Владимир Серкин

Мышление шамана

Предисловие

Прошло 20 лет после первого издания книжки «Хохот Шамана» (Магадан: Кордис, 2001. 55 с.) [Все мои тексты о Шамане, изданные до конца 2020 года, вышли под грифом «Литературно-художественное произведение» и объединены в «Большую книгу Шамана». М.: Издательство АСТ, 2018–2020 (годы переизданий). 592 с.]. Все эти годы вел и веду, с одной стороны, жестко позитивистские [Позитивистский здесь — основанный только на позитивных эмпирических (наблюдение, опрос, эксперимент и т. д.) данных и логических выводах на их основе.] курсы (например, «Теория и методология современной психологии») в СВГУ и НИУ ВШЭ [СВГУ — Северо-Восточный государственный университет (Магадан), отделение психологии; НИУ ВШЭ — Национальный государственный университет «Высшая школа экономики» (Москва), факультет (сейчас департамент) психологии.], с другой — факультатив или кружок по парапсихологии и эзотерике. Некоторые фрагменты курса по методологии использовались в курсе парапсихологии для попыток объяснения феноменологии, а аспекты курса парапсихологии до последних лет практически не использовались в курсе методологии, ограниченном как рамками Госстандарта, так и позитивистскими требованиями (верифицируемость, фальсифицируемость, принятая парадигмальность и др.).

При первых контактах с прототипами моего литературного героя (90-е годы XX века) — Шамана — я, осознавая ограниченность позитивистской научной парадигмы, сознательно отказался от детерминистской интерпретации и стал просто описывать взаимодействие. Сегодня (2020 год), с пока слабым развитием средств неклассической и постнеклассической науки, вижу некоторую возможность уже и научной интерпретации части феноменологии шаманизма и продолжу ее (если хватит времени) в следующих работах.

В настоящее время накоплены миллионы фактов (трансперсональный, религиозный и психотехнический опыт, неожиданное знание древних языков не изучавшим их человеком, предсказания будущего (проскопия), «выходы из тела» (ВТ) и путешествия сознания, телепатия, телекинез и пр.), многие из которых объективно зафиксированы на основе строго позитивистских требований и подкреплены свидетельствами и рассуждениями авторитетных ученых (Зинченко, Леонтьев, 1970).

Например, человек в состоянии клинической смерти, в период, когда все физиологические и связанные с ними нейрокогнитивные процессы полностью отсутствуют (нулевые показатели электроэнцефалограммы и индикации всех других процессов), в состоянии ВТ наблюдает за происходящим и, после выхода из состояния клинической смерти, сообщает и о происходящем в целом, и о конкретных фактах и деталях ситуации (Ревонсуо, 2013).

Дальнейшее игнорирование многочисленной не объясняемой существующими теориями феноменологии психических явлений не приведет к исчезновению этой феноменологии, но может привести к потере научного статуса самой психологии (Серкин, 2015).

Согласно обязательным методологическим требованиям к теориям (объяснение фактов, предсказание новых), теории, не объясняющие фактов, должны быть отклонены как несостоятельные, а вместо них должны быть предложены новые, объясняющие всю совокупность накопленного эмпирического материала. Да и зачем нужны науке теории, игнорирующие и не объясняющие многочисленные и общеизвестные факты?

Данная работа написана на основе лекции «Мышление шамана», прочитанной осенью 2019 года. Позвонила мне незнакомая тогда Ольга Форись (спасибо ей) из АНО (автономная некоммерческая организация) «Университет 2035» (проект «Клубы мышления») и предложила прочитать такую лекцию через две недели. О Сколково я что-то слышал, об остальном до этого и не слышал. Времени было мало, шли занятия по расписанию, нужно было ехать в Пермь на уже согласованную встречу с читателями (давно обещал), но… тема мне была интересна. Давно хотел обдумать, а тут и такой запрос.

Соответственно, лекция писалась урывками, минутами. Однако именно во время подготовки к лекции впервые возникло желание соединить позитивные методологические установки с фактами (феноменологией) хотя бы описанной или лично знаемой шаманской практики и, наконец, начать предлагать свои возможные объяснения, частично выходящие за рамки существующих теорий и концепций.



И после прочтения (2 декабря 2019 года) лекция продолжала обдумываться. Просматривая видеозапись, видел как преподаватель, где не хватало примеров, где недообъяснил и т. д. Правда, если все объяснять и иллюстрировать, то объем лекции был бы уже не 1 час 30 минут, а гораздо больше. В конце концов, в октябре 2020 года, решил остановить на три-четыре месяца работу над следующей книгой (Биография Шамана) и дописать то, что было не досказано на лекции о мышлении шамана. Естественно, опирался кроме изданий о шаманизме, в основном, на свой опыт и контакты с коренными малочисленными народами Севера (КМНС) [Под этим термином в отечественной литературе подразумеваются также малочисленные народы не только Северо-Востока России, но и всего российского Дальнего Востока.] и юго-западнее с уже просто коренными (не малочисленными) народами Сибири и Дальнего Востока РФ (конкретно — коренными народами Якутии и Бурятии). В данной работе используется название «эвелны», которое представляется мне более конкретным, чем использовавшееся слишком широко название «тунгусы». В царской России и в первой половине XX века под термином «тунгусы» понимались все коренные народы Сибири. С культурой некоторых из них я знаком только по литературным источникам.


Так выглядит из самолета (высота 10 000 м) основная часть Магаданской области, © В. Мягков


Надеюсь, что предлагаемая небольшая авторская монография поможет читателю глубже понять мои книги о Шамане (я их писал более свободно под грифом «Литературно-художественное издания»), а книги, в свою очередь, могут являться огромной кладезью примеров для более строгих, но ограниченных в объеме монографических текстов и статей.

Терминология книги мало отличается от общеизвестной. Введено лишь два новых термина — «психотело» и «ноогенез». Психотело — функциональный орган, для проявления возможностей которого требуется согласованные психические и физические действия (например, одновременный танец с бубном, пропевание формул и определенные психические усилия). Ноогенез — одна из линий интегрального процесса, объединяющего филогенез, антропогенез и развитие высших психических функций. Ноогенез неразрывно связан с этногенезом и также определяет конкретные варианты бытия Homo Sapiens, как и последний (Гумилев, 2014).

В этой небольшой книге использованы работы как признанных в современном научном мире авторов, так и пока непризнанных (но и не опровергнутых). Также использованы материалы собственных наблюдений и бесед и записанные рассказы очевидцев, которым я доверяю. Они также имеют разные статусы. Если, например, единичные наблюдения и беседы А. Р. Лурии (2018) или размышления З. Фрейда (1990, 2018), К. Г. Юнга (1991) признаются (без доказательств) как научные многими учеными, то ряд аналогичных работ современных авторов скорее можно отнести (по критерию признания) к жанру научно-популярной литературы. Относя по критерию времени к последним и жанр своей работы, пока определю ее также.

Для лучшего понимания некоторых сложных для современника мыслей и просто для живости чтения в работу включены 164 сноски (сначала разъясняющих, потом и иллюстрирующих) и 54 примера.

...
19 октября 2020 года

Введение

(считаю чрезвычайно важным, чтобы все это не было потеряно без возможности восстановления)

Сегодня вероятность встретить настоящего «классического» шамана, обслуживающего родоплеменную общность, исчезающе мала. И потому, что очень мало осталось таких общностей, и потому, что даже немногие остающиеся общности уже все равно не могут вести замкнутый образ жизни (товарообмен, коммуникации и т. п.). Сегодня в России все практикующие неошаманы [Система мышления классического шамана была выстроена на основе других принципов (деятельностных), чем требуются (и воспитываются) для прохождения современной (понятийной) системы образования.] (имею в виду только настоящих, которых пока меньшинство среди большого количества эксплуатирующих тему жуликов) прошли через систему школьного и иногда вузовского образования. Соответственно, у них еще в некритичном возрасте была выстроена понятийная система мышления, отличающаяся от системного наглядного мышления шамана родоплеменной общности.

Несмотря на существующие многочисленные феноменологические описания этнографов, историков и других специалистов, практически нет психологических описаний трансцендентальной деятельности (особенно внутренней деятельности) [Допускаю принципиальную возможность восстановления такого типа мышления, но уже только после сознательного «преодоления» (на новом витке спирали развития) сложившейся понятийной системы.] классического шамана. Восстановление (увы, не описание) этого уже сегодня необходимо является конструктивным на основе наблюдений, описаний и интервью.

Некоторые из действующих неошаманов утверждают, что школьные или даже вузовские знания мало пригодились им в шаманской практике. Но свободное владение русским языком, умение читать, писать и считать, профессиональные знания и социальная адаптация (все это очень полезно в социуме) свидетельствует о том, что их мышление и образ мира являются вполне современными.

В психологических словарях и учебниках мышление [Мышление постольку процесс отражения объектов, поскольку оно есть творческое преобразование их субъективных образов в сознании человека, их значения и смысла для разрешения реальных противоречий в обстоятельствах жизнедеятельности людей, для образования ее новых целей, открытия новых средств и планов их достижения, раскрывающих сущность объективных сил природы и общества. (Большой психологический словарь. 2003.) // Мышление здесь описывается как направление сознания (потока сознания, фокуса сознания) на решение задачи (непосредственное решение или организация деятельности (индивидуальной или групповой) для получения результата. В отечественных и зарубежных учебниках и словарях содержательного определения мышления не дается (высшая форма отражения и пр.), но называются некоторые его важные характеристики: обобщение и выделение существенного, связь мышления с высшей нервной деятельностью и языком. // Мышление изучается как процесс отражения действительности в её существенных и обобщенных чертах в отечественной психологии на основе марксистской методологии. В зарубежных психологических подходах чаще исследуют структуру мышления (когнитивная психология), связь мышления с языком (когнитивная лингвистика) и связь мышления и процессов в мозге (нейронауки).] определяется как процесс (опускаю общие фразы типа «высшая форма отражения») отражения обобщенного [Обобщение (англ. generalization) — одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид обобщения, выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. (Большой психологический словарь. 2003.)] и существенного [Существенное — это важное, ключевое для успешного выполнения деятельности. В одном и том же предмете для одной деятельности могут считаться существенными одни признаки, а для другой деятельности — совершенно другие. Например, при выборе телефона один человек выделяет существенным признаком большой размер экрана, потому что это позволит ему удобнее играть в мобильные видеоигры. Другому человеку не важен размер экрана, он считает существенным признаком цвет и материал корпуса, потому что ему хочется, чтобы телефон как аксессуар сочетался с его деловым имиджем.]. Еще процесс принятия решений, процесс решения задач и т. д. Два вопроса сразу возникает к этим определениям: во-первых, отражение где? Отражение в сознании, психике, в образе мира (еще об этом поговорим). Соответственно, нужно разбираться с вопросами о том, что такое сознание, психика и образ мира.

Второй вопрос об «обобщении существенного». Для чего существенного? Об этом тоже не часто пишут, но сразу скажу — существенного для деятельности (и любой активности). К сожалению, для учебной и научной деятельности существенными являются те признаки (свойства), которые часто несущественны в практической. Этим [Неосознаваемая необходимость смены наполнения понятия.] во многом можно объяснить те трудности, с которыми сталкивается выпускник учебного заведения, приступая к профессиональной деятельности.