Этот конкретный политрук оказался нормальным парнем. Не вредным и довольно умным. То есть он с нами не одними лозунгами общался. Частенько на его политинформациях поднимались очень интересные вопросы: о политике, о войне, об истории, о науке, о технологиях и еще о многом другом. В общем, даже мне, человеку из будущего, было интересно слушать нашего Яшу. Мы его потом все стали так называть. А он и не обижался на это. Нормальный парень, короче, этот наш политрук. Нормальный у него взгляд на жизнь. Не сильно зашоренный. Вот только я боюсь, что сожрут товарища Штильмана его коллеги. В политорганах Советского Союза такие свободные взгляды не очень приветствуют. Не любят там такого, что не соответствует их железобетонным догмам. Боятся думающих людей. А наш Яша умел думать. И очень даже неплохо это делал. И это его может погубить. Волна репрессий поглотила массу таких вот принципиальных и думающих людей. Которые искренне верили в советскую власть. Но им это не помогло, к сожалению. Но пока наш политрук здесь с нами. Будет вдохновлять нас на подвиги.

Ужин в аэродромной столовой меня приятно удивил. Кормят тут советских добровольцев как на убой. Очень вкусно кормят. Мне испанская кухня очень понравилась. Блюда все очень питательные и вкусные. Много мяса. Персонал в этой столовой весь из местных. И готовить они умеют. Мне сказали, что здесь даже какой-то знаменитый шеф-повар работает. Из самого крутого ресторана Мадрида. Этот ресторан всегда славился своей кухней. А недавно его разбомбили франкисты. И этот повар Мигель Кано остался без работы. Думаете, что его бы не взяли в другой ресторан? Взяли бы. Еще как взяли! Он же очень знаменитая личность в ресторанном бизнесе. Но дон Мигель решил помогать республиканским войскам. Он сам пришел на призывной пункт и записался в добровольцы. И к нашему счастью, его не отправили куда-нибудь в пехоту. Где этот чудесный повар бы и сгинул в очередной глупой атаке. Господина Кано распределили в эту столовую, чтобы он мог работать по своему профилю. Молодцы испанцы. Респект и уважуха!!! Спасибо им за то, что такой талант теперь радует нас своей готовкой. Кстати, меня очень сильно удивил один факт. Там за ужином нам подали еще и вино. По желанию. Красное или белое. Не много. Всего один бокал на человека. Но тем не менее оно на столе было. И народ его с удовольствием дегустировал. Я посмотрел с сомнением на нашего политрука. Уж он-то должен следить за нашим моральным обликом. Но Яша на это даже не отреагировал. Уже позже я узнал, что тут такое в порядке вещей. Испанцы всегда подают вино к обеду и ужину. Это типа национальная традиция такая.

Тем более что наливают не очень много. Чисто для поднятия тонуса. Поэтому даже наши добровольцы стали принимать винцо. Но только за ужином, когда все полеты уже кончаются. И политические работники смотрели на это сквозь пальцы. Типа на войне можно! Теперь я понимаю, откуда ноги растут у наркомовских ста грамм водки, которые потом начнут выдавать советским бойцам во время Великой Отечественной войны.

Глава 9

Первый бой

Как это ни странно, но следующий день нас никто не дергал на боевые вылеты. Самолеты франкистов бомбить Мадрид не летали. И наша эскадрилья усиленно тренировалась летать парами. И делали мы это не только в воздухе. Даже на земле все наши пилоты теперь ходили только своими парами, притираясь друг к другу. Я этот метод когда-то вычитал в мемуарах советских летчиков, воевавших в войне 1941–1945 годов. Типа так ведомым проще и быстрее привыкать всюду следовать за своими ведущими пары. Так у него вырабатывается нужный рефлекс, заставляющий пилота не отрываться от своего ведущего, что бы ни происходило. Мы это еще в авиашколе попробовали на курсантах. Метод сработал. И теперь его вовсю применяем здесь в Испании. А то на частые полеты горючки не напасешься. Тут ведь все же война идет. И лимиты по топливу у нас имеются довольно небольшие.

Следующие два дня боевых вылетов тоже не было. Вообще никто не летал. Ни наши, ни франкисты. Над Мадридом все это время висели низкие тучи и шел противный и холодный дождь. Короче говоря — нелетная погода. По такой погоде летать очень опасно даже на более современных самолетах. А уж на том антиквариате, на котором тут все сейчас летают, так и вовсе смертельно. На третий день наконец-то выглянуло солнце. И все начали наверстывать упущенное. Начали интенсивно летать. Нашей эскадрилье командование выделило квадрат над восточными районами Мадрида. Каждый час там должны были барражировать в воздухе по три пары наших «чаек», патрулирующих небо. Эскадрилья Копца ушла еще рано утром на сопровождение республиканских бомбардировщиков, летевших бомбить позиции франкистов где-то под Мадридом. Разведывательная группа испанских летчиков тоже куда-то улетела на разведку. И на аэродроме остались только мы. Но и нам особо засиживаться не дали. В 8 часов 16 минут по мадридскому времени зазвонил телефон на КП. Пришел приказ нашей эскадрилье. К городу двигаются несколько групп вражеских самолетов. Нам приказано перехватить ту, что летит с юга. Задача — не допустить прорыва бомбардировщиков франкистов к жилым кварталам испанской столицы.

Взлетаем неполным составом. Шесть наших «чаек» уже ушли ранее патрулировать небо над восточными районами Мадрида. И за нами они никак не успевают. Далековато, однако. И скорость. Будь она не ладна! Да и нет у нас с ними никакой связи. Как они узнают, что мы вылетаем на перехват? Никак! Кроме того, на взлете у моего ведомого забарахлил мотор, и он был вынужден вернуться на аэродром. Бывает. Техника здесь такая несовершенная. Но лучше уж так, чем вдали от аэродрома. Итак, вылетаем неполным составом. Всего девять машин. Вместо шестнадцати.

Небо над Мадридом сегодня безоблачное. Ни облачка. Видимость на миллион. До места боя лететь не очень долго. Минут пятнадцать. Вон впереди в небе уже видны темные точки. Самолеты противника. В этот раз они от нас не уйдут. Летят прямо в нашу сторону. Подходим ближе, и я начинаю различать детали. Такс! Что там у нас? Плотным, красивым клином летят двенадцать трехмоторных бомбардировщиков. Всев пестромкамуфляжекоричнево-зеленого колера. На крыльях белые косые кресты. На фюзеляже черный круг, а на вертикальном, хвостовом руле черный косой крест на белом фоне. Франкисты. Но скорее всего, это не испанцы, а итальянцы из «Авиазион Легионария». Что переводится с итальянского как Легионерская Авиация. Вот эти будут нашими основными противниками в небе Испании. Они и немцы из легиона «Кондор». Это такие же «добровольцы» как и мы, только их сюда прислали Германия и Италия. Типичные бойцы гибридной войны. Когда большие и сильные страны предпочитают выяснять отношения на территории других государств вот в таких мелких войнах. Заодно оружие испытывают и своим людям дают возможность приобретать боевой опыт.

Почему в данный момент я наших противников идентифицирую как итальянцев? Все очень просто. Немецкий легион «Кондор» пока еще в небе Испании не успел отметиться. Я-то думал, что они уже здесь есть. Но их еще не сформировали, оказывается. Они тут попозже появятся. А пока из иностранцев в небе Испании с той стороны воюют только итальянцы. Итак — эти вот бомбардировщики, совершенно точно, являются итальянскими моделями «Савойя-Маркетти» S.79. Итальянцы их еще называют «Спарвьеро», то есть «Ястреб». На мой взгляд, эти бомбардировщики на ястребов совсем не похожи. Скорее, на горбатых ворон. Три мотора (два в крыльях и один на носу) делают его похожим на немецкий бомбардировщик Ju-52 фирмы «Юнкерс». Но большой горб кабины пилотов сразу же убивает любое сходство с немецкими машинами. Такой самолетик ни с чем не перепутаешь. Уж слишком у него силуэт оригинальный. Горбатый. Нам, кстати, перед этой командировкой давали техническую литературу почитать про наших вероятных противников в небе Испании. Поэтому во вражеской технике я неплохо так ориентируюсь сейчас. Мы же наизусть заучивали таблицы с изображениями всех немецких и итальянских военных самолетов этих лет. И не я один тут такой вундеркинд. Все наши пилоты-добровольцы изучали те же данные о вражеских машинах. И не только внешний вид, но и их тактико-технические характеристики. Лихорадочно вспоминаю все, что знаю про эти итальянские бомберы.

Итак — «Савойя-Маркетти» S.79 изначально разрабатывался как пассажирский самолет. Моноплан. Конструкция планера смешанная — металлический фюзеляж и деревянные крылья. Стрелковое вооружение — три 12,7-миллиметровых пулемета (один неподвижный, стреляющий вперед; и по одному в верхней и нижней подвижных установках), один 7,7-миллиметровый перекидной пулемет для стрельбы из боковых окон. Масса бомбовой нагрузки — 1250 кг. Экипаж — 5 человек. Максимальная скорость — 430 км/ч. Практический потолок — 7000 м. Дальность полета — 2000 километров.

Для этих лет очень даже неплохая машина. Особенно меня впечатлила скорость этого летающего птеродактиля. Она больше, чем у моей «чайки». Очень хорошо, что сейчас противник летит нам навстречу. А вот если бы мы его догоняли, то вряд ли бы у нас это получилось. Но сейчас мы можем это сделать. Перехватить. И Рычагов, покачав крыльями, приказывает идти на перехват вражеских бомбардировщиков. Командовать в бою он без рации может только вот так, покачивая крыльями и маша руками. В общем, как такового управления боем у нас нет. В воздушной схватке все будут действовать на свой страх и риск. Ни предупредить об опасности, ни позвать на помощь невозможно. Нет у нас связи. А у врага есть. Похоже, что нас тоже заметили. И рванули на перехват. Истребители франкистов шли примерно на полторы тысячи метров выше своих бомбардировщиков. И заметили нас раньше. И теперь валятся на нас сверху. Правда, мы их тоже заметили вовремя. Этих врагов я также идентифицировал очень быстро. Истребители «Фиат CR.32» производства Италии. Одноместный, цельнометаллический биплан. Ему испанцы тоже прозвище на этой войне придумали. «Чирри», то есть «сверчок». Если верить техническим справочникам, то эти истребители по скорости и скороподъемности должны уступать нашим «чайкам». Ненамного, но должны. Однако тот же старший лейтенант Копец нам много чего успел рассказать за эти дни про воздушные бои в небе Испании. И он нас предостерег, что этих противников нельзя недооценивать. Воюют итальянские пилоты очень профессионально и с выдумкой. И драться в небе с ними тяжело. В общем, не расслабляться. Да, и вооружение у «сверчков» помощнее, чем у И-15. Вместо пулеметов винтовочного калибра на CR.32 стоят два крупнокалиберных по 12,7 мм. А это моща!!! Итальянские пулеметы стреляют гораздо дальше наших авиационных «максимов». И урон они наносят очень ощутимый при попадании в деревянную «чайку».