Основное назначение этих взводов — нападение на штабы и узлы связи противника, диверсии на железных и шоссейных дорогах, дезорганизация вражеского тыла. Переход границы или линии фронта — пешим порядком.

3

Попытки распространить коммунизм на всю Европу, а затем и на весь мир продолжались непрерывно.

В 1936 году в Испании разразилась гражданская война. Советский Союз не мог оставаться в стороне. В Испании на стороне коммунистов воевали советские военные летчики, танкисты, артиллеристы, моряки. Не обошлось и без диверсантов, причем диверсантов двух разных разведывательно-диверсионных монстров.

Военные диверсанты (то есть СпН, если выражаться современным языком) в те годы находились в подчинении спецотдела «А» Разведывательного управления РККА. Начальником отдела, то есть главным военным диверсантом Красной Армии, был майор (впоследствии — полковник) Хаджи-Умар Джиорович Мамсуров. В Испанию он приехал нелегально и действовал там под псевдонимом «полковник Ксанти». Под его руководством впервые в мировой истории был создан корпус диверсантов, бойцы которого взрывали железнодорожные пути, мосты, тоннели, убивали из засад командиров армии противника. Должен особо подчеркнуть, что речь идет не о диверсионном батальоне, не о полке, бригаде и даже не о дивизии, но о диверсионном корпусе!

В составе корпуса было семь бригад по 700–900 диверсантов в каждой бригаде, кроме того — штаб корпуса, подразделения связи и тылового обеспечения.

В то же самое время в Испании не менее успешно действовал один из патриархов подрывного дела из Разведывательного управления Красной Армии Старинов Илья Григорьевич. Вот что он пишет о своей профессии:

...

С давних пор сложилось мнение, что диверсант — мрачный свирепый человек без совести и чести. Нет спору, подонки, выходящие из разведывательных школ буржуазных государств, и являются такими зверями. Но в армиях, сражающихся за народное дело, подрывниками становятся лучшие, беззаветные и человечные бойцы. (Старинов И. Г. Мины ждут своего часа. М: Воениздат, 1964. С. 81.)

Вот как воевал в Испании этот «человечный боец». В апреле 1937 года было решено захватить монастырь Вирхен де ла Кабеса. Но как? В монастыре мощные стены и крепкие ворота. «Человечный боец» Старинов придумал способ. Поймали мула, которого выпускали из монастыря пастись, и нагрузили его ящиками.

...

В одном из ящиков, навьюченных на мула, находилась взрывчатка: двадцать килограммов динамита, обложенных гвоздями и кусками железа. Этот ящик был снабжен замыкателем. (Там же. С. 134.)

Мул пошел к воротам монастыря. Его впустили внутрь. И там грохнуло… Вот так боролся за демократию в Испании «человечный боец» Старинов. И это лишь один из эпизодов, о которых он рассказывает без стеснения. Этим он гордится. Об этом ему разрешили рассказать. Но не обо всем главный диверсант имел право рассказывать.

Опыт «человечных бойцов» стал интернациональным. Из ХХ века он пришел в новое тысячелетие. Когда на улицах мирных городов то там, то тут рвутся заряды взрывчатки, обложенные болтами, гайками, гвоздями или обрезками стали с острыми краями, давайте вспомним наших советских «человечных бойцов», которые не только действовали сами, показывая пример, но и готовили интернациональные банды диверсантов, обучали их, вооружали, финансировали, передавали им свои знания и опыт.

4

Пока советские «человечные бойцы» воевали в далекой Испании, в Советском Союзе продолжалась массовая подготовка диверсантов. Сколько их наготовили в те годы — неизвестно. Сведения на этот счет противоречивы. Известно, что одна из школ располагалась в Киеве; она существовала под видом парашютного клуба и находилась под контролем Разведывательного управления Красной Армии.

На многочисленных учениях разведывательные группы проникали в тыл условного противника для поиска и уничтожения командных пунктов, штабов, узлов и линий связи.

Известно, что разработкой подрывной техники для диверсантов занимался специально созданный научный центр. Среди его разработок — особая мина для подрыва железнодорожных мостов. Понимая, что во время войны железнодорожные мосты будут хорошо охраняться, специалисты создали специальную мину, которая укладывалась на шпалы вдали от моста. Проходящий поезд цеплял эту мину, тащил с собой на мост, на котором она благополучно взрывалась.

5

2 августа 1930 года на учениях Московского военного округа был выброшен парашютный десант численностью до роты. Эта дата стала днем рождения ВДВ.

В 1932 году были созданы десантные батальоны, а вскоре — и бригады.

В 1934 году на учениях Красной Армии был выброшен парашютный десант численностью 905 бойцов и командиров.

На знаменитых Киевских маневрах 1935 года был выброшен парашютный десант численностью 1188 человек, который захватил аэродром, куда тут же приземлились транспортные самолеты, доставившие посадочный десант численностью 1765 человек с легкими танками, бронеавтомобилями и артиллерией.

В 1936 году на учениях в Белоруссии был выброшен парашютный десант численностью 1810 бойцов и командиров, немедленно вслед за ними — посадочный десант, 5708 человек с тяжелым вооружением.

В Московском военном округе в том же году в тыл условного противника была переброшена по воздуху 84-я стрелковая дивизия в полном составе.

Но это лишь видимая часть айсберга. Была и невидимая: воздушно-десантные операции сопровождались высадкой в соседних районах небольших диверсионных групп, которые действовали как в интересах воздушного десанта, так и в интересах разведывательных органов Красной Армии. Мощный воздушный десант с боевой техникой своим присутствием и своими действиями создавал благоприятную обстановку для работы диверсантов в соседних районах.

В 1938 году в Советском Союзе было шесть воздушно-десантных бригад общей численностью 18 тысяч бойцов и командиров. Это число, однако, обманчиво, поскольку одновременно существовали «отдельные разведывательные отряды», количество и численность которых неизвестны.

Но не это главное. Красная Армия мирного времени создавалась так, чтобы в нужный момент принять в свой состав миллионы резервистов, в том числе десятки и сотни тысяч десантников.

Парашютистов готовили не только в Красной Армии, но и в «гражданских» клубах. Советский Союз вступил во Вторую мировую войну с миллионом подготовленных парашютистов, которых можно было использовать как в воздушно-десантных войсках, так и в специальных отрядах — то есть, выражаясь современным языком, в подразделениях и частях специального назначения.

В апреле 1941 года в Советском Союзе началось формирование пяти воздушно-десантных корпусов, велась подготовка к созданию еще пяти.

А диверсанты всех мастей, в том числе и знакомые нам Мамсуров и Старинов, зачем-то собирались к западным границам страны, хотя к обороне страна не готовилась, хотя в возможность нападения Германии не верил никто, начиная с товарища Сталина.

Глава 4

Советские диверсанты во Второй мировой войне

1

В первые полтора десятка лет своего существования Советский Союз был предельно слаб во всех отношениях, особенно — в экономическом и военном. Коммунистические вожди опасались интервенции со стороны иностранных государств. Потому страна готовилась к обороне.

Вдоль западных границ Советского Союза была создана так называемая полоса обеспечения глубиной от 100 до 250 километров. Эта полоса протянулась от Балтийского моря до Чёрного. В пределах этой полосы все железнодорожные и автодорожные мосты, станции, паровозные депо, туннели, водонапорные башни и электростанции были подготовлены к подрыву. Команды подрывников, имевшие все необходимое для подрыва, располагались так, чтобы по сигналу тревоги немедленно приступить к работе.

В случае угрозы войны в этой полосе планировалось в кратчайшие сроки на заранее выбранных направлениях и участках установить минные поля большой глубины и протяженности, отрыть десятки и даже сотни километров противотанковых рвов, эскарпов и контрэскарпов, возвести сотни километров заминированных проволочных заграждений и лесных завалов.

Полоса обеспечения была своеобразной страховкой Красной Армии на случай внезапного нападения противника. Попав в полосу обеспечения, противник терял свое главное преимущество — внезапность. Кроме того, по мере медленного продвижения противника совершенно четко вырисовывалось то направление, на котором он сосредоточил свои главные усилия. Это давало командованию Красной Армии время и возможность подтянуть стратегические резервы на самое угрожаемое направление.

Сразу за полосой обеспечения была возведена так называемая линия Сталина: 13 укрепленных районов с железобетонными и броневыми оборонительными сооружениями. Замысел Генерального штаба Красной Армии был предельно прост: в случае нападения противник будет терять силы и драгоценное время, продираясь сквозь заграждения, завалы и минные поля. Противник будет вынужден восстанавливать мосты, железнодорожные пути, тоннели и все прочее. И только понеся значительные потери и потеряв много времени, он упрется в линию железобетонных укреплений, за которыми находятся главные силы Красной Армии.