Творение

Кажется, будто понятие «творение» означает «создание чего-то из ничего». Я сам предпочитаю использовать слово «проявление». Посмотрите глубже, и вы поймете творение как проявление. Как мы уже знаем, облако — это проявление чего-то, что уже было всегда, а дождь — это прекращение проявления облака; точно так же мы можем понять, что люди и все вещи вокруг нас — это проявление чего-то, что не приходит и не уходит. Проявление не противоположно разрушению. Это всего лишь изменение формы. Понимая нашу жизнь и космос как проявление, мы обретаем невиданный покой. Если вы скорбите из-за утраты близкого человека, это приглашение посмотреть глубже и излечить свою боль.

Есть теологи, которые утверждают, что Бог — это основа бытия. Но какого бытия? Это не то бытие, которое противопоставлено небытию. Если такое понятие бытия служит антиподом небытия, то это не Бог. Бог превосходит все понятия, включая идеи о творении и разрушении. Если вы присмотритесь к концепции творения, держа в уме мудрость проявления, вам откроется глубина учения о творении. Ничто не рождается и не умирает. Есть только проявление.

Как утешить себя

Мы прибегаем к духовной практике, обращаемся в церковь, синагогу, мечеть или центр медитации, чтобы облегчить свою боль и печаль. Но величайшее облегчение можно найти лишь тогда, когда мы коснемся окончательного измерения. В иудаизме и в христианстве его называют Богом. Бог — это наша истинная природа, свободная от рождения и смерти. Поэтому, если вы знаете, как верить в Бога, как верить своей истинной природе — вы распрощаетесь со страхом и печалью.

Поначалу вы можете думать о Боге как личности, но личность противостоит не-личности. Если вы размышляете о Боге в терминах слов и концепций, значит, вы еще не открыли для себя реальность Бога. Он превосходит все концепции. Он не личность и не не-личность. Волна в своем неведении подвержена страху рождения и смерти, она завидует другим волнам и воспринимает все как высокое или низкое, красивое или некрасивое. Но волна способна прикоснуться к своей истинной сути — природе воды, узнать себя как воду; тогда исчезнут все ее страхи и зависть. Вода как вещество не рождается и не умирает, не бывает ни высокой, ни низкой.

Причины

Когда мы смотрим на такие вещи, как, например, цветок, стол или дом, мы думаем, что они кем-то созданы; кто-то должен был построить дом, а кто-то — сколотить стол. У нас есть тенденция искать причину, которая породила дом и стол. Мы приходим к выводу, что причиной дома должен быть строитель: каменщик или плотник. Что является причиной стола? Кто его создал? Столяр. Но кто создал цветок? Земля, фермер или садовник?

Наши представления о причинах весьма незамысловаты. Мы думаем, что достаточно одной причины, чтобы явление состоялось. С практикой глубокого видения мы обнаруживаем, что одна-единственная причина никогда не определяет результат. Столяр — не единственная причина появления стола. Если у столяра нет таких вещей, как гвозди, пилы и дерево, время и пространство, еда, отец и мать, которые привели его в эту жизнь, и множество других условий, — он не сможет создать стол. Причин на самом деле бесконечное множество.

Когда мы смотрим на цветок, мы видим то же самое. Садовник — лишь одна из причин. Должны быть также почва, солнечный свет, облако, компост, семена и многое другое. Если вы посмотрите глубоко, вы увидите, что весь космос объединился, чтобы помочь цветку проявиться. Если внимательно глядеть на морковку, которую вы едите на обед, можно обнаружить, что весь космос объединил усилия, чтобы проявить эту морковку.

Если мы продолжим смотреть глубоко, мы поймем, что причина — это одновременно и следствие. Садовник стал одной из причин, которые помогли проявить цветок, но он был также и результатом. Садовник проявился благодаря другим причинам: его предкам, отцу, матери, учителям, работе, обществу, еде, лекарствам и жилью. Столяр — тоже не только причина, но и следствие.

При помощи глубокого видения мы обнаруживаем, что каждая причина в то же время является и результатом. Не может быть чего-то, что мы назвали бы «чистой причиной». С помощью практики глубокого видения мы обнаружим много нового; если мы не привязаны к какой-либо догме или концепции, то нас ожидает множество открытий.

Нет «чистой причины»

Когда Будду спросили: «В чем причина всего?» — он ответил очень простыми словами: «Это есть, потому что есть то». Проявление каждой вещи зависит от всех остальных вещей. Цветок, чтобы проявить себя, должен полагаться на элементы «не цветочные» — не имеющие прямого отношения к растительному миру. Их можно заметить, если внимательно посмотреть на цветок. В нем вы найдете солнечный свет — это не цветочный элемент. Без солнечного света цветок не может проявиться. В цветке вы узнаете облако — тоже не цветочный элемент. Без облаков цветок не может проявиться. Существенны и иные элементы: минералы, почва, фермер и так далее; множество не цветочных элементов собралось вместе, чтобы помочь проявлению цветка.

Вот почему я предпочитаю говорить «проявление», а не «творение». Это не означает, что мы не должны использовать слово «творение». Конечно, мы можем это делать, но следует понимать, что невозможно создать «что-то» из «ничего». Творение не подвержено разрушению, оно не может стать «ничем». Мне очень нравится термин «чудесное становление». Он близок к истинному смыслу творения.

Глава третья

Практика глубокого видения

Каждая подлинная практика Будды несет в себе три основных поучения, которые принято называть Печатями Дхармы. Вот эти три поучения Будды: непостоянство, отсутствие самости и нирвана. Подобно тому, как все важные юридические документы скрепляются подписью свидетеля, все подлинные практики Будды отмечены знаком этих трех поучений.

Если мы посмотрим на первую Печать Дхармы, непостоянство, мы заметим, что это не просто переменчивость всех явлений. Рассматривая природу вещей, мы видим: ничто не остается неизменным даже в течение двух последовательных мгновений. Поскольку явления меняются от момента к моменту, они не имеют фиксированной идентичности, или постоянного «я». Так в учении о непостоянстве мы всегда видим отсутствие неизменного «я». Мы также называем это отсутствием самости. Именно потому, что вещи и явления всегда трансформируются и не имеют самости, возможна полная свобода.

Третья Печать Дхармы — нирвана. Это устойчивость и свобода — свобода от всех идей и понятий. Слово «нирвана» буквально означает «угасание всех концепций». Глубокий взгляд на непостоянство ведет к открытию отсутствия самости. А это новое открытие ведет к нирване. Нирвана — это Царство Божие.

Непостоянство

Практика и понимание непостоянства — это не просто еще одно умозрительное описание реальности. Это инструмент, который помогает нам преобразовать себя, исцелиться и достичь освобождения.

Непостоянство означает, что все меняется, ничто не остается неизменным от мгновения к мгновению. Явления мимолетны; и мы не можем утверждать, что они такие же, какими были секунду назад, или уже иные.

Когда мы вечером приходим к реке, в которой купались утром, это та же река? Гераклит сказал: нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Он был прав. Сегодня вода в реке полностью отличается от той воды, в которой мы плавали вчера. И тем не менее это та же река. Однажды Конфуций стоял на берегу реки. Наблюдая за ее течением, он воскликнул: «О, река течет, как день и ночь, никогда не кончаясь!»

Понимание непостоянства помогает нам выйти за пределы всех концепций. Оно позволяет преодолеть убеждения об одинаковом и различном, о приходе и уходе. Оно подсказывает нам, что река сегодня не та же, что вчера, но и не иная. Оно убеждает, что пламя свечи, которую мы зажгли перед сном, — это не то пламя, которое еще горит следующим утром. Это не два разных пламени, но и не одно и то же пламя.