И|Г

Взаимодействие истероида и гипертима — это союз кинозвезды третьего разряда и деятельного продюсера. Гипертим обращает на истероида минимальное внимание, не переходя черту человечности, не претендуя на серьезное общение. Кроме того, он еще сумеет найти для истероида публику. Утомить истероида своим вниманием гипертим не может, потому что сам утомится от длительной концентрации на одном человеке.

Вспомним, что гипертим сваливает все виды отношений в одну кучу, поэтому вполне вероятна и сексуальная связь, но только как часть продюсирования. Истероида такой чисто технический момент вполне устраивает — именно в силу своей “техничности”, функциональности, безобъектности.

В общем, эти двое станут друг для друга прекрасными инструментами.

Глава 3. Титан царю не товарищ

Теперь самое сложное — не для вас, а для автора — избежать долгих и нудных лекций о комплексе Хроноса. Можно было бы послать читателя в какую-нибудь серьезную научную книгу на эту тему. Но проблема в том, что автора угораздило первым открыть и описать этот комплекс. Так что серьезных научных книг у нас для вас нет. Есть только несерьезная научно-популярная: “Либидо с кукушкой” называется.

Если очень кратко, то комплекс Хроноса — это противоречивое отношение человека к течению времени и к порожденным объектам. Гениальные или идиотские идеи, произведения искусства, негорящие рукописи, блудные сыновья, посаженные деревья и недостроенные дома — все то, что человек способен породить.

Но важны не объекты сами по себе, а их темпоральность, то есть способность меняться с течением времени. Или не меняться. В пределе: внезапная смертность и абсолютное бессмертие. И не так важно, ради чего мы воюем и кого пытаемся обессмертить. Главную роль в комплексе Хроноса играет психическое время. Может ли человек осознать и смириться с тем, что он смертен? Попытается ли наивно обрести бессмертие через свои песни, книги, детей? Опоздать на полчаса или припереться заранее и полчаса ждать под дверью? Сова или жаворонок? И другие вечные философские вопросы.

В этой главе нас не интересуют полутона и промежуточные состояния. Либо человек полностью сдается на милость Хроносу — и тогда вся его активность подчинена течению чистого физического времени. Либо вечное противостояние, поиск бессмертных идей, бегство от всевидящего ока.

О господи. Сколько пафоса. Как будто не о психопатах пишем, а продолжение “Властелина колец”. Короче. Либо циклоид, либо параноид. Поехали.

Циклоид

1. Циклоид живет по жесткому психическому расписанию

Вместо тысячи слов о Хроносе — простые примеры. С утра у человека хорошее настроение, в два часа дня оно резко портится, постепенно выравнивается к полуночи — и так каждый день. Или каждую среду, во второй половине дня, человеку обязательно нужно с кем-то поскандалить. Или в светлое время суток человек не может заниматься никакой умственной работой.

Это циклоидная психопатия? Нет. Это всего лишь иллюстрация того, как психика ориентируется не на объективную реальность, а на объективную темпоральность. Мешает ли это адаптироваться? Еще как мешает. Представьте, что вам предлагают миллион долларов, а вы отказываетесь, потому что сейчас вечер и у вас плохое настроение. Но и это еще не психопатия, хотя есть повод задуматься о своей адекватности.

У циклоида от времени зависит не только настроение, но и вообще вся жизнь, все виды активности. Например, с четырех до шести нельзя общаться с незнакомыми. В пять утра нужно обязательно кому-нибудь позвонить. В разгар рабочего дня просто необходимо погулять с собакой — любая подойдет, даже соседский кот. Вариантов бесконечное множество, но суть одна: человек беспрекословно подчиняется неизменному психическому расписанию.

Что здесь такого? Все мы, в той или иной мере, подчиняемся своим тараканам? Да, но все же не стоит забывать: психика это инструмент, который позволяет нам адаптироваться к реальности. Психика формируется и изменяется вместе с нами, чтобы мы могли лучше решать жизненные трудности и при этом получать удовольствие от жизни. Не наоборот.

Мы не обязаны подстраиваться под взятое с потолка психическое расписание. И уж тем более под него не обязаны подстраиваться другие люди! А вам придется. Придется учитывать циклоидные перепады настроения, исчезновение за пять минут до важной встречи и появление у вас на пороге в четыре утра.

Как видите, нет ничего проще, чем распознать циклоида. Если человек тотально живет по устойчивому психическому расписанию, то мы его называем циклоидным психопатом. Почему так резко? Вдруг человек хороший и порядочный? Позвольте! Психопатия — не приговор и не оскорбление, а устойчивая тотальная дезадаптация. В остальных аспектах циклоид может оказаться положительным персонажем… пока по расписанию не наступит перерыв на агрессию.

2. Циклоид цепляется за гороскопы, расписания, праздничные даты

Вас ничего не смутило в психическом расписании? Почему оно привязано к суточным ритмам? Почему полный цикл психической активности длится как минимум сутки, а то и недели или — в отдельных случаях — месяцы?

Во-первых, нам (и нашим коллегам) не встречались циклоиды, у которых период расписания не был бы кратен двадцати четырем часам. Для гуманитариев поясним. Если настроение (и другие показатели активности) меняется раз в два часа или раз в сутки, или раз в неделю, то психическое расписание не “плывет” относительно смены дня и ночи. Если бы настроение менялось раз в семь или, скажем, семнадцать часов, то этими интервалами нельзя было полностью замостить интервал длинною в 12, 24, 48… часов.

Поэтому привязка расписания к суточным ритмам типична для циклоидов. Эта кратность исчезает в клинических случаях — при биполярно аффективных расстройствах — когда настроение меняется по совершенно произвольному, “плавающему” расписанию. Более того, чем дальше в психиатрию, тем нестабильнее расписание: настроение клинически больных меняется все чаще, все резче, в конце концов периодические колебания сменяются полным хаосом.

Циклоид же, в отличие от своих психиатрических старших братьев, хранит пожизненную верность своему расписанию. И как удачно его расписание фиксировано относительно человеческого календаря — феномена не только биологического, но и социального. Это веский повод не делать резких движений, пытаясь объяснить циклоидную психопатию чисто физологическими особенностями строения мозга циклоидов. Хороша физиология, которая оставляет себе пути к отступлению и считается с социальными нормами!

Положим, что социальная интерпретация суточных ритмов недалеко ушла от биологической основы. Иначе как объяснить тот факт, что большинство организация цепляются за первобытный жаворонковый ритм? Сколько творческих и умных людей с совиным распорядком вынуждены страдать из-за косности чужого мышления! Впрочем, по-настоящему умные “совы” давно ушли во фриланс или открыли свой бизнес.

Со сменой дня и ночи все понятно — многие имеют право на хандру пасмурным вечером или полуденную сиесту. Это почти биология. Но что вы скажете о памятных датах, годовщинах. государственных праздниках? Чистая социалка.

Под наше определение циклоида попадают все те, кто патологически цепляются за всевозможные темпоральные артефакты: будь то сомнительные гороскопы или несомненный повод собраться и набраться в хлам. В психоаналитической школе Леопольда Сонди изучается синдром годовщины — совокупность маленьких семейных проклятия, которые преследуют несчастных потомков. Мы-то с вами понимаем, что это не злой рок, а сами добрые потомки бессознательно стремятся к бесконечному повторению семейной драмы. Но оставим этот щекотливый вопрос другим специалистам [Например, автор советует книгу Шутценбергер “Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы“.].

Отличие циклоида от суеверного человека простое. Циклоид не просто верит в магию дат — он объективно и непреодолимо зависит от лунных календарей и годовщин.

Надеемся, что очевидно: отдельно взятый психопат не зависит сразу от всех темпоральных фетишей. Психика циклоида ограничивается (в среднем) двумя-тремя надстройками к своему основному расписанию. Нередко психопат не заморачивается, обходясь вовсе без искусственных вех на оси времени. Хотя для циклоида точнее говорить не о временной оси, а о цикле.

Отдельно стоит отметить ситуацию, когда циклоид привязывается к расписанию магнитных бурь или хронических психосоматозов [Подробнее о психосоматике можно прочитать в книге автора “Вся фигня от мозга. Простая психосоматика для сложных граждан”.]. Психика так сильно верит в “хорошие” и “плохие” дни, что вынуждает тело добросовестно симулировать психосоматическую симптоматику. Симуляция симуляцией, но человек будет реально страдать от майских кожных высыпаний или скачков давления осенними вечерами, хотя врачи не найдут у него ни аллергии, ни гипертонии. Нам самим кажется немного ненаучным: предполагать столь высокую способность психики к самовнушению. В свое оправдание сошлемся на аутоиммунную гипотезу происхождения шизофрении, которая активно развивается последние сорок лет и уже успела получить некоторые экспериментальные подтверждения.