Сложите эти числа и вы поймете, что, хотя эпидемия сахарного диабета 2-го типа и предиабета только в США поразила к настоящему времени уже более сотни миллионов людей, число лиц, страдающих ИРБТК, равно или даже превосходит эту цифру. Критики, конечно, постараются оспорить эти оценки, но полученные данные подтверждают, что избыточный рост бактерий и грибов и вызванные им заболевания очень распространены, и здоровая микрофлора кишечника является сейчас исключением.

Мы сталкиваемся с медицинским вызовом беспрецедентного масштаба. Оглянитесь вокруг себя, и вы непременно увидите человека, а, может быть, и не одного, страдающего этим расстройством. Трудно переоценить мощь этой волны изменения человеческой физиологии, вызванного нарушенным симбиозом с микробами.

Однако, если у вас нет ни ИРБТК, ни ИРГТК, то у вас, вероятно, — да что там, почти наверняка — имеет место дисбиоз. Значительные нарушения в видовом составе бактериальной и, возможно, грибковой флоры, населяющей ваш толстый кишечник, представляют ощутимую угрозу здоровью, независимо от того, регулярный у вас стул или вам требуется масса времени для успешной дефекации.

Помимо токсичных продуктов разложения микробных тел, сами микробы также могут в самых тяжелых случаях проникать в кровоток, а кровь разносит их туда, где их ни в коем случае не должно быть, — во внутренние органы. Назовите навскидку любой орган, и вы, вероятно, обнаружите обитающих в нем бактерий, оказывающих свое специфическое воздействие на здоровье. Теперь мы знаем, что бактерии, поселившиеся в желчном протоке и желчном пузыре, могут стать причиной образования желчных камней. Как правило, бактерии, обитающие в неположенных местах, принадлежат к видам кишечной палочки, синегнойной палочки или энтерококка; в норме эти бактерии присутствуют в толстом кишечнике и кале.

Патогенные бактерии и грибы были обнаружены в артериях, молочных железах, предстательной железе и даже в головном мозге — и это свидетельства проникновения микробов, влияние которого на здоровье мы начинаем осознавать только теперь.

Подобно бактериям, такие грибы как Candida albicans, Candida glabrata и Malassezia, могут подниматься вверх по всей длине ЖКТ и высвобождать продукты своего разложения, которые разносятся затем по всему организму. У некоторых людей живые грибы ухитряются выскользнуть из кишечника и угнездиться в других местах. Этим можно объяснить, почему у людей с избыточным ростом грибов часто возникают грибковые инфекции в подмышечной области, в горле, пищеводе, влагалище, паховой области и в головном мозге. Хотя грибковые поражения изучены хуже, чем бактериальные, уже сейчас можно сказать, что воздействие избыточного роста грибов влияет на здоровье намного сильнее, чем думали раньше. Недавно было обнаружено, что ткань мозга людей, умерших от болезни Альцгеймера, засеяна грибами; это наблюдение, о котором мы поговорим немного позже, вызывает особую озабоченность.

Это не инфекция в общепринятом смысле слова, когда какой-то один бактериальный или грибковый вид начинает бесконтрольно размножаться, образует наполненный гноем абсцесс и повреждает орган, в котором это происходит. ИРБТК будет более корректно назвать «заражением», то есть захватом без полного господства. Это больше похоже на заселение вашего кухонного шкафа муравьями — они не выгоняют вас и вашу семью из дома, но сильно раздражают и портят запасы вашего любимого шоколада.

Таким образом, дело не просто в избыточном росте микробов. Микробы ЖКТ воздействуют на другие органы за счет распространения своих токсичных продуктов и могут даже живыми проникать в них. В течение жизни всего двух поколений, с тех пор как в моду вошли расклешенные джинсы, а бабушки начали жаловаться на исчезновение благородных манер, изменились виды бактерий и грибов в человеческом ЖКТ; образование их побочных продуктов стало расти по экспоненте, а положение нас, их хозяев, стало весьма серьезным. Соответственно, изменилось и наше взаимодействие с ними.

Дисбиоз и, определенно, ИРБТК и ИРГТК, возможно, не диагностируются врачами, не обсуждаются в телевизионных новостях и не являются предметом панических разговоров в социальных сетях, но эти состояния могут иметь неблагоприятные последствия для вашего здоровья. Это настолько неестественные и запущенные состояния, что один только прием дорогих пробиотиков или употребление в пищу кимчи не способны их вылечить. Чтобы понять, как возникает это бедствие в нашей внутренней среде, мы начнем повествование с самого начала нашей индивидуальной жизни: с Мамы.

Микробиом, полюбить который может только мать

Наши матери первыми приобщают нас к величайшему микробному приключению нашей жизни. Начинается это приобщение с прохождения по родовым путям, затем продолжается грудным вскармливанием и физическим контактом с мамой. За счет всего этого новорожденный получает микробиом своей матери. Рождение, первые недели и месяцы жизни закладывают фундамент процесса заселения организма младенца микробами; это часть интимной и чудесной связи матерей с детьми.

Однако в наше время эта связь портится и извращается. Одним из главных вредоносных факторов, нарушающих баланс кишечных микробов у детей, является прискорбная коммерциализация материнства. Под «коммерциализацией» я имею в виду финансовые интересы, которые вмешиваются в естественное явление, называемое деторождением. Акушеры, запуганные угрозой судебного преследования и мотивированные большей платой за кесарево сечение, а также увлеченные агрессивной рекламой смесей для искусственного вскармливания, заменяющих материнское молоко, нарушают нормальную передачу микробиома ребенку. Нет никаких вопросов: случаются ситуации, когда кесарево сечение становится суровой необходимостью, но коммерческий интерес перевернул ситуацию с ног на голову, а это с самого начала ставит ребенка в невыгодное положение.

12 % детей, появившихся на свет с помощью кесарева сечения, и 17 % детей, не получающих грудное вскармливание, начинают жизнь, лишенные преимуществ приобщения к изобилию материнского микробиома. 1 из 3 детей, родившихся с помощью кесарева сечения, начинает жизнь с иным микробиомом в сравнении с ребенком, родившимся в результате естественных родов. В первом случае новорожденный получает свой микробиом в виде популяции микробов, обитающих в больнице. В нем доминируют нежелательные виды из семейства энтеробактерий — того самого семейства, бактерии которого обнаруживаются в анализах кала и в толстой кишке при ИРБТК. Эта разница сохраняется в течение многих лет после рождения. Но даже вагинальное родоразрешение не гарантирует перенос новорожденному здоровой микрофлоры, потому что большинство рожающих женщин страдают от тех же нарушающих состав микробиома факторов, от которых страдают многие из нас. Поэтому матери не могут передать своим детям сбалансированный нормальный микробиом. Еще хуже то, что матерям назначают антибиотики во время родов, например, при выполнении эпизиотомии, а также для профилактики стрептококковой инфекции новорожденного. Подобным же образом, дети, лишенные грудного вскармливания, получают микробы только с кожи матери, а также из пищи и окружающей среды, то есть им достается совершенно другой набор микробов, набор, в котором отсутствуют виды бактерий, антитела и питательные вещества, содержащиеся в грудном молоке. Самые тяжелые нарушения микробиома наблюдают у недоношенных детей, потому что они, как правило, получают интенсивные курсы антибактериальной терапии, часто в течение всего времени, что они находятся в отделении интенсивной терапии, разлученные с матерями.

Но что, если, подобно многим другим современным людям, женщина детородного возраста любит сладкие и газированные напитки, принимает нестероидные противовоспалительные средства для облегчения менструальной боли, до беременности принимает противозачаточные средства или использует внутриматочную спираль, потребляет с хлебом гербицид глифосат [Глифосат — гербицид, использующийся для борьбы с сорняками.] — короче, если у нее чудовищно изменен микробиом? Потенциальным следствием может стать укорочение периода внутриутробного развития ее ребенка и преждевременные роды или выкидыш. (Вы только подумайте об этом: нарушение микробиома у беременной женщины может стать причиной преждевременных родов — какое поразительное сочетание!). Матери, страдающие язвенным колитом или болезнью Крона, передают своим детям иной микробиом в сравнении с матерями, у которых нет этих заболеваний. Измененный состав микробов сохраняется у ребенка в течение длительного времени после рождения. Отражением мощного влияния материнского микробиома является патологическое воздействие гингивита у матери — да, поражения десен, образования, удаленного от матки на десятки сантиметров. Материнский гингивит может повысить риск преждевременных родов или рождения ребенка с пониженным весом.

Теперь вообразите себе ребенка, рожденного естественным путем здоровой матерью, получавшего грудное вскармливание в течение первых двух лет жизни (исключительно грудное вскармливание первые шесть месяцев, а затем с добавлением искусственных смесей и твердой пищи согласно рекомендациям Всемирной Организации Здравоохранения). Этот ребенок не получал антибиотики и другие лекарства, живет на здоровом питании без глифосата, гербицидов и пестицидов. Ему позволено активно взаимодействовать с окружающей средой, то есть копаться в земле, гладить домашних животных, прикасаться к другим детям. Иными словами, он получает возможность обладания здоровым и полезным микробиомом, потому что сводятся к минимуму факторы, нарушающие здоровый баланс микробов, и получают преимущество факторы, способствующие развитию здорового биома. Если мы проанализируем состав кишечной флоры у этого ребенка, то вы явим смесь полезных бактерий, причем число их будет резко уменьшаться в направлении подвздошной и тощей кишок. Этот микробиом будет богат такими здоровыми и полезными видами бактерий как лактобациллы, бифидумбактерии и аккермансии; госпитальные и патогенные штаммы в кале такого ребенка окажутся в меньшинстве. У него будет регулярный стул, не будет кожных сыпей и аллергии, для него будет характерно нормальное ментальное, эмоциональное и физическое развитие. Этот ребенок будет находиться на нормальном конце шкалы качества человеческого здоровья, будет иметь благоприятную кишечную флору, обеспечивающую долгую и здоровую жизнь. К несчастью, такой теоретически здоровый ребенок становится в нашем современном мире исключением из правила.