Руководитель рабочей группы заместитель начальника Управления ВВС РККА комкор Смушкевич Я. В., лично руководивший действиями авиации в Монголии, предложил, а другие летчики — участники боев — поддержали идею переоборудовать самолеты И-15бис в штурмовики, что сразу же повысит их боевую ценность. В самом деле, парк этих самолетов в ВВС составляет 2200 машин. Кроме того, имеется более 300 двухместных учебно-тренировочных самолетов, изготовленных на базе И-15бис, и более 200 аналогичных по характеристикам двухместных истребителей ДИ-6 [К началу войны в ВВС насчитывалось всего 400 штурмовиков, в основном типа И-15бис и И-153.].

Для увеличения полезной нагрузки можно заменить двигатели М-25 на более мощные М-62 или М-63, имеющие те же габариты. При этом, сохранив скорость на прежнем уровне, можно будет установить на самолеты бронирование кабин летчика и стрелка, заменить металлические бензобаки на протектированные баки из дельта-древесины и увеличить бомбовую нагрузку.

Дополнительным аргументом за это предложение было наличие большого количества летчиков, освоивших этот тип самолета. Переоборудование И-15бис в штурмовик позволит в короткий срок сформировать мощную штурмовую авиацию.

Однако над полем боя тихоходный, нагруженный бомбами штурмовик будет легкой добычей для немецких истребителей, так как его противопульное бронирование не защитит от снарядов авиационной 20-миллиметровой пушки. Установить на самолетах броню, выдерживающую попадание 20-мм снаряда, невозможно из-за весовых ограничений.

Участник рабочей группы полковник Коробов предложил объединять самолеты-штурмовики в пары, в которых ведущий одноместный штурмовик будет иметь увеличенную бомбовую нагрузку, а ведомый — двухместный штурмовик с хвостовым стрелком, будет обеспечивать защиту пары штурмовиков от атак истребителей противника с задней полусферы.

Сам Смушкевич предложил формировать штурмовые авиаполки смешанного состава, в которых будет половина самолетов — штурмовики, переоборудованные из истребителей И-15бис, а половина — истребители И-153, которые будут сопровождать штурмовики и защищать их от истребителей противника. Так как недостаточная скорость И-153 не позволяет им перехватывать немецкие Ме-109, они не могут быть полноценными истребителями, но прикрыть тихоходные штурмовики им вполне по силам. На этих предложениях практически единогласно сошлись все члены рабочей группы. Группа быстро подготовила проект технического задания на переоборудование самолетов И-15бис в штурмовики в одноместном и двухместном вариантах.

Были сформулированы основные принципы тактического применения штурмовиков. Для снижения собственных потерь и нанесения максимального урона противнику рекомендовалось применять штурмовые авиаполки в полном составе для массированных ударов по важнейшим целям в тактической зоне на глубине до 10 км за линией фронта. При этом подбитые штурмовики будут иметь шанс дотянуть до своих позиций, и обученный летный состав будет сохранен.

Минимально допустимый наряд самолетов для штурмовки должен составлять одну эскадрилью штурмовиков под прикрытием одной эскадрильи истребителей. Использование штурмовиков в большой массе с соответствующим сопровождением истребителей позволит снизить потери от истребителей противника.

Штурмовку позиций противника решено было проводить цепочкой самолетов с круга эскадрильи с высоты 300–500 метров. Истребители прикрытия при этом должны формировать свой круг над штурмовиками на высоте 1000–1500 метров и обеспечивать перехват истребителей противника. Группа весьма положительно оценила опыт применения реактивных снарядов РС-82 для штурмовки и рекомендовала ввести их в состав вооружения штурмовиков [В Монголии неуправляемые реактивные снаряды «воздух-воздух» типа РС-82 были опробованы истребителями в боевых условиях и заслужили высокую оценку.].

Особенно рекомендовалось использовать реактивные снаряды для подавления зенитных средств противника, так как их применение значительно сокращает продолжительность воздействия зенитных средств по штурмовикам и резко снижает эффективность их огня. Для повышения результативности штурмовых ударов в обязательном порядке рекомендовалось направлять на наблюдательные пункты наземных войск делегатов наведения с радиостанциями, а также давать целеуказание с земли сигнальными ракетами.

В том, что касается собственно истребительной авиации, только истребители И-16 последних серий с пушечным вооружением были оценены летчиками положительно. Группа приняла рекомендацию модернизировать самолеты И-16 ранних серий, заменив по мере износа двигатели М-25 на М-63, а пулеметы ШКАС калибра 7,62 мм — на крупнокалиберные типа БС. Самолеты И-16 с двигателем М-25 использовать для сопровождения фронтовых бомбардировщиков. Тем не менее даже последняя серия самолетов И-16 тип 24 значительно уступает «мессершмиттам» по скорости.

С целью улучшения надежности прикрытия войск истребителями рекомендовалось направлять от истребительных соединений на командные пункты наземных войск старших командиров с радиостанциями.

Рабочая группа обратила внимание промышленности на необходимость резкого улучшения качества работы бортовых радиопередатчиков и оснащения ими всех самолетов. Категорически необходимо до начала боевых действий с Германией оснастить приемопередатчиками хотя бы самолеты командного состава, начиная с командиров эскадрилий, и радиоприемниками все самолеты.

Авиапромышленности рекомендовалось снять с производства самолеты И-153 и заменить их на пушечные И-16 тип 24. Обучение летчиков в училищах на истребителях И-153 прекратить. Имеющийся в училищах парк самолетов передать на переоборудование. Рабочая группа потребовала от промышленности срочно завершить разработку и начать производство новых типов истребителей, не уступающих Ме-109 по скорости и вооружению.

Опыт применения бомбардировочной авиации был оценен в целом как положительный, хотя было обращено внимание на необходимость более плотного взаимодействия с истребителями. С этой целью группа предложила в состав дивизий фронтовых бомбардировщиков включать полки истребителей И-16 ранних серий.

Дальнюю бомбардировочную авиацию без сопровождения истребителей рекомендовалось использовать только в ночное время, для чего усилить обучение летчиков ночным полетам и бомбометанию.

Тот же полковник Коробов предложил сформировать полки легких ночных бомбардировщиков на самолетах Р-5 и У-2. Малая скорость этих самолетов позволит проводить бомбометание по точечным целям в тактической зоне. Несмотря на парадоксальность этой идеи, после бурного обсуждения она была принята [Самолеты У-2 и Р-5 стали применяться в ВВС КА в качестве легких ночных бомбардировщиков с осени 1941 года, ввиду острой нехватки дневных бомбардировщиков и штурмовиков, а также ввиду господства немецкой авиации в воздухе в дневное время.].

Тяжелые бомбардировщики ТБ-3, как не соответствующие современным требованиям, переоборудовать в грузовые самолеты и передать в военно-транспортную авиацию.

Промышленности указано на необходимость срочного принятия на вооружение специального самолета-штурмовика и пикирующего бомбардировщика.

Для снижения потерь самолетов на аэродромах от налетов авиации противника решено было ввести в штат батальонов аэродромного обслуживания истребительных, штурмовых и ближнебомбардировочных авиаполков, дислоцированных в прифронтовой полосе, зенитные дивизионы в составе одной батареи 76-мм зенитных пушек и двух батарей малокалиберных зенитных автоматических пушек. С этой же целью было предложено ввести камуфляжную окраску верхних поверхностей самолетов.

24 октября Главный военный совет заслушал доклад руководителя рабочей группы комкора Смушкевича и утвердил все рекомендации группы.


ГВС. Артиллерия

Доклад от рабочей группы по артиллерии на заседании ГВС 25 октября делал руководитель группы начальник артиллерии РККА, лично руководивший действиями артиллерии на Халхин-Голе, Николай Николаевич Воронов. По результатам обсуждения доклада было утверждено решение, подготовленное рабочей группой.

Решение ГВС от 25 октября 1939 года.

1. Признать удовлетворительным качественный и количественный состав полковой, дивизионной и корпусной артиллерии, принятой на вооружение РККА.

2. Поручить наркомату боеприпасов увеличить производство бронебойных снарядов для дивизионной и полковой артиллерии и довести их запасы до 100 снарядов на ствол [К началу войны обеспеченность 45-мм противотанковой и 76-мм дивизионной артиллерии боеприпасами не превышала тридцати трех процентов. Многие источники отмечают полное отсутствие бронебойных боеприпасов к 76-мм дивизионным и танковым пушкам.].

3. Признать удовлетворительным качественный состав минометного вооружения (минометы калибра 82, 107 и 120 мм). От принятия на вооружение минометов калибра 50 мм отказаться ввиду недостаточной дальности стрельбы.

4. Поручить наркомату вооружения увеличить производство минометов и обеспечить сто стрелковых дивизий минометами по штату.

5. Поручить наркомату боеприпасов обеспечить производство боеприпасов для минометов в количестве четыреста мин на ствол.

6. Поручить наркомату вооружений срочно завершить испытания и наладить производство новой противотанковой пушки калибра 57 мм и поставить в войска не менее двух тысяч орудий.

7. Наркомату боеприпасов обеспечить производство снарядов к 57-мм пушке в количестве пятисот снарядов на ствол (из них двести бронебойных).

8. Поручить наркомату тяжелой промышленности разработать проект, изготовить образцы и провести испытания противотанковой САУ на базе танка Т-26 с орудием калибра 57 мм.

9. Наркомату вооружений увеличить производство зенитных автоматических пушек калибра 37 мм и поставить в войска не менее тысячи орудий.

10. Наркомату боеприпасов обеспечить производство снарядов к 37-мм зенитной пушке в количестве двух тысяч снарядов на ствол [Укомплектованность войск 37-мм зенитными автоматами не превышала тридцати трех процентов. Но даже для имеющихся пушек имелось только семь процентов штатного боезапаса.].

11. Наркомату вооружений завершить испытания и наладить производство зенитных автоматических пушек калибра 25 мм и поставить в войска не менее двух тысяч орудий.

12. Наркомату боеприпасов обеспечить производство снарядов к 25-мм зенитной пушке в количестве трех тысяч снарядов на ствол.

13. Для улучшения противовоздушной обороны артиллерийских частей ввести в штат артиллерийских батарей калибром до 76 мм включительно и всех минометных батарей зенитный пулемет ДШК. В состав батарей калибром свыше 76 мм ввести два пулемета ДШК. В состав дивизионов РГК ввести зенитные батареи калибра 25 мм.

14. Установить следующие принципы комплектования артиллерии тяговым транспортом:

а) артиллерийские и минометные батареи стрелковых и кавалерийских соединений (кроме дивизионной артиллерии) — конная тяга;

б) дивизионная артиллерия и зенитные пушки стрелковых и кавалерийских соединений — сельхозтракторы;

в) корпусная артиллерия стрелковых соединений — транспортные тракторы С-2 и СТЗ-5;

г) артиллерия танковых и мотострелковых соединений — тягачи «Комсомолец», Т-37 и Т-38, СТЗ-5, Т-26, БТ-2, «Коминтерн»;

д) артиллерия РГК — тягачи «Ворошиловец», «Коминтерн» [Количество тягачей и тракторов в РККА было вполне достаточным, но из-за неразберихи, вызванной одновременным формированием большого количества соединений многие артиллерийские части западных округов в начале войны остались без средств тяги.].

15. Определить радиосвязь как основной вид связи в артиллерийских частях и соединениях. Проводная связь является основной в батареях и дивизионах, а также в частях и соединениях в позиционной обороне.

16. При проведении артиллерийской и минометной поддержки действий сухопутных войск считать обязательным присутствие артиллерийских наблюдателей — корректировщиков с необходимыми средствами связи на наблюдательных пунктах поддерживаемых частей.

17. Установить срок выполнения всех мероприятий, предусмотренных настоящим Решением, — 30 апреля 1939 года.


ГВС. Армия. Окончание

26, 27 и 28 октября на заседаниях ГВС заслушивались доклады рабочих групп по кавалерии, воздушно-десантным и инженерным войскам, службе тыла и войскам связи.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.