Моя собственная история

Есть причина, почему я с таким пылом отношусь к работе с людьми, испытывающими тревогу, и почему я пишу эту книгу. Лет примерно с 35 у меня возникли особые отношения с тревожностью. Она была как раз такой, как в предыдущем описании: наваливалось чувство обреченности и подавленности, сердце выскакивало из груди, от беспокойства звенело в ушах, а социофобия и приступы паники не давали выглянуть из укрытия, в которое я забивалась. Кроме того, у меня был гормональный дисбаланс, и я страдала от сильнейшего предменструального синдрома (ПМС) и адреналиновой усталости. Казалось, я схожу с ума, так как на самом деле всегда была смелой и очень любила приключения: скалолазание, ледолазание, альпинизм, горный велосипед, лыжи и путешествия по всему миру — вот моя привычная стихия.

У меня эту ситуацию спровоцировали стресс и переутомление в сочетании с питанием, которое было вроде бы здоровым, но не содержало животных белков. Помимо того, я генетически предрасположена к проблемам с уровнем сахара в крови и пищевой чувствительностью, а потребность в цинке и витамине В6 у меня выше средней. Я подчеркиваю «у меня», поскольку каждый человек биохимически уникален, и у всех нас разные потребности и дисбалансы.

Теперь-то я совершенно свободна от тревожности, но разбираться во всем мне пришлось самой, и путь этот был труден. Начала я с чтения множества книг, в основном по ПМС. Книга авторитетного диетолога Анны Луизы Гиттлман «До преобразования: как самой позаботиться о своей пременопаузе» («Before the Change: Taking Charge of Your Perimenopause», 1998) была замечательной и помогла мне понять многие вещи. В частности, мою повышенную потребность в цинке, витамине В6, магнии, прогестероне и гамма-линоленовой кислоте (омега-6-жирной кислоте). Большинство из этих симптомов, о чем я и не подозревала, связаны с врожденной патологией, под названием пиролурия [Пиролурия — генетическое заболевание, приводящее к повышенному синтезу пирролов в организме, что порождает дефицит витамина В6, цинка и омега-6. Люди с пиролурией гиперчувствительны к громкому шуму, более работоспособны вечером и ночью, нежели утром, склонны к депрессии и нередко забывают свои мечты и желания. Их организм испытывает острую нехватку серотонина.] (много лет спустя я сделала соответствующие анализы, и все подтвердилось).

Я советовалась со знающим фельдшером и натуропатом, старалась уменьшить стресс и питалась так, чтобы поддерживать надпочечники. Я снова пошла учиться — в школу здорового питания, стала регулярно заниматься йогой Айенгара, вернулась к традиционному разумному питанию и начала есть настоящую, полноценную, качественную пищу, в том числе и животный белок. Чтобы делиться своими знаниями, начала работать диетологом. Все это время посещала множество конференций по вопросам питания, психического здоровья и функциональной медицины (которая сосредоточена не на симптомах, а на основных причинах и профилактике заболеваний).

Попутно я старалась как можно больше узнать об оптимальном физическом и психическом здоровье, а также мне посчастливилось работать в клинике одного из величайших пионеров в этой области, психолога-диетолога Джулии Росс. То, что я узнала от самой Джулии, из ее книги «Лекарство от хандры» («The Mood Cure», 2004) и в результате работы с пациентами в ее Клинике восстановления здоровья, было невероятным. Используя аминокислоты и другие важные питательные вещества, а также изменяя пациентам рацион питания и биохимический баланс, мы помогли многим людям избавиться от аффективных расстройств, разных пристрастий, влечений и расстройства пищевого поведения.

Теперь у меня собственная практика, в которой я использую естественные методы избавления от тревожности и других проблем настроения. Чтобы помочь пациентам стать значительно здоровее, выглядеть лучше и чувствовать себя счастливее, я прописываю им изменение образа жизни и питание натуральными и органическими продуктами. Хоть работаю я в основном с женщинами, все мои рекомендации годятся и мужчинам.

Я написала эту книгу, желая поделиться тем, что узнала во время своих поисков. Я дам рекомендации, которые могут помочь многим справиться с тревожностью, страхом, беспокойством, чувством безысходности, обреченности и надвигающейся гибели, приступами паники и социофобии, а также неприятными физическими симптомами, которые сопровождают тревожность. Есть много выдающихся специалистов холистической медицины, писателей и ученых с великолепными опытом и знаниями в этой области. Я сделала все возможное, чтобы познакомить вас с их эрудицией, а также передать собственные знания и клинический опыт. Я хочу, чтобы вы легко и быстро нашли ответы, потому что слишком хорошо знаю это ужасное ощущение тревоги и обреченности и не хочу, чтобы вы, как и я, потратили годы на поиск решений.

Тревожность — статистика и факты

По данным Американской ассоциации по тревожным расстройствам (2010 г.), в Соединенных Штатах эти расстройства являются наиболее распространенным психическим заболеванием, «затрагивающим 40 млн взрослых в возрасте 18 лет и старше», или около 18 % населения США. Истинное количество, вероятно, выше, поскольку люди, которые не обращаются за помощью или не хотят прибегать к медикаментозному лечению, не учитываются. И показатели тревожности у взрослых растут. С начала 1990-х до начала 2000-х годов число страдающих генерализованным тревожным расстройством (ГТР) утроилось, а паническим расстройством — удвоилось (Skaer, Sclar and Robison, 2008). В других западных странах с таким же, как и в Штатах, образом жизни и привычками питания, таков же и уровень тревожности. Например, около 10 % австралийцев когда-либо страдали от тревожных расстройств (Andrews et al., 1999). Многие люди с тревожностью страдают также и смежными (сопутствующими) расстройствами, в том числе депрессией, биполярным расстройством, синдромом раздраженного кишечника, расстройствами пищевого поведения и сна, а также токсикоманией.

Вот несколько типов тревожных расстройств (по классификации Американской ассоциации по тревожным расстройствам за 2010 год):

✓ генерализованное тревожное расстройство (ГТР): постоянное, чрезмерное и не имеющее под собой оснований беспокойство, напряжение и тревога о повседневных вещах;

✓ паническое расстройство: приступы паники, накатывающие вроде бы совершенно неожиданно, наряду с озабоченностью и страхом перед новым приступом;

✓ социофобия: тревожность и страх в ситуациях взаимодействия с другими людьми;

✓ специфические фобии: зачастую иррациональные страхи и боязнь чего-то совершенно обычного, чаще всего безвредного, например насекомых, высоты, грозы, садиться за руль, летать на самолете и т. д.;

✓ обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР): нежелательные и навязчивые мысли, которые вынуждают человека совершать некие действия, граничащие с ритуалом, чтобы эту тревогу ослабить;

✓ посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР): тревожность в результате такого опасного для жизни события, как война, изнасилование или стихийное бедствие.


Женщины в два раза чаще мужчин страдают от ГТР, панического расстройства, специфических фобий и ПТСР. Эта книга поможет любому с симптомами ГТР, панического расстройства, социо- или специфической фобии. Полезна она будет и тем, у кого имеются симптомы ОКР или ПТСР.

Эта книга поможет, даже если у вас нет резко выраженного тревожного расстройства. Она и для тех, кто просто постоянно нервничает, испытывает тревогу, напряжение, беспокойство, панику или страх. Если вас что-то гложет (например, страх потерять работу или проблема в отношениях), поработать над поиском практического решения все равно придется, но правильное питание поможет вам лучше справиться с ситуацией. И от всех читателей я требую только одного: если с настроением у вас серьезные проблемы, если вы принимаете лекарства, беременны или кормите грудью, то прежде, чем начинать соблюдать правила, изложенные в этой книге, проконсультируйтесь с врачом.

Важно относиться к приступам тревоги и паники серьезно, если они «рвут» вам сердце только по причине стресса. Недавние исследования показали, что у женщин моложе пятидесяти лет (Walters et al., 2008) и женщин в постменопаузе (Smoller et al., 2007), страдающих от приступов тревоги и паники, повышен риск сердечных заболеваний.