Мы неспешно пошли по рядам, с любопытством оглядываясь по сторонам. Я исподтишка любовался фигуркой и лицом своей аватары и сумел подметить, что этот рынок ей, так же как и мне, в новинку.

Возле одной из лавок мы наткнулись на двоих людей, которые никак не могли понять друг друга.

Продавец чесал бороду и басил по-русски:

— Ни бельмеса не понимаю, бусурманин. Вот ведь немчура неграмотная.

Покупатель вещал по-английски:

— I want to buy this ring for my wife.

В общем, оба местных (иначе говоря, НПС, в смысле жители игры) мучились невероятно.

— Кстати, один из возможных квестов игры. Помочь двум разноязыким совершить сделку. В награду получишь экспириенс и деньги этого мира, — сказала Аллинель. — У тебя как с английским?

Я замялся, так как хотя и учил его всерьез, но это было давно и неправда. Слишком многое успел забыть.

— А нет здесь квестов попроще? — поинтересовался я у своей «тени». — Посылки потаскать, приветы попередавать?

Она на секунду закрыла глаза, затем нахмурилась и покачала головой:

— В «Королевстве мечты» нет бессмысленных и бесполезных квестов. Если ты учишься, скажем, на травника, то знания, приобретаемые в игре, вполне применимы на практике. Здесь целительные зелья делаются из зверобоя, крапивы, ромашки и других лекарственных трав, имеющих аналоги в твоем мире. Улучшая навыки травника, ты узнаешь, как называются и выглядят растения, как их лучше собирать и хранить, как делать из них исцеляющие настои. Очень полезное умение. Рекомендую. Травники пользуются большим уважением среди местных жителей.

— Я подумаю. А пока попробуем начать с искусства переводов. Can I help you, sir?

Торговец, увидев потенциального толмача, расцвел:

— Если поможешь объясниться с бусурманином, то одарю тебя десятой частью от выручки, отрок, — предложил он, вытирая пот со лба.

Я стал переводить. С грехом пополам, с трудом вспоминая слова и фразы, отчаянно жестикулируя, смог понять, что иностранец хочет купить кольцо для жены и две рубахи, вышитые славянскими узорами.

— Exotic, — говорил иностранный гусь и улыбался.

Дальше начались трудности. Англоязычный покупатель не хотел переплачивать за экзотик, поэтому стороны начали отчаянно торговаться вплоть до медяка.

Наконец они ударили по рукам и обменяли кольцо и две рубахи на шесть серебряков.

Иностранец сказал мне: «Thank you», одарил медной монетой и, довольный, потопал по своим делам, а торговец вместо того, чтобы отдать мне честно заработанные медяки, стал активно пытаться всучить вместо денег какую-нибудь амуницию.

По совету Аллинель я взял кожаную флягу и маленький деревянный крестик на веревочке, дающий бонус «плюс одна защита».

Я надел амулет, поместил флягу в игровой мешок, поблагодарил торговца за возможность заработать и вышел из лавки.

Передо мной возникла надпись:

«Вы заслужили 30 очков опыта. Уровень — 0, очки жизни — 20, сила — 1, ловкость — 1, мана — 10, мудрость — 1, защита — 2 (1). Цифра в скобках обозначает вашу базовую характеристику, не увеличенную за счет предметов. Вы получили 1-й ранг профессии переводчик. Чтобы получить 1-й игровой уровень, нужно набрать еще 70 очков опыта».

Мы пошли дальше вдоль лавок и спустя пять минут наткнулись еще на одного туриста и торговца, не понимающих друг друга.

Импортный гость хотел купить «present for wife» и приглядывался к небольшой серебряной вазочке.

Долгая, упорная торговля при моем посредничестве завершилась полным успехом и принесла мне три медяка награды от покупателя и один серебряный комиссионных от продавца. Впрочем, расставаться с деньгами он не спешил, а отозвал меня в противоположный от Аллинель угол лавки и зашептал мне на ухо:

— Красивая у тебя спутница, парень. Не будь я женат, то попробовал бы за ней приударить. Зачем тебе деньги, возьми лучше украшение. Девушки любят внимание и красивые побрякушки, — и вытащил из-под прилавка шкатулку с десятком тоненьких, но не лишенных изящества серебряных колец. Одно из них в виде змейки сулило своей хозяйке «плюс одну защиту, плюс одну ловкость». Его я и выбрал.

Аллинель, получив подарок, очень сильно обрадовалась, мило покраснела, поцеловала меня в щеку и потом часто бросала на колечко довольные взгляды. Украшение ей понравилось чрезвычайно.

Передо мной вспыхнула подсказка:

«Вы получили +30 очков опыта. Чтобы получить 1-й уровень, нужно набрать еще 40 очков опыта».

Дальше гуляя по базару, мы наткнулись на огромный шатер, на котором было написано «Всепланетный шахматный турнир. Сразись с мастером. Поставь медяк. Если победишь — выиграешь золотой».

Вспомнив, что когда-то увлекался шахматами, я решил зайти вовнутрь и узрел следующую картину: мужчина с черкесским лицом (вылитый Остап Бендер из фильма Гайдая) бодро ходил в середине зала от доски к доске и вел три десятка партий одновременно.

С ним играло пятеро людей, семеро светлых и девять темных эльфов, шесть гномов, три орка и даже один здоровенный лесной кабан. Уставясь в доску, он сердито похрюкивал, а за него переставляла фигуры, видимо, повинуясь мысленным командам, симпатичная грудастая аватара.

Я присел за свободный столик, и передо мной, как по волшебству, возникла шахматная доска с изящно вырезанными из полудрагоценных камней фигурками.

Пешки изображались в виде эльфийских лучников, ладьи напоминали энтов, кони — всадники на единорогах, слоны — тяжеловооруженные рыцари. А ферзем была прекрасная эльфийская королева.

«Делайте ставку», — возникла подсказка.

Я положил медную монету рядом с доской и ничуть не удивился, увидев, как она растворилась в воздухе.

Мастер оказался чрезвычайно хорош и поставил мне мат на семнадцатом ходу. Мои одеревеневшие за год игры мозги ничего не смогли ему противопоставить.

Я лишился медяка, зато получил тридцать очков опыта и мудрое напутствие:

«Проигрыш сильному противнику приносит гораздо больше пользы и опыта, чем победа над слабым».

Я немного расстроился из-за финансовой потери, а затем мой взгляд упал на возмущенно хрюкающего свина, тоже потерпевшего поражение.

— Что-то я не помню такого персонажа в стандартных расах игры… — хмыкнул я удивленно. — Или кабаны — это редкая разновидность гномов?

Аллинель рассмеялась:

— Нет, это заколдованный орк. Он, сильно выпив, нахально приставал к жрице Богини света, пытаясь добиться ее расположения. Священнослужительница взглянула на нахала и сказала, что тот по ошибке родился орком, а по сути свинья. Наутро бедолага захрюкал. Насколько я понимаю, теперь данный перс собирает деньги, чтобы воздвигнуть храм в честь богини и тем самым заслужить ее снисхождение.

Я фыркнул. Судьба свиноорка не вызывала никакого сочувствия. Так ему и надо.

Следующее задание я брать не торопился, так как помнил, что халява этого чудесного мира только для нулевого левела. Еще десять очков экспириенса — и меня выкинет в реал.

Мы вышли с рынка и пошли не спеша бродить по улочкам Вавилона, восхищаясь красотой и разнообразием архитектурных изысков столицы Королевства мечты, поели шашлык из драконьего хвоста, попили свежего молока единорога (для нубов бесплатно), затем, пользуясь порталами, побывали во многих красивейших местах этого мира (горы Вечной Стужи, океан Удовольствий, кишащий любвеобильными русалками, и т. д.), пока передо мной не появилась надпись:

«Разрешенного игрового времени осталось 14 минут 59 секунд, 14 минут 58 секунд…»

— Ты должен пройти свой последний квест, Вит, твое время истекает, — с грустью сказала моя «тень».

Мы воспользовались телепортом и снова оказались возле шахматного клуба.

— А нельзя ли выбрать противника полегче? — спросил я. Мастер мне явно не по зубам, а проигрывать не хочется.

Аватара ехидно усмехнулась:

— А как же мысль, что лучше выбирать противников посильнее?

— Иногда стоит сражаться с соперником, который тебе по силам. Биться головой о кирпичную стену или прыгать через пропасть не всегда правильный выбор.

Оказалось, что можно сыграть с подмастерьем, рискнув медяком против серебряного. Или с учеником. Ставка — медная монета против медной.

Партия с подмастерьем давала двадцать очков экспириенса, а с учеником — десять.

В качестве противника я выбрал ученика. Что-то мне подсказывало, что подмастерье моим мозгам, заржавевшим от месяцев тупого зависания в вирте, не по зубам. Я оказался прав: даже новичок стал для меня серьезным испытанием. К концу партии я вытирал пот со лба. А еще говорят, что эльфы не потеют. Это они просто в шахматы не играли. В конце концов остатки разума все-таки проснулись во мне, и на сорок третьем ходу я одолел прыщавого подростка НПС.

Раздалась торжественная мелодия, и передо мной возникла надпись:

«Вы достигли 1-го уровня, очки жизни — 20, сила — 1, ловкость — 1, мана — 10, мудрость — 1, защита — 2 (1). Вы получили 1-й ранг профессии переводчик. Чтобы получить 2-й игровой уровень, нужно набрать еще 200 очков опыта. Вы можете распределить 2 очка умений, когда в следующий раз появитесь в игре. Ваше время истекло. Не забудьте попрощаться со своим аватаром».

— Стойте, — отчаянно завопил я, — дайте еще хотя бы ми… — и меня безжалостно вышвырнуло в реальный мир.

Моего пробуждения ждали Карина и улыбающийся, как кот, обожравшийся сметаны, батя. Ну да, он же нырнул в вирт на пятнадцать минут раньше и уже наигрался всласть.

— Ну как? — спросила девушка. — Понравилось?

Я поднял большой палец вверх.

— А я тебе что говорил, — обрадовался отец. — Ну что, будешь играть в «Королевство мечты» или вернешься к старой игрушке?

Я вспомнил своего старого перса в «Потерянных землях», на прокачку которого убил год, затем Аллинель. Эльф-рейнджер казался глупой рисованной мультяшкой по сравнению с живой реальной девушкой.

— А что будет с моей «тенью», если я больше не вернусь в игру? Центральный процессор сказал какую-то чушь о том, что она умрет с горя. — Я озадаченно почесал макушку.

Карина нахмурилась:

— Это не чушь. Умрет. Не так, конечно, как мы, люди, но очень похоже…

— В смысле компьютер сотрет ее из памяти?

— Видишь ли, Виталий, — сказала мне девушка, — твоя «тень» — это не просто деталь пейзажа, подчиняющаяся командам игрового кода, она почти полноценный и самостоятельный искусственный интеллект. Аватара испытывает эмоции, думает, чувствует, учится, совершает ошибки, взрослеет, совершенствуется.

Я недоверчиво покачал головой. Как может быть простая аватара полноценным ИИ?

— А ты как думаешь, почему наша компания берет так много денег со своих клиентов?

— Из-за жадности? — предположил я.

— Нет, — рассмеялась Карина, — не только. «Дрим кингдом» обслуживается более чем сорока пятью тысячами серверов, и каждый день их число увеличивается. Игра очень-очень детально проработана. Я думаю, ты сам успел это заметить. В твои «Потерянные земли» играют в десять раз больше геймеров на всего лишь восьми тысячах серверов. Поэтому и графика и вирт там не самого лучшего качества.

Я согласно кивнул. И там не было самого главного — аватары, «тени», Аллинель.

— Пап, я хочу играть в «Королевство». Пофиг на старую игрушку. По сравнению с этой она убогая подделка. Но где я возьму тысячу долларов в месяц на аренду игрового доступа и десять тысяч баксов на покупку вирткостюма?

Батя сделал эффектную паузу. На его лице сначала застыло выражение типа «Дорогу осилит идущий» и «Терпение и труд все перетрут», — а затем он рассмеялся:

— Во-первых, не тысяча, а дешевле. Для семей у компании солидная скидка. Учитывая, что ты — третий игрок в нашей семье…

— Как? Мама тоже? — Я от изумления открыл рот.

— Она сначала пыталась ругаться со мной по поводу игры, но я уговорил попробовать, и теперь ее за уши не оттянешь. Она целительница девятого уровня. К чему я это? Мы запишем аренду твоего персонажа за семейный счет, и это будет стоить всего двести пятьдесят долларов сверху, а не тысячу. Так уж и быть, пока ты не окончишь университет, буду вносить за тебя эти безумные деньги. Покупать костюм тоже необязательно. В Питере масса центров аренды и, насколько я знаю, каждый месяц открываются новые. С оплатой их услуг поступим немного по-другому: я оплачу тебе приобретение браслета, который будет фиксировать твое время (постарайся его не ломать — дорогой, сволочь), и внесу аванс за десять часов аренды костюма. Будет тебе стимул побыстрее найти нормальную работу и платить самому. Согласен?

Я кивнул головой. Мне не терпелось поскорее получить браслет и начать зарабатывать игровое время, делая что-нибудь полезное для себя, общества, родины, вселенной. Чтобы побыстрее снова оказаться в «Дрим кингдом».

Батя оплатил покупку браслета, и Карина тут же стала настраивать вновь приобретенный девайс.

— Во включенном состоянии он будет фиксировать каждый твой шаг, каждую секунду. Если надоест присмотр, то этой кнопкой можешь его выключить или даже снять. Такое требование выдвинули клиенты для безопасности их бизнеса и защиты прайвеси, ну, частной жизни. Наша компания с удовольствием пошла навстречу. Зачем искушать своих сотрудников чужими тайнами? Главное, не забывай включать обратно, так как в отключенном состоянии браслет игровое время не засчитывает.

Принцип подсчета предельно прост. Один час игры зарабатывается четырьмя часами работы, тремя часами учебы и двумя спорта соответственно. Проблему большинства жителей мегаполисов — недостаток физической активности — создатели игры не обошли стороной. Но в плане спорта есть жесткое ограничение: все, что сверх двух часов в сутки, для целей игры не учитывается.

Есть еще масса условно-полезного времени, которое дает плюс в игре. Подробнее посмотришь на нашем сайте, а основное найдешь в этой распечатке.

— А почему работе присвоен такой плохой коэффициент? — удивился я. — Она ж вроде как позволяет на хлеб насущный зарабатывать… и на оплату игры…

Карина бодро, явно пересказывая давно заученный текст, оттарабанила:

— «Королевство мечты» — это, прежде всего, таймменеджерская игра, направленная на развитие не только персонажей, но и игроков. К сожалению, реальность такова, что большинство людей на работе тупо просиживают штаны, превращаясь в корпоративных зомби. Они не развиваются, ничему не учатся, а просто привычно тянут лямку, как старая лошадь хомут, или носятся без толку, как белка в колесе. Поэтому базовый коэффициент для работы — четыре к одному. Если работа связана с развитием личности, постоянным совершенствованием, обучением, то коэффициент повышается до трех к одному, в ряде случаев даже выше. А если геймер откровенно просиживает штаны на службе, то коэффициент может упасть до пяти, шести и даже семи к одному.

— Звучит логично, — согласился я, пробегая глазами текст. — О-о-о, вижу, секс у разработчиков игры в явном фаворе. Приравнен по полезности к спорту. Только почему у вас на него ограничение, как и на спорт?

Карина выдала мне дежурную вымученную улыбку. Было видно, что этот вопрос ей задавал каждый геймер-неофит, изгаляясь в меру собственного чувства юмора. Улыбка значила: «Как же вы меня достали».

— Игра рассчитана на людей обеспеченных, то есть среднего и старшего возраста. А для них злоупотребление физическими нагрузками чревато. Отсюда и ограничение.

— Извините за дурацкий вопрос, — покаялся я, — но все-таки два часа в день на спорт плюс секс явно маловато.

Девушка скептически осмотрела мою фигуру, затем фыркнула:

— А ты последний месяц много и тем и другим занимался, геймер?

Весомый аргумент, ничего не скажешь.

Батя объявил:

— Туше. Или шах и мат. Ладно, Ромео, потом девушку покадришь. Идем. Проведешь немного времени со стариком-отцом. Спасибо вам, Карина, — и потащил меня к выходу.

Сотрудница «Королевства мечты» попрощалась:

— Всего доброго. Заходите еще.

Мы с отцом не торопясь пошли по набережной Фонтанки, любуясь рекой.

— Ну как? — спросил он. — Не жалеешь о потраченном времени?

— Сам ведь знаешь, что нет. Не думал, что виртуальность может быть такой…

— Яркой? — подсказал отец. — В свою старую игру будешь играть?

— Нет, конечно. По сравнению с «Королевством мечты» она полный отстой, — был вынужден признать я. — А еще аватар… «тень»… она — это нечто.

— Аватар — это образ твоей идеальной женщины, воплощение мечты, — сказал батя. — Она лучший магнит и наркотик. То, что надолго привяжет тебя к игре.

— А мама не ревнует к твоей «тени»? — поинтересовался я. — И ты, кстати, ее?

— Нет. — Он так расхохотался, что едва не сел на мостовую. — У меня аватар мужик, а у нее — девушка. В игре стоит ограничение для женатых в выборе аватаров. «Дрим кингдом» не хочет быть причиной развалов брачных союзов. К тому же я уже встретил женщину своей мечты двадцать пять лет назад и женился на ней. Незачем мне виртуальные красотки. Тебя, насколько я понимаю, из общаги выперли? — вдруг спросил он.

Я кивнул.

— Значит, я не зря заказал двухместный номер. Несколько дней потусуешься у меня, отмоешься, отъешься, блох выведешь, а я договорюсь о твоем восстановлении и помогу найти работу, — бодро сказал отец.

Я только руками развел: мне всегда было непонятно, как батя умудряется, почти не выезжая из нашего медвежьего уголка, иметь друзей и знакомых по всему миру.

— А ты в какой гостинице остановился?

— «Хотельхаус» возле «Маяковской». Эта маленькая гостиница принадлежит моему другу. У меня там хорошие скидки.

— Машину поймаем или на автобусе? — уточнил я.

— Сынку, ты чего? Погода чудная, центр города, великолепная питерская архитектура. Ножками пойдем. Надо ж попу разминать. К тому же глянь на свой браслет.

Я посмотрел и присвистнул: на таймере медленно тикало время: «5 минут 1 секунда, 5 минут 2 секунды…»

— Прогулка на свежем воздухе. Четыре к одному, — прокомментировал отец. — Дома я, правда, добавляю МР3-плеер и уроки китайского.

— Чего? — удивился я.

— Не чего, а… — рассмеялся отец, выдав фразу на китайском. — Английский у меня давно флуент, поэтому взялся за изучение второго по перспективности языка. И в игре, кстати, за переводы с китайского очень хорошие бонусы дают. Там, где английский приносит серебро, приличный ханьский диалект оплачивается полновесным золотом. Да и по работе часто сталкиваюсь с последователями Великого Кормчего. Очень забавно к концу переговоров сказать партнерам по-китайски, что они произвели необычайно хорошее впечатление. Хунхузы, болтая на родном языке, часто проговариваются об очень интересных вещах.

По приходе в номер батя загнал меня в душ, а мои «лохмотья» отдал в прачечную.

— Завтра с утра приоденем тебя и пострижем «под ежик». В твоем возрасте выглядеть гаврошем не комильфо. В наше практичное время попрошайки не пользуются у девушек популярностью.

Выйдя из душа в махровом гостиничном халате чистым и довольным жизнью, я с минуту наблюдал, как отец молотит воздух руками и ногами, поражая многочисленных невидимых противников.

— Бой с тенью — одна из наиболее эффективных разминочно-тренировочных техник, — пояснил батя, заметив, что я за ним наблюдаю. — Сорока — пятидесяти минут в день хватает, чтобы поддерживать вполне приличную физическую форму. И главное, не надо тратиться на фитнес-клубы, можно заниматься дома или на работе, сняв пиджак и ослабив узел галстука.