноваций

В 2015 г. Microsoft частично вернула себе былую форму, выпустив ряд успешных продуктов [Ulanoff, L (2015). ‘In 2015, Microsoft got its groove back.’ Mashable: http://mashable.com/2015/12/17/2015-microsoft-is-back/#9E7dahMO7mqn.]. Но чуть ранее в том же году компания сообщила о самом большом за свою историю чистом квартальном убытке, который стал результатом списания $7,5 млрд после покупки мобильного подразделения Nokia [Wingfield, N. (2015). ‘A $7 Billion Charge at Microsoft Leads to Its Largest Loss Ever.’ The New York Times: http://www.nytimes.com/2015/07/22/technology/microsoft-earnings-q4.html?_r=0.]. По сути, это была еще одна попытка Microsoft завоевать рынок смартфонов. Борьба на этом поприще самой Nokia — тоже отдельная история, из которой можно извлечь немало серьезных уроков на тему корпоративных инноваций. Похоже, успешные зрелые компании часто попадают в ловушку своего предыдущего успеха, что в результате ограничивает их инновационный потенциал.

Мы живем в эпоху, когда инновации становятся императивом. Нельзя отрицать, что мир вокруг нас меняется. Технологии и программное обеспечение уже изменили бизнес, и процесс этот продолжается, приобретая все более радикальный характер. Руководителям компаний сложно не замечать этих изменений, если только они не отказываются признавать очевидное. Сегодня уже не получится просто спрятать голову в песок, надо как-то реагировать. Инновации больше нельзя рассматривать как нечто второстепенное — в XXI веке это способ ведения бизнеса и ключевой фактор устойчивого развития.



Проблема необходимости реагировать на изменения возникла не вчера. Еще в 1942 г. Йозеф Шумпетер писал о созидательном разрушении как о процессе, который обновляет экономику путем вливания в нее «свежей крови» в виде новых инновационных технологий и игроков. Отличительной же чертой нашего времени стал стремительный темп, в котором меняются социальные тенденции, экономические условия и технологии [Ферр Н., Даер Д., Кристенсен К. Создавая инновации: Креативные методы от Netflix, Amazon и Google. — М.: Эксмо, 2017.]. Средняя продолжительность жизни компаний становится все короче. Прогнозируется, что при коэффициенте оттока клиентов 75 % индекс S&P 500 полностью изменится к 2027 г. [Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение: Почему компании, «построенные навечно», показывают не лучшие результаты и что надо сделать, чтобы поднять их эффективность. — М.: Альпина Паблишер, 2015.] Мы наблюдаем, как стартапы быстро превращаются в миллиардные компании: Microsoft, eBay, Google, Amazon, Facebook, Twitter, Dropbox, Uber и Airbnb. Благодаря новым технологиям они трансформируют традиционные отрасли и бизнес-модели.

Недостатки прочного положения

В отличие от стартапов традиционные зрелые компании, похоже, испытывают большие трудности. Создается впечатление, что в плане инноваций статус успешной компании может стать ахиллесовой пятой. В 2007 г., когда Стив Джобс представил первый iPhone в MacWorld, Стив Балмер, который был тогда генеральным директором Microsoft, с усмешкой заявил:

...

«У iPhone нет никаких шансов занять сколь-либо заметную долю рынка. Никаких шансов!» [Metz, C. (2014). ‘Tech Time Warp of the Week: Watch Steve Ballmer Laugh at the Original iPhone.’ Wired Magazine: http://www.wired.com/2014/09/tech-time-warpof-the-week-watch-steve-ballmer-laugh-atthe-original-iphone/.]

А теперь перенесемся в 2014 г. В интервью Чарли Роузу Стив Балмер признался, что вывел Microsoft на рынок мобильных устройств слишком поздно, о чем очень сожалеет. На вопрос Роуза, почему компания не занялась телефонным бизнесом раньше, Балмер ответил:

...

«Когда название вашей компании — Microsoft и ваша формула работает… Наша формула работала, мы были программистами… Так что для нас это было чем-то вроде смены религии» [Wilhelm, A. (2013). ‘Ballmer’s Biggest Regret Is Missing Out On “The New Device Called The Phone”.’ Techcrunch: https://techcrunch.com/2013/09/19/ballmers-biggest-regret-is-missing-out-on-the-new-device-called-the-phone/.].

Между тем Nokia переживала собственную религиозную трансформацию. На определенном этапе это была самая крупная компания — производитель мобильных телефонов, занимающая более половины глобального рынка. Но затем она с разгромным счетом проиграла в борьбе за смартфоны, и к моменту, когда в 2013 г. Microsoft приобрела ее мобильное подразделение, доля Nokia составляла лишь 3 % [Statista (2016). Global market share held by Nokia smartphones from 1st quarter 2007 to 2nd quarter 2013: http://www.statista.com/statistics/263438/market-share-held-by-nokia-smartphonessince-2007/.]. В интервью INSEAD Олли-Пекка Калласвуо, бывший генеральный директор Nokia, признался:

...

«Когда находишься в крупной успешной компании, иногда бывает трудно почувствовать срочную необходимость и “голод“. Ни одна компания не может только защищаться. Если вы, будучи лидером рынка, начнете защищаться, то не сможете удержать свои позиции» [Huy, Q. (2014). ‘What Could Have Saved Nokia, and What Can Other Companies Learn?’ INSEAD Knowledge: http://knowledge.insead.edu/strategy/what-couldhave-saved-nokia-and-what-can-othercompanies-learn-3220.].

Слабая реакция Nokia на появление смартфонов тесно связана с историческим квартальным убытком Microsoft. Но эти две компании были не единственными, кто недооценил риск потенциального разрушения, который несли в себе смартфоны. Такую же ошибку допустил генеральный директор Garmin Мин Као. В интервью Forbes летом 2003 г. он пренебрежительно отозвался о мобильных телефонах как о бизнесе, который он предпочел бы обойти стороной [Hesseldahl, A. (2012). ‘How Garmin Failed to See the iPhone Threat.’ All Things D: http://allthingsd.com/20120612/howgarmin-failed-to-see-the-iphone-threat/.]. Однако по мере того, как смартфоны становились все совершеннее, Garmin пришлось адаптировать свою бизнес-модель. Есть доля иронии в том, что сегодня Garmin создает приложения для iPhone и Android.

Преимущества занимаемого положения могут быстро обернуться недостатками, а руководители успешных компаний рискуют уподобиться тем, кто отрицает изменение климата. То есть они могут замечать изменения, происходящие в мире бизнеса, но при этом отрицают их актуальность для компании. Такое поведение сложнее всего переломить именно тогда, когда все хорошо и нет поводов для беспокойства. Ведь в большинстве успешных крупных компаний основное внимание уделяется высокодоходным продуктам, которые пользуются спросом.



Но большие прибыли, успех и связанная с ним завышенная самооценка могут заслонить собой реальность. Кроме того, в публичных компаниях руководители дополнительно испытывают давление акционеров и должны соответствовать их ожиданиям краткосрочной прибыли.

Бывший генеральный директор Nokia отмечает, что зрелые компании могут меняться только либо при наличии харизматичного лидера, либо при наступлении кризиса. При всем уважении мы позволим себе не согласиться с таким мнением. Зачастую к тому времени, когда наступает кризис или появляется харизматичный лидер, предпринимать что-то уже слишком поздно. Зато мы согласимся с Шумпетером, утверждавшим, что даже в процессе созидательного разрушения у компаний, которые при других обстоятельствах погибли бы, всегда есть шанс пережить шторм и продолжить работать «энергично и эффективно» [Шумпетер Й. Теория экономического развития: Капитализм, социализм и демократия. — М.: Эксмо, 2007. // Нынешние деньги не помнят своего прошлого. В отличие от первых древних отметок на глиняных табличках, деньгам массового производства, сначала в виде монет, а потом и в виде бумажных купюр, больше не нужна была история происхождения. Если бы мы знали историю каждого доллара, мир погряз бы в войнах, куда более масштабных, чем нынешние, потому что люди даже больше склонны к объединению в группировки, чем к жадности. Деньги позволяют действовать сообща даже кровным врагам. Когда деньги переходят из рук в руки, мы, пусть и ненадолго, забываем и о причине конфликта, и о желании отомстить. ]. Иными словами, гибель не является неизбежной. Компании, способные реагировать на изменения, могут выжить и продолжить процветать.

Используя правильный подход

Однако для того, чтобы выжить и процветать, зрелым компаниям необходимо четко понимать, с какими проблемами они сталкиваются. Исторически сложилось, что при подготовке управленческих кадров основное внимание всегда уделялось стратегии как методу поиска долгосрочных конкурентных преимуществ. Как только такое преимущество найдено, задачей менеджеров становится его защита посредством надлежащего финансового управления и эффективной операционной деятельности. В то же время современное управленческое мышление признает, что идея стабильного и долгосрочного конкурентного преимущества является ошибочной. Компании должны уметь быстро использовать имеющиеся конкурентные преимущества и находить новые [Макграт Р. Конец конкурентного преимущества. — М.: Бином, 2014.].

Для этого им нужны подходящие управленческие механизмы. Очевидно, что советовать зрелым компаниям вести себя как стартапы — нелепо.

Большинство известных компаний, с которыми мы работаем, отмечают, что от них не стоит ждать поведения стартапа, поскольку их деятельность связана с ведением успешного и прибыльного бизнеса. Стартапы же, в отличие от них, могут позволить себе сосредоточиться на одной идее, не имея такого груза ответственности. Это извечная проблема, с которой постоянно сталкиваются зрелые компании: как эффективно использовать существующие возможности для обеспечения текущей жизнеспособности, уделяя при этом достаточное внимание поиску новых возможностей для обеспечения жизнеспособности будущей [March, J.G. (1991). ‘Exploration and Exploitation in Organizational Learning.’ Organization Science, 2 (1), 71–87.].

Важно понимать, что, даже когда предприниматели становятся знатоками своего дела, стартапы все равно часто терпят неудачу. По статистике, девять из десяти стартапов не доживают до трех лет [Marmer, M., Herrmann, B.L., Dogrultan, E. & Berman, R. ‘Startup Genome Report.’ https://s3.amazonaws.com/startupcompass-public/StartupGenomeReport1_Why_Startups_Succeed_v2.pdf.]. Среди успешных предпринимателей более чем у 90 % реально достигнутый успех в бизнесе отличается от их первоначальных планов [Bhide, A.V. (2000). The Origin and Evolution of New Businesses. Oxford: Oxford University Press.]. Большинство основателей редко добиваются цели в самом начале и вынуждены повторять попытки и менять курс на пути к успеху [Ливингстон Дж. Как все начиналось. Apple, PayPal, Yahoo! и еще 20 историй известных стартапов глазами их основателей. — М.: Эксмо, 2011.]. Собственно, концепция бережливого стартапа и родилась в связи с необходимостью положить конец столь частым неудачам. Всем очевидно, что быть стартапом не означает иметь яркий офис с расклеенными кругом стикерами, разбросанными подушками и теннисным столом. Суть предпринимательства — управление. И то же самое можно сказать про инновации!



Стив Бланк, автор одной из величайших управленческих идей XXI века, определил поиск и реализацию как ключевые различия между стартапами и крупными компаниями [Бланк С., Дорф Б. Стартап: Настольная книга основателя. — М.: Альпина Паблишер, 2018. 616 с.]. Стартап — это временная организация, целью которой является поиск устойчивой и прибыльной бизнес-модели. В то же время, зрелая компания в основном реализует существующую бизнес-модель, которая удовлетворяет текущие потребности известных сегментов рынка. Это различие служит полезной метафорой для стартапов, позволяющей им понять, в какой точке пути они находятся. А для того, чтобы зрелые компании могли успешно внедрять инновации, им необходимо придумать, как осуществлять поиск одновременно с реализацией. Корпоративные инновации — это война, которая ведется на два фронта.