Не раз попадал под мощный удар натовских ракет и мирный Приморск, откуда я в своё время был призван в ряды Советской Армии…

Близкие, друзья, знакомые по обе линии фронта постоянно задаются вопросом: когда же, наконец, закончится эта лютая бойня?

Что им сказать в ответ?

«Не знаю…

Одному лишь Богу сие ведомо…»

Хорошо, хоть Господь для всех один (пока!!!), но конфессии, как говорится, уже разные.

Как бы там ни было, договариваться, сближать вроде как непримиримые позиции всё равно придётся…

Хоть и непросто будет.

Так как на чашах весов с одной стороны — заявленные Российской Федерацией демилитаризация и денацификация. А с другой — декларируемая командой комика Зеленского многовековая борьба украинского народа за вожделенную незалежность. От кого? Ясное дело — исключительно от москалей. («НАТО, Запад нам братья навеки; мы с ними одной судьбой теперь связаны и… строчкой в Конституции!») Ну и от здорового смысла — тоже. Ибо победить ядерную державу невозможно. Почему? Только начнут по-взрослому нас теснить, как прилетит три «Булавы»: одна — в Днепропетровск (пардон, в Днепр), другая — в Киев, третья — во Львов. И всё — нет Украины, нет проблемы. Неужели это не ясно? И неужели столь очевидные цели нашего руководства не близки самим европейцам, всячески поддерживающим взбесившуюся соседку?

Как офицер, капитан первого ранга, отдавший службе Родине около сорока лет, с уверенностью могу сказать, что победа будет за нами, как бы все они ни тужились.

Чем раньше наши «партнёры» это поймут и сядут, наконец, за стол переговоров, тем лучше для них. Нето и договариваться вскоре будет не о чем.

Часть первая

Украина: НАТО и культ палачей

Удавка из оранжевых ленточек

Сентябрь 2005 года

«За три недели проехал Украину вдоль и поперек. Встречался с простыми людьми и политиками, священнослужителями и спортсменами. Вывод из всех разговоров: зацепило на этот раз Украину и поволокло неведомо куда. Во всяком случае, это меньше всего походит на следование намеченным курсом в направлении Европы».

На бытовом же уровне, в «низах» все гораздо проще: «Украина — ридна маты, нэ вкрадэш — нэ будэш маты». С этой истиной сразу же сталкиваешься, к примеру, на погранпереходе через польско-украинскую границу в районе Рава — Русской. Огромная очередь польских челноков, промышляющих контрабандой бензина и сигарет, грязь, мат, темень. Без очереди на пункт пропуска можно попасть лишь за 50 евро.

Львовская область встретила разбитыми в хлам дорогами и обилием заправок. На десяти километрах трассы насчитал их 26, а потом бросил эту затею. Спрос рождает предложение. Но, как разъяснил мне один знакомый, скоро большинству этих заправок придет конец. Литр 95-го бензина стоит на Украине сегодня 4.10 гривны (свыше 80 центов). И цена с каждым днем растет. В Ивано-Франковской области бросилось глаза другое: в каком бы месте трассы ты ни повернул голову, взгляд упирается в купол церкви.

Резануло слух и разъяснение водителя такси-маршрутки, как самым кратким путем выбраться из Ивано-Франковска в сторону Тернополя: «По улице Коновальца до конца, потом направо по Джохара Дудаева, опять направо по Степана Бандеры, а потом по Леси Украинки прямо и прямо…»

В Винницкой области друзья угощали чаем, увы, без их фирменного малинового варенья — в последние месяцы цены на сахар выросли в два раза, и в пересчете с гривны килограмм сахара стоит 32–36 российских рублей. Исконно сахарные области Украины — Винницкая, Черкасская, Хмельницкая, Тернопольская — являют собой грустную картину: подъездные пути к сахарным заводам разрушены, в опустевших цехах с выбитыми стеклами окон летают птицы, оборудование срезано на металлолом. Это при том, что выращивание сахарной свеклы и производство сахара всегда было для Украины не просто выгодным делом. Украинские сахаропромышленники Терещенко, Морозовы и многие другие были выдающимися меценатами, именно им принадлежали самые красивые дома в Киеве.

Возвращаясь к «гастрономической» теме, могу утверждать: основная масса украинцев забыла вкус хорошей свинины и сала. В продаже они, конечно, есть. Но не каждому по карману. И не каждый гость Украины может позволить себе свиной шашлык по 10–15 долларов за килограмм. В Азовском море, на берегу которого прошло мое детство, исчезли традиционные бычки, тарань, чоп. Частные компании в погоне за сиюминутной прибылью «выдавили» тралами в прибрежной зоне даже малька. О воспроизводстве уникальных пород, которыми славился Азов, никто не думает. Как и в России, многие украинские села медленно вымирают, люди спиваются. Многие мои одноклассники, не дотянув и до полтинника, ушли в мир иной. От безысходности и безнадеги уходят вслед за ними уже и их дети. Некогда цветущая улица в селе Партизаны, где я оканчивал среднюю школу, в полном запустении. На развалинах домов копошатся в поисках металла какие-то личности. Писать об этом больно, а видеть еще больнее…

В начале сентября президент Украины Ющенко, опасаясь социального взрыва, заявил: «Во власти было много новых лиц, но лицо власти не изменилось» и отправил в отставку главу правительства вместе с ее кабинетом министров.

«У нас происходит процесс самоочищения», — так прокомментировал мне сложившуюся ныне ситуацию на Украине знакомый. Не возражаю. Но судя по положению дел в стране, власть занимается исключительно сама собой. Рано или поздно кого-нибудь озарит: а власть-то валяется на улице. И вот тогда за дамой с косой (Юлей Тимошенко, которая всем раздает оранжевые ленточки) может прийти другая дама. И совсем с другой косой. Не приведи Господь, конечно.

Впрочем, думаю, в миротворцах недостатка не будет. К делу сохранения целостности Украины приложат руку не только такие персоны, как Квасьневский, Адамкус, Солана. В случае развития событий по худшему сценарию, то есть с перспективой развития гражданской войны, нельзя исключить появление на Украине какого-либо «миротворческого контингента».

Украина действительно не Россия. Если последнюю Запад мечтает расчленить, то Украина нужна ему целиком — с Донбассом, с Крымом. Боюсь, как бы оранжевые ленточки не стали удавкой для моей малой родины.

Украина и Россия, словно куст смородины

Июнь 2006 года

«“Как там, на Украине? Чего ожидать дальше? Что вообще творится на нашей малой родине?” Эти и многие другие вопросы сегодня задают мне земляки и друзья».

Однозначно ответить на них сложно. За время короткой командировки я встречался с простыми людьми и политиками, священнослужителями и спортсменами. Вывод из всех разговоров: зацепило на этот раз Украину и понесло неведомо куда. Во всяком случае, это меньше всего походит на следование намеченным курсом в направлении Европы.

В этих коротких субъективных заметках с натуры я не делаю никаких выводов. Их вправе сделать каждый.

Билетов нет. Поезда идут пустые

Добраться из Янтарного края к Южному берегу Крыма можно в прицепном вагоне «Калининград— Симферополь». И те, кто отважатся на путешествие, должны быть готовы, что в кассе билеты окажутся только на верхние полки, а на обратную дорогу они вообще отсутствуют. С подобной ситуацией я сталкиваюсь на протяжении вот уже десяти лет. А на самом деле все наоборот. Не стал исключением и этот раз. От Симферополя до Мелитополя, где мне пришлось садиться в вагон, в нем ехало всего шесть человек.

В Пятихатках нашу компанию пополнил еще один пассажир. И все.

С этого года в расписании следования беспересадочного вагона появилось новшество: отныне он перецепляется к поезду «Минск — Симферополь» не в Минске, а в Гомеле. Это новшество сыграло не совсем хорошую службу белорусскому пассажиру, которому в Симферополе продали билет не в полупустые вагоны поезда «Симферополь — Минск», а в калининградский, прицепной.

И пришлось бедолаге под палящим солнцем жариться в Гомеле. Тогда как на минском поезде он бы прибыл домой на шесть часов раньше. Непонятно составлено и расписание. К примеру, на бумаге стоянка поезда в Мелитополе 18 минут. А на самом деле три. И чтобы погрузиться в вагон, пассажиру необходимо обладать хорошими спортивными качествами. Пожилые люди с поклажей рискуют так и остаться на перроне. К тому же в украинском Мелитополе не принято в справочном бюро объяснять, на какой путь прибывает поезд и где в составе находится прицепной вагон.

Добавьте ко всему этому отсутствие на протяжении всего пути воды в биотуалетах, а так — все прекрасно. Счастливого пути! Южный берег Крыма вас ждет. Правда, особого наплыва отдыхающих пока не наблюдается. Напугало, видимо, их российское телевидение пикетами в Феодосии и всякими митингами. Свидетельствую: янки из Феодосии ушли, пикетов нет. Вот только цены кусаются и почти ничем не отличаются от российских.

К тому же Министерство курортов и туризма Автономной Республики Крым прогнозируют их рост в ближайшем будущем на четверть. Причин для подорожания несколько. Во-первых, как утверждают эксперты, на повышение цен повлиял рост тарифов на энергоносители, топливо и продукты питания.