Взгляд на наш сложный мир

Президент Гарри Трумэн однажды сказал: «Не история создает людей, а люди творят историю. Когда нет руководства, общество стоит на месте. Прогресс происходит тогда, когда смелые умелые лидеры берут ситуацию в свои руки и меняют положение дел к лучшему».

Я размышлял над этим высказыванием не один год. По большому счету я с ним согласен, но все же считаю, что эти утверждения не исключают друг друга. Лидеры творят историю, но и история создает лидеров. Бывают ситуации, которые пробуждают в лидерах просто удивительные способности, и те находят выход и поднимаются со своей командой на новый уровень. Времена, в которые они живут, словно взывают к их внутренним резервам. И только когда великие лидеры проходят проверку на прочность, отвечая на брошенные им вызовы, мы признаем историю, которую они сотворили.

Что, если эти времена снова настали?

Давайте вместе подведем итоги первых двух десятилетий XXI века. Когда мы вступили в новое тысячелетие, история совершила поворот. Те из нас, кто и раньше осознавали, что мир непрост, на рубеже тысячелетий обнаружили, что он стал еще сложнее. Совершим небольшую прогулку в прошлое.

• Все началось с «Проблемы 2000 года». Этот компьютерный сбой показал, что многие боятся конца света.

• Затем лопнул пузырь доткомов. Финансовый коллапс привел к тому, что огромное количество интернет-стартапов пошло ко дну, а тысячи людей остались без работы и средств к существованию.

• Далее мы пережили теракт 11 сентября 2001 года. Вызванный им экономический спад вывел из бизнеса множество компаний и некоммерческих организаций.

• Вскоре после этого мы стали свидетелями череды скандалов в таких гигантах, как Enron, Tyco и Worldcom, попавших под подозрения в корпоративной коррупции.

• Позже появились смартфоны. Со временем мы поняли, что эти устройства вызывают привыкание и повышают тревожность. (Хорошее выражение: «Раньше наши телефоны были на привязи, а мы свободны; теперь наши телефоны свободны, а мы на привязи».)

• С появлением смартфонов мы оказались опутаны социальными сетями. Эти платформы стали местом обитания сталкеров, интернет-хищников и организаций, отслеживающих наши действия.

• Мировой экономический кризис 2008–2009 годов показал, что очень немногие готовы к финансовому спаду. Миллионы людей во всем мире лишились права выкупа заложенного имущества, потеряли свои дома, сбережения и работу.

• В последнее десятилетие на первый план вышла борьба за расовое равенство, права женщин, контроль над оборотом оружия, а также протесты против жестокости полиции и сексуального насилия.

• Одной из центральных новостей стала нормализация долговой нагрузки по образовательным кредитам в США, так как задолженность за обучение в высших учебных заведениях стала превышать задолженность по кредитным картам. 42 миллиона американцев имеют непогашенные долги по образовательным кредитам.

• Мы столкнулись с ростом массовых расстрелов в США, число которых в 2019 году (419) превысило число дней.

• У нас на глазах зависимости постепенно стали нормой. Вейпы, видеоигры, порнография, социальные сети, опиоиды и другие рецептурные препараты: к чему только ни прибегают люди, чтобы справиться с болью, тревогой и депрессией.

• Раскол электората по отношению к первому темнокожему президенту США в лице Барака Обамы и первому президенту-аутсайдеру в лице Дональда Трампа привел к поляризации в политических кругах.

• COVID-19 запер всех по домам на несколько месяцев. К концу 2020 года в мире было инфицировано 83 миллиона человек, около двух миллионов умерло. За одну неделю 6,6 миллионов американцев подали заявления на пособие по безработице — такого не было никогда прежде. Эти месяцы стали временем тяжелых потерь и нужды, когда люди пытались оправиться от вспышки вируса, охватившей весь мир.

• И последнее: все больше молодых людей сталкивается с расстройствами психического здоровья. Панические атаки стали самым распространенным психическим отклонением в США.

Слабое психическое здоровье — это счет, который нам выставляет XXI век. По данным Национального института психического здоровья США нарушения психики есть у трети взрослых и подростков. В докладах Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) указывается, что из-за пандемии в августе 2020 года каждый четвертый молодой человек (в возрасте от 18 до 24 лет) задумывался о самоубийстве [Czeisler et al. Mental Health, Substance Use, and Suicidal Ideation During the COVID-19 Pandemic — United States // Morbidity and Mortality Weekly Report, Centers for Disease Control and Prevention, August 14, 2020. — https://www.cdc.gov/mmwr/volumes/69/wr/mm69693a1.htm.].

К концу 2020 года ни у кого не осталось сомнений, что пандемия COVID-19 будет занимать умы нескольких поколений. Главный вопрос в том, с чем ее сравнить. С Великой депрессией? С «испанкой»? Финансовым кризисом 2008 года? 11 сентября 2001 года? Второй мировой войной?

Стоит ли удивляться, что навыки грамотного руководства стали такими востребованными? Они встречаются крайне редко.

За время моей жизни искусство быть лидером стало слишком эксцентричным. Наш мир и раньше переживал сложные времена: были и пандемии, и мировые войны, и голод. Но время, в которое мы живем сейчас, перестало быть сложным; оно стало трудным. Рик Нейсон в своей книге «Не так уж трудно. Сложные системы в бизнесе» (It’s Not Complicated: The Art and Science of Complexity in Business) объясняет эту разницу так [Rick Nason. It’s Not Complicated: The Art and Science of Complexity in Business. Toronto, Canada: University of Toronto Press, 2017.].

1. Ситуацию можно назвать сложной, если ее решение требует усилий. Студент, изучая условия математической задачи, может счесть их непростыми. Представим, что он взял паузу и прилег вздремнуть. Проснувшись, студент возвращается к задаче, при этом ее суть осталась прежней. Прошло полчаса, но ни условия, ни правила не изменились. Решить задачу будет не проще, но и не сложнее.

2. Ситуация трудная, когда она постоянно меняется. Когда авиадиспетчер помогает самолетам взлетать и садиться, он имеет дело с трудной задачей, условия которой непостоянны. Поспав полчаса, он обнаружит, что проблема обострилась. То, что было непростым, стало сложным. Изменились динамика и детали. Для решения новой ситуации потребуется больше усилий.

Именно в таких условиях мы с вами и должны вести за собой других.

История, случившаяся во время выпускных экзаменов в полицейской академии, лишила меня дара речи. Экзаменатор предложил выпускникам сценарий с непредсказуемым развитием событий: там было и ограбление банка, и пожарные, залившие все водой, и бешеная погоня на автомобилях, и крики бегущих во все стороны людей. Одним словом — коллапс. Курсанты должны были описать свои действия в такой безумной ситуации.

Самый честный ответ прозвучал с последней парты: «Я сниму форму и смешаюсь с толпой».

Это путь в тупик, с которого мы просто обязаны свернуть.

О чем эта книга

В XXI веке быть лидером сложнее, чем когда бы то ни было. Лидерство никогда не было легким, но сегодня вести за собой нужно более образованных, более заносчивых и информированных людей, ожидания, запросы и требования которых намного выше, чем у прошлых поколений. Чтобы возглавлять таких людей, лидер должен обладать противоречивыми чертами характера и гармонично сочетать, казалось бы, несочетаемые качества. Именно это отличает незаурядного лидера. Он обладает парадоксальным складом личности и обращает на себя внимание, так как выделяется не только умственными способностями, но и эмоциональным, социальным и нравственным интеллектом. По словам Адама Саенса [Адам Саенс — американский психолог, психотерапевт, автор книг и оратор. — Прим. пер.], такой лидер знает не только книги, но и жизнь: у него широкий кругозор, житейская смекалка и чуткое сердце [Adam Saenz. The EQ Intervention. Austin, TX: Greenleaf Book Group Press, 2020.]. Посмотрим на следующие факты.

В наши дни новые сотрудники, входя в команду, привносят с собой и свои особые личностные качества. Рассмотрим некоторые из них.

1. Образование. Не секрет, что у каждого нового поколения больше возможностей получить формальное образование, чем у предыдущего. Сегодняшняя молодежь образованна намного лучше, чем их бабушки и дедушки: с 1968 года неуклонно растет доля людей, получивших как минимум степень бакалавра. «Среди миллениалов [Миллениалы, или поколение Y, — это люди, родившиеся с 1981 по 1996 год.] примерно четверо из десяти (39 %) человек в возрасте от 25 до 37 лет имеют степень бакалавра. Для сравнения: этот показатель у молчаливого поколения [Молчаливое поколение — это люди, родившиеся с 1928 по 1945 год.] составляет 15 %, у беби-бумеров [Беби-бумеры — это люди, родившиеся с 1946 по 1964 год.] — примерно четверть, а у поколения Х [Поколение X — это люди, родившиеся с 1965 по 1979 год.] — примерно 29 % (три человека из десяти). Выборка произведена среди людей одного возраста» [Kristen Bialik and Richard Fry. Millennial Life: How Young Adulthood Compares Today with Prior Generation // Pew Research Center. 2019, February 14. — https://www.pewsocialtrends.org/essay/millenial-life-how-young-adulthood-today-compares-with-prior-generations/.]. Внесу ясность: формальное образование не равно умственным способностям, но оно определенно повышает уровень ожиданий от своего лидера. Одна из причин, почему стиль управления в 1950-х был более «командно-приказным», заключается в том, что образованных людей было не так много. Подчиненные предпочитали, чтобы им просто говорили, что делать. Сегодня такой формат руководства мало кого устраивает.

2. Чувство собственной исключительности, которое определяется как «нереалистичное, незаслуженное или неуместное ожидание благоприятных условий и благосклонного отношения со стороны других». Журнал Psychology Today пишет, что чувство собственной исключительности часто проявляется через игнорирование правил, тунеядство и создание неудобств окружающим. Это форма нарциссизма, когда человек верит, что превосходит других. Он легко разочаровывается и считает себя более достойным получать бонусы и привилегии. Как показывают исследования, число людей (особенно среди молодежи) с комплексом исключительности непрерывно растет [Greg Evans. Psychologists Say More and More Young People Are Entitled // Independent. 2017, August 1. — https://www.indy100.com/article/young-people-entitlement-disappointed-narcissismpsychology-research-7867961.]. Исследования, проведенные Университетом Нью-Гэмпшира, показывают, что у молодых людей этот комплекс встречается на 25 % чаще, чем у людей в возрасте от 40 до 60 лет, и на 50 % чаще, чем у людей старше 60.